Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации звукозаписи в студии
1.1. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре
1.2. Концептуальные основы воплощения звукового образа
Глава 2. Специфика работы звукооператора в студии
2.1. Понятие и особенности звукозаписи в студии
Cubase – это цифровая звуковая рабочая станция (DAW), разработанная
Steinberg для записи, аранжировки и редактирования музыки и MIDI.
Вывод. Сегодня невозможно представить современную звукозаписывающую студию без компьютера; студийное музыкальное программное обеспечение выполняет очень много функций, она способна значительно облегчить жизнь человеку за пультом, разгрузить аппаратную комнату от части дорогостоящего оборудования.
2.3. Особенности записи вокальных партий в студии
Для того, чтобы вокальное музыкальное произведение можно было послушать на радио или музыкальной платформе в сети интернет, вначале аранжировщику или музыкантам необходимо записать инструментальные партии и сделать аранжировку (фонограмму, минус), вокалисту поверх аранжировки необходимо записать вокальные партии на студии звукозаписи, а звукорежиссеру осуществить сведение аранжировки с вокальными дорожками и сделать финальный мастеринг трека. И если при исполнении песни на концерте вокалист поет только одну партию, то при записи на студии вокалист очень часто записывает несколько вокальных партий, которые в дальнейшем смешиваются и голос насыщается всеми обертонами. Именно поэтому выделяют партии основного вокала (партии), дублирующего и вспомогательного.
Партия («голос») – в многоголосном музыкальном произведении «линия», часть партитуры, исполняемая определенным музыкальным инструментом, певческим голосом. Основной вокал по-другому называют Lead vocal или Main vocal. Частые сокращения среди аранжировщиков и звукорежиссеров – Lead или Main vox. Название дублирующих вокальных партий говорит само за себя. Так-называемые «даблы» (от англ. «double» – двойной) прописываются один в один с основной партией и при сведении подмешиваются к ней. За счет этого вокал получается более плотным и насыщенным. Также дублирующие вокальные партии используются для отбора лучших дублей или отдельных фраз и слов. Например, если вокалист при записи вокальной партии спел идеально куплет, но в одном слове допустил ошибку, то дополнительный дубль фрагмента, в котором эта ошибка отсутствует, позволит не перезаписывать целый куплет. Достаточно вырезать в звуковой дорожке дабла нужное слово или фразу и вставить его в основную партию. Однако очень важно при этом, чтобы и в основной партии, и в дабле была одинаковая подача у вокалиста, в противном случае вставленное слово или фраза будут выделяться. Дублирующие вокальные партии записываются как шаблон по два дубля минимум, один дубль в левый канал, второй в правый. Поскольку невозможно записать два идентичных варианта одной и той же вокальной партии, то разделение дублирующих партий на два канала дает ощущение объема. Вспомогательные вокальные партии предназначены для украшения основной вокальной партии. Эти партии отличаются от основной и дублирующих [14].
Их также называют бэк-вокалом или сокращенно «бэки». Бэк-вокал (анлг. backing vocal – дословно пение на заднем плане), или подпевка – песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию. «Бэки» делятся на низкие (Low или Oct Down), средние (Harm) и высокие (High или Oct Up). Oct Down – это основная партия, но спетая на октаву ниже. Такая вспомогательная партия подстраивается при сведении к основному вокалу. Бэк Oct Down при сведении ставится на минимальную громкость, и его очень сложно услышать непрофессиональному музыканту. То есть при прослушивании песни слушатель не услышит этот бэк. Но именно Oct Down придаст вокалу более полную тембральную окраску и глубину. Oct Up – это также основная партия, но спетая на октаву выше. Чаще всего это уже партия, спетая фальцетом или микстом. Эта вспомогательная партия также подстраивается к основному вокалу, ставится на минимальную громкость и придает основному вокалу полетность и легкость.
Еще одна разновидность вспомогательной партии – шепот. Как ни странно, но шепот, полностью повторяющий основную вокальную партию по динамике, способен сделать запись более интересной и загадочной. Как и в случае с другими вспомогательными партиями, шепот подмешивается к основному вокалу на минимальной, еле слышимой, громкости. Вспомогательная вокальная партия Harm (от анлг. «harmony» – гармония) отличается от основной вокальной партии, служит ее украшением. В основном данная партия строится интервалами вниз или вверх от основного вокала, в большинстве случаев терциями, квартами и квинтами. «Бэки» Harm могут быть женскими, мужскими или смешанными в зависимости от задачи. Эти «бэки» могут исполняться как самим основным вокалистом, так и другими вокалистами. «Бэки», исполненные основным вокалистом в сочетании с Lead vocal звучат как аккорд, взятый на одном инструменте. Также к вспомогательным вокальным партиям относятся различные подпевки и вокализы (Adlibs, Vocalize). Например, длительное пропевание гласных «aaa», «еее», «ууу» и т.д., либо повторение последних фраз, слов в основной вокальной партии. Самый известный пример, который у всех на слуху – песня Н. Трубача и Б. Моисеева. «Голубая луна». Для каждой дублирующей и вспомогательной партии также записывается несколько дублей, минимум два – для левого и правого канала. Также дубли в даблах используются для замены неудачного записанного места.
Вывод. Как видно из описанного выше, процесс записи вокала на студии звукозаписи довольно сложен. Начинающий вокалист должен понимать детали этого процесса и быть к нему готов. Необходимо заранее продумать все вокальные партии, в зависимости от жанра песни и поставленной задачи. Запись одной песни со всеми вокальными партиями может продлиться по времени от трех до пяти часов – это при условии, что все бэки Harm уже прописаны и выучены вокалистом.
Заключение
Аристотель когда-то сказал: «Люди желают музыки, как они желают сна или пить». То есть, стремление людей к музыке можно было отметить многие столетия и тысячелетия назад.
Звукооператор – это человек с хорошим музыкальным слухом и отличной памятью на звуки. В этой профессии важны внимательность, сосредоточенность, аккуратность, терпение, наглядно-образное мышление, ответственность. Для работы на масштабных мероприятиях (концерты, музыкальные фестивали) и в прямом эфире необходимы быстрая реакция и выдержка. Учитывая постоянное общение с разными людьми, звукооператор должен быть дружелюбным, спокойным, умеющим находить подход к любому человеку. Также необходима хорошая физическая форма, потому что часто приходится переносить тяжелую аппаратуру. Основная задача звукооператора – создать идеальное звучание, соединив несколько аудиодорожек в одну. Для этого он убирает шумы, регулирует уровень звуков, балансирует их. Сотрудник теле- и радиокомпании работает как над записями, так и в прямом эфире. Последнее требует большой ответственности, потому что нет возможности исправить ошибку. В прямой эфир допускаются только высококлассные специалисты. На концертной площадке звукооператор отвечает за качественный живой звук и акустику. В студии звукозаписи от него требуется записать певцов или артистов, а затем сделать звучание идеальным.
Звукозапись – это индустриальный процесс, подчеркнутый экономическими интересами. Поэтому развитие индустрии звукозаписи кроме творческих аспектов имеет существенную экономическую основу. Близкое взаимодействие культурных и технических факторов делает процесс звукозаписи одним из видов творчества.
Студия звукозаписи - это специализированное учреждение для звукозаписи, микширования и аудиопроизводства инструментальных или вокальных музыкальных произведений, произносимых слов и других звуков. Они варьируются по
размерам от небольшой домашней студии, достаточно большой, чтобы записать одного певца-гитариста, до большого здания с местом для полного оркестра из 100 и более музыкантов.
Цифровые технологии широко используются в производстве музыкального продукта, информационных программ на телевидении и радио, для многих других целей. Это один из аспектов настоящего проявления культуры, широко изучаемый учеными. Цифровой способ предоставляет возможность выпуска аудиозаписи на разных носителях, что явилось основой многообразных способов компьютерной обработки звуков.
Сегодня невозможно представить современную звукозаписывающую студию без компьютера, Студийное музыкальное программное обеспечение выполняет очень много функций. Она способна значительно облегчить жизнь человеку за пультом, разгрузить аппаратную комнату от части дорогостоящего оборудования. Основные современные компьютерные музыкальные программы можно разделить на три основные типы: аудиоредакторы; нотные редакторы; универсальные программы.
Примером программного обеспечения для редакции и монтажа звука может служить пакет Steinberg Cubase. Он позволяет поднять на высокий технологический уровень процесс записи звука и последующие этапы обработки звукового материала. Однако не только мощные программные аудиоредакторы используются при работе над звуком. Программный ревербератор Digidesign ReVibe через мгновение может украсить записанный вокал звуковыми эффектами, а Pro Tools – Digidesign Sonic Solutions No Noise Bundle позволяет очистить запись от лишних шумов.
Современные профессиональные студии отличаются от домашних возможностей производства многоканального и hi-res-звука (аудио высокого разрешения), продуманной акустикой контрольных помещений, сложной системой мониторинга и наличием специалистов высокого класса. Как показали эксперименты по расположению и созданию оптимальных помещений для пространственных систем, общий объем студийной контрольной комнаты должен составлять не менее 300 кубических метров. При этом важно соблюдать определенные пропорции для обеспечения оптимального распределения резонансных звуков в помещении. Что касается формы помещения, в основном они выполняются симметрично относительно направления зоны прослушивания и расположения звукопоглощающих материалов, особенно это касается области вокруг окон, дверей, технического оборудования.