Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации звукозаписи в студии
1.1. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре
1.2. Концептуальные основы воплощения звукового образа
Глава 2. Специфика работы звукооператора в студии
2.1. Понятие и особенности звукозаписи в студии
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе профессиональной переподготовки
«Звукооператор»
на тему «Звукозапись в студии»
Слушатель: | Карасев Евгений Юрьевич |
| (Ф.И.О. студента) |
| |
САРАТОВ - 2022 год
Тема: «Звукозапись в студии»
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации звукозаписи в студии 7
1.1. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре 7
1.2. Концептуальные основы воплощения звукового образа 9
Глава 2. Специфика работы звукооператора в студии 14
2.1. Понятие и особенности звукозаписи в студии 14
2.2. Создание творческого продукта в области музыкального искусства с использованием современных технологий записи, обработки звука и звукоусиления 17
2.3. Особенности записи вокальных партий в студии 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что музыка в аудио жанрах играет огромную роль, поскольку вызывает у слушателей определенные чувства и эмоции. С ее помощью можно передать любое психологическое состояние героя, оттенки его настроения; неожиданно появившаяся музыка или необычные изменения в музыкальном сопровождении могут привлечь внимание к какой-либо части произведения.
Работа звукооператора объединяет техническое и творческое начала: владение современным звуковым оборудованием сочетается в этой профессии со способностью создавать и воплощать музыкальные образы.
Звукооператор – это человек, чьими ушами, чьей душой мы слышим исполнителя в записи. От него во многом зависит, каким будет музыкальный баланс, пространственное решение, тембры инструментов. Звукооператор может вмешиваться в концепцию произведения, вносить свою интерпретацию, свои мысли, то, как он чувствует эту музыку. Развитие техники звукозаписи внесло в запись музыки множество новых приемов: кратковременные задержки сигналов прямого звука для имитации первых акустических отражений, искусственные унисоны, фазовращатели, устройства для сдвига частотного спектра и т.д. Под влиянием широкого распространения звукозаписи существенно изменялись и эстетические нормы звучания музыки. И с каждым годом роль звукооператора становилась все более важной, ведь именно он полностью распоряжается акустическим и стереофоническим решением.
Несмотря на наличие значительного объема научных работ, посвященных исследованию особенностей искусства звукозаписи в студии, проблематика звукового образа в студии в контексте художественной эстетики остается малоисследованной, а существующие в современной отечественной академической школе труды направлены на рассмотрение отдельных аспектов данного вопроса. Например, изучению понятия эстетических и художественных категорий в звукорежиссуре в студии посвящена научная публикация В. Дьяченко «Художественные и эстетические категории в звукорежиссуре» [9]; в исследовании А. Войтович «Эстетически-акустические параметры оркестрового звучания (на примере концертных залов)» [3] рассмотрен вопрос пространственного звукового образа в студии при звучании в записи и вживую; Н. Рябуха в научной публикации «Звукообраз как категория музыкального мышления: онтологический и гносеологический аспекты» [20] раскрывает функции и структуры звукового образа как уникальной смысловой модели, обобщающей образно-интонационные, фонологические, стилевые и логико-конструктивные принципы музыкального мышления в студии.
Художественно-эстетические концепции звукозаписи в студии рассматриваются в данном исследовании как способы осмысления творческого процесса, определяющие замысел создания модели звукового образа.
Будучи одновременно усложнением и упрощением жизни, технологии различаются многообразием решаемых с их помощью задач. В современной культуре присутствуют разные виды технологий: обеспечивают разные производственные процессы, их безопасность, организацию труда, служебное хранение информации, облегчающее выполнение рутинных бытовых обязанностей, технологии торговли, туризма и развлечений, образовательные и обучающие технологии, связанные с разными видами. творчества (информационные, музыкально-компьютерные технологии, аудиовизуальные, мультимедийные и т.п.). В целом технологии направлены: на предоставление быстрых решений, не требующих физических или психических усилий; получение быстрого результата; повышение работоспособности; сохранение труда и времени
; культивирование ощущения комфорта и стабильности.
Музыка является сферой, весьма уязвимой к современным технологическим инновациям, поэтому музыкально-компьютерные технологии динамично развиваются в области современной музыкальной культуры. Производительность творческой деятельности современного музыканта, использующего музыкально-компьютерные технологии, становится выше благодаря происходящему автоматизации разного рода музыкальных рутинных действий, а нотный текст приобретает цифровой вид со всеми дальнейшими преимуществами в работе с ним.
Цель исследования – изучение технологий звукозаписи в студии.
Для реализации этой цели поставлены нижеследующие задачи:
-
рассмотреть звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре; -
оценить концептуальные основы воплощения звукового образа; -
дать краткую характеристику понятия и особенностей звукозаписи в студии; -
осуществить создание творческого продукта в области музыкального искусства с использованием современных технологий записи, обработки звука и звукоусиления; -
изучить особенности записи вокальных партий в студии.
Объект исследования – создание творческого продукта в области музыкального искусства с использованием современных технологий записи, обработки звука и звукоусиления.
Предмет исследования - технологии звукозаписи в студии.
Методологической основой исследования выступают социологические, психологические, педагогические и др. теории, концепции, описывающие процессы и явления социальной действительности звукозаписи в студии.
Методы исследования, использованные при выполнении работы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные о структуре звукозаписи в студии могут быть использованы в деятельности специалистов звукооператоров.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации звукозаписи в студии
1.1. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре
Звуковой образ – основополагающее понятие в звукорежиссуре, так как большая часть работы звукорежиссёра и есть создание звукового образа. Готовая фонограмма – плод коллективного труда композитора, исполнителя, звукорежиссёра и других специалистов. Но создание самого звукового образа конечного продукта относится именно к звукооператору. Нельзя оставить без внимания и дирижера, который направляет музыкантов к гармонии исполнения. Он так же должен иметь представление об образе произведения, поддерживать звуковой баланс и ритмически организовывать исполнителей. Дирижер должен точно знать, какого звучания он хочет добиться. В этом ему, несомненно, помогает звукорежиссёр.
Исходя из определения звука как объекта, воспринимаемого средствами слухового восприятия человека естественно и спонтанно, позиционируем его как непосредственный объект слухового опыта.
Баттантье А. высказывает предположение, что непосредственно воспринимаемые звуки – это своего рода ощущения, производимые наблюдателем, когда звуковые волны (по его мнению, звуки, которые слышит человек, похожие на серию радиоволн) попадают в ухо [1] .
Дмитрюкова Ю.Н. выделяет три свойства звука: высоту, громкость и тембр, с помощью которых человек отличает различные звуки и связывает их с физическими объектами и событиями [7] – по мнению исследователя, эти акустические свойства могут быть отражены на измерительные параметры звуковой волны: высота соответствует частоте (периодической вибрации звуковой волны в заданную единицу времени), громкость – амплитуде (мере измерения вибрации за один период), а тембр – обертонам (гармонический ряд с более высокими частотами, воплощенными в основном тоне). В качестве основных качеств объекта они неотделимы от тела, в каком бы состоянии оно ни находилось и влияют на формирование звуковых волн по-разному, позиционируясь как «свойства вызывать разнообразные ощущения» [3]. Томпсон П., Макинтайр П., реконструируя аргументы И. Канта в трансцендентальной эстетике в контексте исключительно слухового восприятия, отмечает, что представление звуков базируется на представлении пространства и времени как априорных и исключительных интуиций [23].
Соответственно, в этом исследовании звук рассматривается как мгновенный объект слухового восприятия, звуковая волна, передающаяся слуховой чувственности и формирующая представление в эмпирической интуиции. Звуковые образы, параметрами которых являются пространственное представление, акустический и музыкальный баланс, прозрачность и др. человек формирует исключительно на основе слухового восприятия. В контексте искусства звукозаписи звуковой образ – это информационный поток, всегда присутствующий в фонограмме и в первую очередь имеющий природное происхождение, предоставляя слушателю возможности определить ряд параметров звучания содержания, в частности пространства, в котором находился записанный источник звука, размещение источника звука по глубине, соотношение громкости звучания. источников звука относительно друг друга, частотная характеристика звука, различие содержания отдельных голосов, размещение источников звука по панораме [5, 8–9].
По мнению Н. Рябухи, при соответствии выбранного способа звукового моделирования образа (художественно-эстетической концепции) системе духовных (эстетических, мировоззренческих, нравственных) ценностей человечества, звуковой образ выражает ценностное отношение личности к окружающей действительности. Исследователь отмечает, что именно через звук (структурный элемент звукового образа) происходит репрезентация культурноисторического содержания эпохи – воспроизведение семантических, миромоделирующих и семантических свойств социокультурного пространства [4].
Первоочередной для каждого произведения конкретной музыки является идея о том, что средствами записи любое событие, полученное из музыкального или немузыкального источника, может быть материализировано, и в этом состоянии она может быть изолирована, обработана и, наконец, включена в музыкальную композицию. Характер звукового источника не столь важен, сколь то, каким образом данный материал используется. Инструментальные и вокальные отрывки, как и шумовой материал, записывались на пленку, видоизменялись с помощью электроаппаратуры и в конце концов формировали звуковую ткань произведения в роли так называемых звуковых объектов, а не музыкальных тонов или мелодикогармонических построений.