Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
малолетних девочек мещанского сословия, где готовили будущих учительниц и воспитательниц (1765 г.)28.

В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать свою дочь домой. В Смольном обучали русскому, иностранным языкам (как правило, французскому и немецкому), арифметики, географии, истории, стихосложению музицированию, рисованию. Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительниц, что имело большое значение, поскольку в тот период времени в России преподавали в основном иностранки, не имеющие специального педагогического образования. Смольный институт пользовался особым покровительством Екатерины Великой, она часто его посещала, лучшие ученицы могли стать ее фрейлинами.

Следует отметить, что, не смотря на то, что деятельность И. Бецкого не всегда была успешной, его замыслы и положения стали базой построения отечественной педагогической теории и практики создания системы общего образования в России29.

Из этой теории видно, что преследовалась цель создать новое поколение людей, не имеющих недостатков прежних поколений. Очень много говорится о сердце, о чувствительности, о благородных мыслях и настроениях, но мало о развитии воли, об укреплении характера. Умственное образование ценили очень низко, давая ему третьестепенное значение, видя сущность умственного развития в умении обращаться в свете - «людскости», говорить на иностранных языках и поверхностно знать множество разнородных вещей.

Однако в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового уложения» 1767 г. Екатерина утверждает, что сильное государство может построить только просвещенный народ. В ст. 245 «Наказа» говорится: «Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми»30. В четырнадцатой главе «Наказа» высказывается мысль о невозможности дать общее воспитание «многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учрежденных домах». Из этого следует, что Екатерина II перестала поддерживать идеи просветителей о всеобщем образовании народа, разочаровалась во взглядах Ивана Ивановича Бецкого. Это обстоятельство заставит ее в дальнейшем обратить свое внимание на наиболее успешную в Европе австрийскую систему образования31.

О том, что Екатерина II считала образование одной из важнейших общественных сфер
, хотела упорядочить, регламентировать процесс обучения, контролировать успехи и промахи учащихся, свидетельствует документ от 12 сентября 1771 г. «По сенатскому ведению о содержании во всех учебных (заведениях) местах журналов о вступлении учащихся, о их природе и успехах и о даче им аттестатов». По данному документу предписывалось, чтобы во всех учебных заведениях имелись журналы, в которых было бы отмечено «о вступлении, и об их природе, и с какими понятиями, который продолжает учение, сколько времени в коем упражнялся и знание имеет, и по всю ту свою бытность допропорядочно ль, или с какими пороками поступал». Так же учащимся, заканчивающим обучение, следовало выдавать аттестаты «дабы учащегося с прилежанием и учение знающего, перед незнающим отличать, а в пороках находившегося, во всяком случае, видеть было можно»32.

Важно отметить, что в педагогических произведениях Екатерины II нет четкого размежевания различных педагогических понятий. В частности, отдельно не рассматриваются формы, методы, средства воспитания и обучения. Это объясняется общим уровнем педагогического знания, характерным для XVIII века. Однако необходимость научного знания и адекватной интерпретации педагогических воззрений Екатерины II обязывает рассматривать их с позиций принятой в современной педагогике классификации этих понятий33.

Высказывания Екатерины II, затрагивающие вопросы методики обучения и воспитания, адресованы, главным образом, воспитателям ее внуков - будущих наследников престола. Это не означает, однако, что эти ее высказывания не имеют общепедагогического смысла и значения, что в вопросах воспитания и обучения других категорий детей она придерживалась иных взглядов. Изучение ее педагогического наследия не дает оснований упрекнуть ее в педагогическом классицизме34. Исключение составляет лишь ее убеждение в необходимости соблюдения сословного принципа в образовательной политике. Но это не относится к методическим аспектам ее педагогических воззрений35.

В качестве предварительного условия организации учебно-воспитательного процесса Екатерина считает необходимым иметь в виду три принципиально важных момента:

1) воспитание должно быть организовано так, чтобы им были охвачены все стороны человека, то есть направления воспитательной работы должны касаться всех сторон личности (нравственное, гражданское, умственное, физическое воспитание);



2) уровень образования необходимо соотносить с тем, «смотря ... кому оно дается»;

3) организация воспитания должна исходить из учета возрастных особенностей воспитанников.

Первое из названных положений было рассмотрено в предыдущем параграфе в связи с анализом взглядов Екатерины II на содержание воспитания и обучения. Второе несет в себе мысль о том, что образование не должно быть одинаковым для представителей различных сословий.

Прогрессивный в целом характер педагогических взглядов российской императрицы, в основе которых лежали идеалы Просвещения, объективно вступали в противоречие с реалиями российской действительности. Это особенно отчетливо проявилось в вопросе, имевшем острый социальный подтекст36. В XVIII веке сословность и связанное с этим неравенство подданных Российской империи в зависимости от их происхождения составляли основу общественного строя и государственной политики. Екатерина II не могла не считаться с этим. Более того, она приняла эти установления и распространила их на сферу образования. Об этом свидетельствуют её высказывание: «...мыслим мы, что всякое доброе воспитание должно быть учреждено, смотря на того, кому оно дается»37.

В вопросах организации процесса обучения Екатерина II важную роль отводит оборудованию учебного помещения, режиму труда и отдыха ребенка. Продолжительность каждого вида занятий определялась ею в пределах получаса, и при условии доброй воли и желания самих воспитанников к этим занятиям. В статье «Об обучении» она неоднократно упоминает о том, что «дети, переменяя упражнения телесные с упражнениями ума, проводить будут время приятно, заслуживая сверх того похвалы».

Вопрос о воспитателе занимает особое место в педагогических трудах Екатерины II38. От воспитателя зависит установление таких отношений с учеником, которые будут способствовать успеху воспитания и обучения. Роль приставника не сводилась Екатериной II к выполнению им функций источника информации39. Большое место уделялось характеру, ценностным ориентациям. Екатерина II в качестве необходимых требований отмечала способность приставника наладить взаимоотношения с воспитанниками, умение выработать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними: педагогический такт, знание психологических особенностей воспитанников40. В «Наставлении приставникам касательно их поведения с воспитанниками», в «Инструкции» Екатерина называет качества личности
, которыми должны обладать воспитатели: осторожность, воздержание, умеренность, нежная любовь к детям, здравый рассудок, учтивость, добрая воля. Их обязанности в том, чтобы своим поведением они были примером для воспитанников.

Приставников, которые несоответствующих этим требованиям беспощадно удаляли. По отношению к воспитанникам приставники должны проявлять терпимость, умеренность, учтивость, любовь, добрую волю. По мнению Екатерины II, без любви, доверия и уважения к детям невозможно правильное и плодотворное влияние воспитателей на детей. Можно не обращать особого внимания на детские шалости и ошибки, свойственные возрасту и не имеющие под собой прочных стереотипов поведения41. Но необходима твердость воли, основанная на справедливости, если ситуация требует вмешательства воспитателя. Воспитатели должны распознавать интересы и наклонности воспитанников и действовать в соответствии с этими наблюдениями42.

По мнению Екатерины II, во взаимоотношениях воспитателей и воспитанников не должно быть противостояния, более того, руководство и управление действиями детей со стороны воспитателей по возможности должно быть не замеченным детьми. Это возможно тогда, когда их отношения строятся на взаимном уважении, доверии друг к другу, на педагогическом такте43.

Таким образом, рассмотрев взгляды Екатерины II на вопросы методики воспитания и обучения, мы можем сделать следующие выводы. Екатерина II, вполне в духе Просвещения, рекомендовала использовать в воспитании и обучении мягкие, ненасильственные методы и приемы44. Она считала, что именно таким способом можно воспитать нового человека, лишенного недостатков старой эпохи. В сформированных ею требованиях к воспитателю выделяются положения, по существу, определяющие понятие «педагогический такт», которого не было ранее в педагогике45. Также важным является и то, что Екатерина II признавала наличие у родителей не только прав на своих детей, но и обязанностей по их воспитанию. Она придерживалась концепции раннего воспитания и последовательности в обучении, подчеркивала важность учета возрастных особенностей детей.

Итак, рассмотрев источники формирования и сущность педагогических воззрений Екатерины II, мы пришли к выводу, что в своей основе эти воззрения восходили к учениям европейских педагогов и просветителей XVIII века и предшествующего времени. Тем не менее, практически все эти идеи были творчески переосмыслены
, адаптированы и трансформированы Екатериной II на российской почве, что и составляет ее главную заслугу перед российской педагогикой. Педагогические взгляды Екатерины II имели ярко выраженную социальную направленность и были важным инструментом в ее социальной политике. Императрица стремилась возглавить и направить развитие новых процессов в российском обществе, и в этих целях во многом руководствовалась своими педагогическими воззрениями.

По вопросам содержания воспитания и обучения Екатерина II имела собственные оригинальные взгляды. Центральными в педагогических воззрениях Екатерины II были идеи о главенстве нравственного начала в человеке и необходимости подчинять весь процесс воспитания этому, важности гражданского и патриотического воспитания в деле формирования «нового человека».

Понимание Екатериной II истинной гражданственности во многом современно и актуально. Екатерина II знала цену знаниям, не раз указывала на всю важность и значимость образования, как для конкретной личности, так и для общества в целом.

По вопросам методики воспитания и обучения у Екатерины II также имелись оригинальные взгляды, связанные с поставленными ею социальными задачами формирования «нового человека». Чтобы избавиться от недостатков прежней эпохи, новая личность должна была «выращиваться» мягкими, ненасильственными методами. Воспитательные воздействия и обучение со стороны воспитателей и учителей должны быть дополнены интенсивным самообразованием на протяжении всей жизни человека. Важен призыв Екатерины II к ответственности родителей перед государством и обществом за воспитание своих детей. В этом проявился отход от типичной российской «домостроевской» традиции.