Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ В СИБИРИ.

§ 1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩАХ СИБИРИ


Одной из важнейших особенностей организации школьной реформы Екатерины II в Сибири является повсеместное нарушение программы обучения. Сравним, какие предметы, и в каких классах проводились в Тобольском главном народном училище с программой обучения, которой надлежало придерживаться всей Российской империи161.

В Тобольское Главное народное училище изучались следующие предметы:

Первый класс: чтение русское, священная история до потопа, сокращенный катехизис до заповедей, чистописание.

Второй класс: арифметика до именованных чисел, священная история от потопа до Моисея, чистописание, из книги «о должностях человека и гражданина» до главы четвертой.

Третий класс: арифметика до тройного правила, грамматика до глаголов, всемирная история до Карфагена, российская география: границы, пространство, моря, реки, горы, математическая география, естественная география и введение в политическую географию.162

Четвертый класс: алгебра до уравнения первой степени, геометрия - до стереометрии, механика - о силах вообще, машины, гражданская архитектура - об основаниях, естественная история - ботаника до деревьев, всеобщая география - об Африке, всеобщая история - о Пруссии, российская география - северная полоса, российская история - период первый163.

Однако священная история должна была вся проходиться в первом классе, во втором классе должен был проходиться пространный катехизис, в третьем классе полагалось изъяснение евангелия164. «Правила об учащихся» и «книга о должностях человека и гражданина», должны были полностью проходиться в первых двух классах. Грамматика, история, оказываются существенно сокращенными, а из остальных предметов проходятся незначительные отрывки. Соответственно можно сделать вывод о том, что курс каждого класса был отрывочным и сокращенным, по сравнению с разработанной в столице программой165.

Дополнительно предписывалось изучать иностранный язык, на котором говорят на территории, соседствующей с той или иной губернией Российской империи166. В главе второй, под названием «О языках иностранных при главных народных училищах», «Устава народным училищам в Российской империи» предписывается «Во всех главных народных училищах, кроме правил языка российского, яко природного, должны еще преподаваться основания латинского для желающих учение свое продолжать в высших училищах, как-то: гимназиях или университетах; а сверх того, учение того иностранного языка, какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее по употреблению его в общежитии».


В связи с этим в 1793г. сверх программы в Тобольском училище ввели преподавание татарского языка. В 1796г. татарский язык изучали 45 чел. из 76 учащихся, а в 1799-1800 гг. класс татарского языка выделили в особую «татарскую школу», в которой обучались 24 мальчика и одна девочка. Однако изначально предполагалось ввести преподавание киргизского языка, но поскольку не нашлось преподавателя, стали активно преподавать татарский язык167.

В Иркутском училище с 1790 г. изучали монгольский, китайский и маньчжурский языки, а с 1792 г. - японский. В монгольском классе у Ф. Санжихаева занимались 52 человека, в классе китайского и маньчжурского языков у П. Парышева - 27 человек и в японском у Н. Колотыгина (крещенного японца Синдзо) - 6 человек. Правда, первые два класса в 1794 г. закрыли «за трудностью и неудобопонятностью сих языков и по нехотению учеников и родителей их продолжать сего обучения». Но японский язык изучался до 1816 г. (сначала в училище, а с 1805 г. в гимназии). С 1795 г. здесь преподавались также немецкий и французский языки168.

Из «Ведомости о состоянии народных училищ, находящихся в Тобольском наместничестве за 1792 г.» (см. Прил. Д) можно сделать вывод о том, какие предметы должны были преподаваться в Сибири: латинский язык, грамматика, арифметика, геометрия, гражданская архитектура, механика, физика, всемирная история, всеобщая география, естественная история, пространный катехизис, священная история, книга о должностях человека и гражданина, рисование169.

Каждый год проводилась аттестация учащихся. Их оценивали по 15 бальной системе. 1- превосходно успевали, 2 - похвально, 3 - весьма хорошо, 4 - отлично, 5 - хорошо, 6 - изрядно, 7 - порядочно, 8 - посредственно, 9 - средственно, 10 - неоченно, 11 - худо, 12 - отчасти, 13 - отчасти годиться, 14 - малые показали успехи, 15 - худо успевали.

Примером, оценивая учеников, может служить документ под названием «Именной список об успехах штаба и обер-офицерских детей, обучающихся в Барнаульском училище» (см. Прил. 4). Проблемы в основном возникали с арифметикой, геометрией и физикой. Достижения наиболее успешных учеников расписываются достаточно подробно, о следующей группе учеников сказано, что они предметы средственно знают. Выделяется также группа учащихся, которая знает предметы хуже всех, а также ряд учеников, не явившихся на испытание

170.

Соответственно, можно говорить о том, что обучение в Сибири проходило несколько хуже, нежели в центральной части Российской империи. Происходило повсеместное нарушение программы обучения, необходимость получения образования в данном отдаленном регионе ощущалась также в меньшей степени171.

Школьная реформа Екатерины II была распространена без изменений на всю территорию Российской империи, в том числе и на Сибирь.

Сибирь тогда делилась на три наместничества: Тобольское, Колыванское и Иркутское. В каждом из них указом 3 ноября 1788 г. было предписано открыть по Главному народному училищу. Соответственно, в 1789 г. были открыты три главных народных училища - в Тобольске, Иркутске и Барнауле. Так же было открыто десять малых народных училищ - в 1789 г. - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Иркутске, Нарыме, в 1790 г. - в Енисейске, Красноярске и Кузнецке, в 1793 г. - в Верхнеудинске172.

Безусловно, условия функционирования данных учебных заведений в Сибири отличались от условий любой другой части Российской Империи. Главное отличие состояло в том, что в европейской части России крепостные крестьяне не имели права обучаться в училищах. Поскольку в Сибири крепостное право отсутствовало, шанс пройти обучение был у многих . Из таблицы (см. Прил.1) видно, что в Красноярском и Кузнецком малых народных училищах крестьяне обучались, правда, в очень небольшом количестве.

Особые условия Сибири, ее отдаленность, слабая заселенность и отсутствие рабочей силы, на которой держится крепостничество, способствовали слабому развитию частного земледелия. Также центральная власть препятствовала развитию на этой территории частного землевладения, так как она сама эксплуатировала эти земли, получая с местных жителей ренту продуктами - пушниной.

Стоит так же обратить внимание, что в Сибири наравне с мальчиками проходили обучение и девочки. В таблице (см. Прил.1, таблица А. 1) показано, что наибольше количество девочек проходили обучение в Красноярском малом народном училище. В Колывановском училище, по данным на 1791 г., учились шесть девочек. В Тобольском Главном народном училище в 1793 г. обучалось две девочки, в 1799 г. - шесть девочек, в 1801 г. - пять девочек, в 1802 г. - пять девочек. В Кузнецком, Томском, Нарымском, Енисейском и Тарском малых училищах в составе учащихся учеников женского пола не присутствовало173.

Несмотря на все сословность данной реформы первое место в Главных народных училищах занимали дети чиновников, а в малых дети купцов и мещан
174. Например, в Колыванском главном училище было в 1789 г.: детей чиновников и дворян - 23; купцов - 18; мещан - 13 и крестьян - 2. В Тобольском Главном народном училище в 1790 г. было: детей чиновников и дворян - 40; купцов, мещан и цеховых - 36; военнослужащих - 72; крестьян, дворовых и ссыльных - 2; в 1793 году в том же училище было: детей чиновников и дворян - 12; купцов, мещан и цеховых - 15; военнослужащих - 47; крестьян дворовых и ссыльных - 2175. В Кузнецком Малом народном училище в 1794 г. было: детей купцов - 7; мещан - 18; крестьян - 5 и инородцев - 5. В Томском Малом народном училище в 1803 г. было: детей чиновников и дворян - 7; духовных - 2; купцов и мещан - 51; военнослужащих (казаков) – 6176.

В Красноярском малом училище в 1792 г. обучались: дети солдат иказаков - 40; мещан - 17; обер-офицеров - 14; купцов - 13; приказных - 4;церковнослужителей - 2 и крестьян - 1177.

Безусловно, есть комплекс причин, из-за которых в училищах сложился именно такой социальный состав. Во-первых, в XVIII в. в России у людей еще не сложилось понимание ценности и нужности образования, в особенности это конечно касается крестьян. В этом плане реформа Екатерины II - это начало, первая ступень в организации всеобщего образования. Во-вторых, несмотря на создание Екатериной смольного института благородных девиц, женское образование еще долгое время «не войдет в моду» в России. Поэтому то, что в Сибири обучались девочки, хотя и в довольно малом количестве, уже является достижением178.

Также следует отметить факт постепенного снижения количества учащихся, как в Главных, так и в малых училищах. Данное явление было характерно не только для Сибири, но и для всей России в целом. Из таблицы (см. Прил. 2) видно, как изменялось количество учащихся в Тобольском и Иркутском главных народных училищах. Информация о Барнаульском главном училище не приведена, поскольку оно вскоре закрылось, так как было не в состоянии конкурировать с лучше обеспеченными горнозаводскими школами Алтая и Горным училищем. В Тобольском училище число учеников уменьшилось на 108 человек с 1790 по 1802 г. В Иркутском учебном заведении количество учеников наоборот возросло за тот же период на 12 человек. Данная тенденция объясняется финансовыми затруднениями Тобольского главного училища. Как известно, несмотря на важность данных учебных заведений, государством они не финансировались, должны были существовать на средства городского управления, приказа общественного призрения и благотворительность
179.

В 1795 г. Тобольское городское общество отказало училищу в финансовой поддержке. Городская дума, к которой в связи с этим обратился Приказ общественного призрения о дотации, последний раз выделила училищу 287 руб. и правитель наместничества А. В. Алябьев пожертвовал из личных средств 25 руб. Однако Алябьева в конце 1795 г. сменил новый правитель наместничества А. Г. Толстой. Прекратилась издательская деятельность училища и как следствие начало сокращаться количество учащихся. В 1797 г. зафиксировано наименьшее число учеников за весь период существования данного учебного заведения - 53 человека. В дальнейшем это цифра несколько выросла, в том числе за счет открытия при училище школы татарского языка, однако к первоначальному количеству вернуться уже не удалось180.

В Иркутске же финансовая ситуация была несколько лучше, благодаря поддержке местного богатого купечества, что позволило сохранить стабильное число учащихся, а в начале XIX в. обогнать поэтому критерию Тобольское училище. Богатое иркутское купечество оказывало поддержку Иркутскому главному народному училищу вплоть до преобразования его в гимназию. Именно Иркутское училище первым в России было преобразовано в гимназию в 1805 г181.

В таблице (см. Прил. 2) видно, что в малых народных училищах Сибири в период с 1790 по 1802 г. количество учащихся также уменьшалось: в Тарском - на 34 человека, в Нарымском - на 11 человек, в Туринском - на 5, в Енисейском - на 9, в Верхнеудинском с 1793 по 1803 г. на 11 человек. Красноярское училище было закрыто в декабре 1795 г., что было связано с недостатком финансирования. Красноярская городская дума постановила производить содержание училища только до конца 1795 г. Через год после Красноярского было закрыто и Кузнецкое малое училище. При открытии училища в Кузнецке (1790 г.) была подписана значительная для того времени сумма пожертвований на его содержание. Однако когда дело дошло до сбора этих пожертвований по подписному листу, то даже к моменту закрытия училища не вся сумма была получена.

Также одной из причин, является то, что очень малая часть поступивших оканчивала обучение. Например, в Иркутском училище за весь период его существования с 1789г. до 1805 г. полный курс прошли только 45 человек, в основном дети чиновников182. Купцы и мещане, чьих детей училось больше, чем других сословий, считали, что для образования достаточно одного-двух классов. Тобольское главное народное училище в год наибольшего его переполнения (1792 г.) курс окончило семь человек, в последующие годы выпускалось еще меньшее количество учащихся.