Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Н. И. Чуркина в своих статьях «Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVIII - XX вв.)», «Социальные статус учителей в Западной Сибири в XVIII - XX вв.», а также М. П. Войтеховская подробно рассматривают деятельность учителей и организацию их обучения. В их работах показано изменение статуса педагогов, повышение их значимости с течением времени13. О школах Тобольской губернии, в частности об училище, упоминается в работе И. В. Неупокоева. Следует отметить, что специальных работ по организации и проведению школьной реформы Екатерины Великой в Сибири нет14.

Целью данной работы является комплексное исследование организации школьной реформы Екатерины II в Сибири.

Задачи исследования:

• Рассмотреть эволюцию взглядов Екатерины II на образование;

• Проанализировать этапы подготовки школьной реформы 1782-1786 гг;

• Изучить реализацию школьной реформы в Сибири;

• Выявить проблемы, связанные с функционированием главных и малых народных училищ на территории Сибири.

Объектом изучения стала система школьного образования в Российской империи во второй половине XVIII в.

Предметом исследования выступает организация и деятельность главных и малых народных училищ в Сибири.

Хронологические рамки охватывают период с 22 сентября 1762 г., с момента вступления Екатерины II на российский престол, с этого времени происходят изменения в образовании, которые постепенно привели к организации малых и главных народных училищ, как во всей России, так и в Сибири в частности, и до 1805 г., когда оставшиеся училища были преобразованы в гимназии.

Методология исследования. В основу данной бакалаврской работы были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Использовался принцип системности, соблюдение которого обеспечивает проникновение в суть изучаемой исторической реальности. Также применялся конкретно-научный или конкретно-проблемный метод, позволяющий выявить ряд проблем в изучаемой теме. Немаловажное место занимали исторический, показывающий движение объекта в интервалах времени, и логический методы. Также в данной работе был применен формационный подход, поскольку большое влияние на развитие всеобщего образования в данный период времени оказывал тот факт
, что общество было разделено на сословия. Все это позволило рассмотреть объект изучения во всем его многообразии.

Источниковую базу исследования составили документы, разработанные комиссией об организации училищ. Такие документы как: «Руководство учителям первого и второго классов», «Правила для учащихся в народных училищах» и «Устав народным училищам в Российской империи».

Практическая значимость работы: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Сибири, а также по истории образования.

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

§1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II


Вступив на престол, Екатерина Великая первоначально занялась вопросом образования, поскольку понимала важность данной сферы общественной жизни для государства. Период правления Екатерины II принято делить на два этапа, это период политики просвещенного абсолютизма - 1762-1773гг., то есть до восстания Емельяна Пугачева. После подавления восстания, происходил постепенный отход от политики просвещенного абсолютизма.

Соответственно можно говорить об изменении взглядов Екатерины Великой на различные сферы государственного и общественного устройства. Одной из таких сфер явилась сфера образования.

Екатерина II понимала воспитание скорее как социальный феномен. Она полагала, что воспитание способно улучшить общество: «Самое надежное средство сделать людей лучшими, есть приведение в совершенство воспитания». Па первый план императрица стравила нравственное и морально-этическое воспитание. Цель воспитания, как считала Екатерина Великая, заключалась в формировании человека богобоязненного и законопослушного. Императрица была убеждена в том, что наука, без воспитания только развратит человека15.

Екатерина является автором некоторых произведений, имеющих педагогическую направленность: «Инструкция для воспитания любезных наших внуков», «Разговор и рассказы», «Российская азбука для обучения юношества чтению», «Гражданское начальное учение» и др. Главенствующая мысль всех педагогических работ Екатерины Алексеевны - добродетель - основа нравственного воспитания16. Добродетель - высшая ценность и содержание жизни человека, именно в том чтобы взрастить ее в воспитанниках и должны быть направлены все усилия воспитателей. В своей книге «Гражданское начальное учение», которая первоначально писалась для внуков, Екатерина выделяла такой компонент гражданского воспитания как «уважение выгод» своего отечества17. Под этим выражением она подразумевала любовь к родине, желание приносить своими действиями пользу своей отчизне. Значительное внимание уделялось физическому воспитанию, государыня составила список физических упражнений, необходимых, как она считала, ее внукам. Среди них: верховая езда, фехтование, плавание, борьба, стрельба из ружья и из лука. Главная цель телесного воспитания крепость тела, приученного к трудам и лишениям
18.

Обучение императрица понимала, как средство воспитания: «учение же, или знание, да будет единственно отвращением от праздности и способом к познанию естественных способностей учеников и дабы привыкли к труду и прилежанию».

Первоначально во взглядах на воспитание Екатерина II придерживалась так называемой концепции создания «новой породы людей»19. Деятельность «нового человека» должна быть направлена в первую очередь на служение своему государству, это так называемое «третье сословие», которое бы подключилось к модернизации страны. Эту идею она отчасти заимствовала у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом антисословная, антипатриархальная сущность педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II. Взгляды французского мыслителя она переняла только в части об изоляции ребенка от общества в период обучения20.

Нужно сказать, что концепция «нового человека», истинного сына отечества, была характерна для того времени как для европейского, так и для русского просвещения.

Идею, о воспитании «новой породы людей» разделял и поддерживал Иван Иванович Бецкой. Он был наиболее авторитетным из советников Екатерины II в вопросах образования с 1762 по 1779 г. Основные труды, в которых Иван Иванович изложил свои взгляды на воспитание это: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764 г.) и «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества»21 (1766 г.).

Автор данных трудов считает, что образование без воспитания может лишь навредить ребенку: «Разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто в самой нежной юности своей был воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкоренены, а небрежением того, и ежедневными дурными примерами, привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию». Можно сделать вывод о том, что на первое место Иван Иванович ставил воспитание, а образование лишь фон, на котором строится процесс22.

Основная идея концепции воспитания «новой породы людей» в том, что нужно создавать закрытые учебные заведения, в которые бы принимались дети с 5-6 лет и обучались до 18-20 лет. При этом их сношения с внешним миром должны быть минимальными, родителям было запрещено забирать детей домой даже на какой-либо небольшой срок
23.

В своих трудах Бецкой затрагивает вопросы организации деятельности таких учебных заведений. В частности, он указывает на то, что в учебной деятельности необходимо делать акценты на легкость, привлекательность и непринужденность подачи материала. Так же, по его мнению, следует поощрять учащихся, когда они этого достойны, а наказывать в разумных пределах. Запрещались телесные наказания24.

Цель и содержание воспитания по Бецкому заключается в необходимости «вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех оного подробностях и сколько во оном есть полезного; особенно же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и не принадлежащих к ним, одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением»25.

Данный план начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764 г.), воспитательных домов в Москве (1764 г.) и Петербурге (1770 г.), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764 г.) и коммерческого училища (1773 г.). Однако полноценной работе этих учреждений мешал недостаток учителей26. Из данных учреждений только деятельность Смольного института благородных девиц была наиболее успешной. Созданием института было положено начало женскому образованию в России. Учреждение было разделено на две половины, Николаевскую и Александровскую27. На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, имеющих чин не ниже полковника или статского советника, а на Александровскую - дочерей мелкопоместных дворян от чина штабс-капитана, титулярного советника до полковника, коллежского советника, а также дочерей священнослужителей, внесенных в третью часть дворянской книги. Здесь также имелось училище для