Файл: Организация учебной деятельности Актуальные проблемы.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Организация учебной деятельности

Актуальные проблемы

Лекция

В основе учения как деятельности лежат психологические теории. Наиболее используемые в современном образовательном процессе:

А.Н. Леонтьев в 40-50 годах 20 века охарактеризовал подходы к анализу деятельности – смысловой и технологический.

Преподаватель – модератор учебной деятельности обучающегося: он определяет ее цели, содержание и формы, создает условия и мотивирует к деятельности.

Педагог организует ситуацию обучения. Его функции:

Преподаватель следует принципу минимальной помощи. Вмешивается в изучение и рабочий процесс только если для обучающихся невозможно самостоятельно решить учебную ситуацию.

Этап 3 – реализация образовательного процесса:

Это общая дидактическая схема занятия.

Основная задача педагога в рамках данной схемы – освоение учебного материала каждым обучающимся до продуктивного уровня.

Типы занятий:

Типичные характеристики обучающихся химии, биологии, географии 5-9 и 10-11 классов:

Важно управление учебной мотивацией обучающихся. Формула: «осмысленность + перспективность».

Мотивация на этапе целеполагания:

«Открытый вариант контрольной работы», «Эмоциональные приемы» (коммуникативная атака, интрига, провокация)

Приемы формирования учебной мотивации в естественнонаучном образовании:

Педагогические роли преподавателя естественнонаучных предметов

Методы обучения и образовательные технологии

Методы:

Современные педтехнологии:

Структура образовательной среды:

Организация учебной деятельности

Актуальные проблемы

Лекция


Вопросами обучения занимается наука –дидактика – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов, организационных форм.
Образование в школе подготавливает обучающегося к продолжению обучения с целью получения профессии.
Образование в СПО и ВО направлено на подготовку обучающегося к профессиональной деятельности и получению квалификации.
Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ (ФЗ). Это определение указывает что образовательная организация – субъект учебной деятельности.

В основе учения как деятельности лежат психологические теории. Наиболее используемые в современном образовательном процессе:


Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
Гуманистическая психология (К.Р. Роджерс, А.Х. Маслоу)

А.Н. Леонтьев в 40-50 годах 20 века охарактеризовал подходы к анализу деятельности – смысловой и технологический.


Смысловой – описание деятельности дается через отношение активности человека к его мотивам
Технологический – деятельность последовательно декомпозируется на действия и операции, осуществление которых необходимо для успеха деятельности. Обучающийся выполняет логические и творческие операции в процессе обучения, в рамках программы. При этом его деятельность носит управляемый и осмысленный характер.

Преподаватель – модератор учебной деятельности обучающегося: он определяет ее цели, содержание и формы, создает условия и мотивирует к деятельности.



К. Роджерс трактует учебную деятельность обучающегося как самостоятельную, в которой он играет ведущую роль.
Учебная деятельность – самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития.
Преподавательнаправляющий, помогающий обучающемуся в формировании траектории его учебной деятельности

Педагог организует ситуацию обучения. Его функции:


Делает возможным и поддерживает процесс самостоятельного приобретения обучающимися компетенций
Разрабатывает процесс обучения и способствует его успешному протеканию с использованием обучающих вопросов и заданий

Консультирует обучающихся в ходе планирования и выполнения заданий
Указывает на возможные действия
Делает источники информации доступными
Указывает на критерии проверки и консультирует в ходе проверки результатов

Преподаватель следует принципу минимальной помощи. Вмешивается в изучение и рабочий процесс только если для обучающихся невозможно самостоятельно решить учебную ситуацию.

Обучающиеся приобретают более активную позицию, они планируют и действуют. Основные характеристики учебной деятельности обучающихся при таком подходе: мотивированность, осмысленность, самостоятельность.

Этап 1 - Целеполагание – первый и один из важнейших и сложных этапов в организации образовательного процесса.
Цель – это результат, которого должны достичь обучающиеся после определенного этапа обучения.
Цели должны быть практико-ориентированными и диагностичными.
Должны идти «от действия» и формулироваться в форме глагола, характеризующего деятельность учеников (воспроизводить, узнавать, определять, формулировать, наблюдать, изображать, показывать, раскрывать, демонстрировать, комбинировать, применять, решать, моделировать, прогнозировать, анализировать).
Эти глаголы в формулировки целей будут основными. Глаголы, характеризующие действия учителя имеет второстепенное значение (Сформировать умение наблюдать, Продолжить развитие умения анализировать)


Работа по целеполаганию позволяет продумать и структурировать содержание учебного материала, выстроить логические связи между разделами и темами, теорией и практикой.
Этап 2 - Проектирование структуры учебного курса – этап планирования. Собирается и систематизируется содержательный материал (информационный - учебники, практический - задания, методический – пособия и контрольные).
Планирование учебного курса бывает годовое (КТП), текущее (тема), оперативное (занятие).

Этап 3 – реализация образовательного процесса:


Актуализация (активизация внимания, цель)
Изучение нового материала


Первичное закрепление
Комплексное применение знаний и умений
Обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
Оценка, коррекция

Это общая дидактическая схема занятия.

Основная задача педагога в рамках данной схемы – освоение учебного материала каждым обучающимся до продуктивного уровня.

Типы занятий:

Урок
Лекция
Семинар
Практическая работа
Лабораторная работа
Консультация
Контроль
Обобщение
Учебная экскурсия


Этап 4 – рефлексия: анализ эффективности реализации учебного процесса.
Это может быть отдельное занятие и работа учителя в течение года, четверти, полугодия.
Важно систематически корректировать свою деятельность по реализации образовательного процесса, и учебную деятельность обучающихся.


Субъект педагогического процесса – участник, который причастен к педагогическому целеполаганию.
Субъектная позиция обучающегося не только активного исполнителя, но и организатора и инициатора значимой для него деятельности. Предполагается участие обучающегося в целеполагании (ФГОС), планировании, рефлексии.
Личность, выступающая как субъект обучения способна самостоятельно планировать, выстраивать, оценивать действия.


В образовательном процессе необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Типичные характеристики обучающихся химии, биологии, географии 5-9 и 10-11 классов:

- формирование мировоззрения, гражданской позиции, поиск профессионального пути
- формирование внутренней позиции личности
- формирование познавательных интересов
- снижение авторитета старших
- влияние особенности семейных ситуаций
- низкая степень мотивации к учению

Важно управление учебной мотивацией обучающихся. Формула: «осмысленность + перспективность».

Мотивация на этапе целеполагания:


- совместная постановка целей учения
- оказание помощи обучающимся в постановке целей учения (достижимых, конкретных, измеримых)
- помощь в планировании конкретных шагов в достижении целей, обсуждение плана действий
- помощь в самоанализе

«Открытый вариант контрольной работы», «Эмоциональные приемы» (коммуникативная атака, интрига, провокация)


Приемы формирования учебной мотивации в естественнонаучном образовании:



1. Внешняя организация и принуждение: требование, единый режим работы, угроза, оценка, отметка, зачетная система, алгоритм, частый контроль, опрос, рабочие тетради, опорный материал, высокий темп, большой объем, деятельностный подход
2. Интеллектуальные: сложные задания, межпредметность, противоречия в материале, диалоги, проблемы, творческие задания, ситуация выбора заданий, дифференциация, исследовательские методы, обсуждение гипотез
3. Эмоциональные: интрига, провокация, наглядность, умышленная ошибка, нестандартные задания, театрализация, неожиданность, эстетика, видео, цитата, факт, новость, анонс, эпиграф, ситуация успеха
4. Социальные: работа в группах, соревнование, игры, Обсуждение, интерактив, личный опыт, презентация, взаимоконтроль и взаимообучение, самоконтроль, роли, руководство
5. Прагматические: достижение конкретных результатов, оценка, поощрение, практическая направленность, отсылка к важности материала для будущего, амбиции, ситуация успеха.

Педагогические роли преподавателя естественнонаучных предметов


1. Организатор: планирует, распределяет, создает условия, находит ресурсы
2. Координатор: обеспечивает взаимодействие всех участников
3. Консультант: отвечает на вопросы, обеспечивает доступ к ресурсам
4. Эксперт: анализирует и оценивает результаты работы
5. Тьютор: помогает в решении проблем и преодолении препятствий, направляет к достижению цели
6. Мастер: обучает, демонстрирует образцы собственной деятельности и результаты
7. Партнер: участвует в групповой и командной работе

Методы обучения и образовательные технологии


Оба понятия достаточно близки. «Метод» как термин и понятие сформировался раньше.
Методспособ организации взаимодействия между педагогом и обучающимся, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и освоение практического опыта, предусмотренных содержанием.
Прием обучения кратковременное взаимодействие между учителем и учениками направленное на решение конкретной (узкой) задачи учебного процесса. Прием составная часть метода.
Классификации разнообразны. Самый старый метод – «обучение через подражание» – для сложных задач не подходит. «Пошаговый» метод – подготовка-выполнение преподавателем-повторение обучающимися-применение в учебной (реальной) ситуации.

Методы:

По источнику информации - словесный, наглядный практический
По характеру учебной деятельности – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Современные педтехнологии:

Кейс-стади
Игра
Тренинг
Проект
Краш-тест


Образовательная среда – специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где учащийся овладевает не только научным знанием, но и опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
Образовательная среда система возможностей, влияний и условий развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении человека.

Структура образовательной среды:


1. Физический, пространственно-предметный компонент: архитектура, интерьер, размер, оснащение, ТСО, наглядные и раздаточные материалы
2. Человеческий, социально-контактный компонент: скученность, персональное и межличностное пространство, личностные особенности обучающихся, статусы, роли, половозрастные, этно-конфессиональные особенности, традиции, нормы ОУ, психологическая атмосфера
3. Дидактический, программно-методический компонент: структура деятельности обучающихся в течение дня, формы организации занятий, стиль преподавания, характер контроля, оценки, содержание программ обучения, характер внеурочной деятельности, степень индивидуализации обучения


Суммарным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Принципы организации образовательной среды:
- системности и целостности
- открытости
- актуальности
- инновационности
- коллективного использования ресурсов