Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 584
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации звукозаписи в студии
1.1. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре
1.2. Концептуальные основы воплощения звукового образа
Глава 2. Специфика работы звукооператора в студии
2.1. Понятие и особенности звукозаписи в студии
Мартинелли Д. утверждает, что каждое произведение являтся «процессом открытия», который «создавался и определялся серией приближений, переходом между выработкой и прослушиванием» [15].
С целью выявления музыкальных качеств каждый звук многократно прослушивался, соответствующие изменения претерпевала и музыкальная композиция, поскольку члены «Группы исследования конкретной музыки» искали метод производства и классификации того, что Мартинелли Д. определял как «звуковой объект» – любое звуковое событие, отделенная от порождающего ее физического акта, приобретающего новый смысл вследствие перемещения в другую контекстуальную структуру «конкретной» композиции.
По мнению Кьяриотти П., Мартарелли М., Кастеллини П., звуковой объект – это «звуковая единица, воспринимаемая в его материале, его конкретной структуре, его собственных качествах и перцептивных измерениях» [12].
В англоязычной литературе термин «звуковой объект» («sound object») обычно сопоставляют с термином «found object» в теории абстрактной живописи, что означает другой конструктивный элемент по сравнению с "предметной" живописью предыдущих веков [13]. Параллельно группа искала теоретическое обоснование и методологию объединения звуковых объектов в эстетические музыкальные произведения. П. Шеффер одним из первых теоретически обосновал специфику восприятия звука человеком в соответствии с особенностями контекста и мироощущения в 1966 г. в труде «Трактат о музыкальных объектах». Кроме того, исследователь описал процедуры, необходимые для получения звуковых объектов и привел ряд систем для категоризации звуковых объектов соответственно их характеристик и музыки (пригодность звука основывалась как на характере этого звука, так и на его способности сотрудничать с другими) [29].
Вывод. Профессия звукооператора синтетическая. Специалист этого профиля должен владеть знаниями не только общей культуры, но и иметь знания из разных областей искусства и науки. Он должен быть ознакомлен не только с историей и теорией музыки, он должен обладать хорошим аналитическим слухом, обладать хорошим ощущением ритма и стилем музыкального произведения, и обязательно знать о физических свойствах звука, и понимать закономерности его восприятия человеком.
1.2. Концептуальные основы воплощения звукового образа
Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа. Звуковое решение также является художественным произведением.
Очевидна необходимость разделения работы звукооператора на две основные составляющие: технологическая часть и художественная (творческая). Первая подразумевает обеспечение технически грамотной передачи звука по всему тракту и, как следствие, отсутствие искажений. Поставленные творческие задачи зачастую предъявляют требования к техническому обеспечению проводимой программы. Поэтому задача звукооператора в этом случае сводится к тому, чтобы, используя доступные ему технические средства, добиться наибольшей естественности звучания голосов и музыкальных инструментов. Соблюсти и не нарушить созданный дирижёром баланс, придать нужную окраску (объём) зала, при этом не нарушать естественности тембров музыкальных инструментов. Каждый звукооператор имеет свой индивидуальный почерк, по которому мы можем отличить фонограмму одного звукооператора от другого.
Например, анализ студийных альбомов британской группы «Radiohead» показал, что несмотря на развитие группы с течением времени (меняется стиль группы, набор инструментов) неизменными остаются некоторые особенности, например, тембр бас-гитары (гудящий с невнятной атакой), локализация инструментов по панораме, широкая стереобаза, близкий вокал солиста Тома Йорка, преобладание высокой середины (4-6 кГц) в тембре гитар, и заслуга в этом основного звукооператора группы – Найджела Годрича. Стиль звукооператора проявляется на всех этапах работы со звуком.
При записи – в выборе способа записи, в использовании особенностей естественных акустических параметров помещения, а также в выборе и расстановке микрофонов. С учетом роли медиа-технологий в создании, воспроизведении, трансляции и фиксации музыкальных произведений, необходимо признать, что звукооператор является не просто одним из участников творческого процесса, но в современных художественнотехнологических условиях он зачастую решает не только технические, но и художественные задачи, является исполнителем и соавтором произведения. Также звукооператор является интерпретатором художественного текста для слушателей. Так, стоит отметить, что есть немало произведений в современной музыке, существующие благодаря тандему композитор-звукооператор. В современной академической музыке часто отсутствуют интонация, ладовые и тональные гармонические тяготения, ритмическая периодичность. Есть только форма. Новые приемы игры на музыкальных инструментах открывают широкий простор для творчества. Но здесь не обойтись без звукооператора.
Запись и обработка звука в цифровом формате имеет ряд преимуществ по отношению к аналоговым технологиям, она обеспечивает большой динамический диапазон, низкий уровень шумов, малые нелинейные искажения и другие параметры; а также удобство программирования и перепрограммирования; возможность быстрого копирования стабильность при изменении внешних условий; долговечность при хранении и эксплуатации звукового материала и др. Именно эти качества и обусловили её стремительное развитие за последние десятилетия. Появление новых технических средств и технологических возможностей существенно изменило творческую деятельность звукорежиссёра, открыв перед ним расширенную палитру возможностей в выборе и использовании средств художественной выразительности. Творчество и сотворчество звукооператора с другими участниками художественной коммуникации заключается в воплощении разработанной им концепции с учетом творческих задач, которые ставят перед звукооператором композитор и исполнитель (либо на основе понимания и прочтения звукооператором произведения), с применением палитры выразительных средств искусства звукорежиссуры.
В процессе создания первичной фонограммы, звукорежиссёр, учитывая все факторы и процессы, влияющие на качество записи, отводит основополагающую роль выбору и расстановке микрофонов и микрофонных систем. В современную эпоху пространственной звукозаписи выбор микрофонов и их конфигураций, обеспечивающих запись пространственной информации в различных формах, является одним из важнейших этапов, в значительной степени определяющим качество записи и передачи звука во всех элементах тракта. Еще одним важным средством художественной выразительности звукорежиссуры с момента появления звукозаписи становится плановость. Располагая микрофон на различных расстояниях от источников звука, за счет использования эффектов взаимодействия прямых и реверберирующих звуков в помещении звукооператору удавалось передать различные звуковые планы.
Таким образом, избежав одноплановости можно усилить драматургию музыкального произведения. На раннем этапе развития звукорежиссуры кроме музыкального баланса, который определяется правильной оркестровкой произведения, единственным методом управления им как средством художественной выразительности был только акустический способ, зависящий от параметров помещения для звукозаписи и расположения звуковых объектов по отношению к микрофону. Создание оптимального музыкального баланса было и остается одной из труднейших художественных задач звукорежиссуры. Второе направление, при котором музыка в записи может существенно отличаться от реальной акустической музыки и содержать характеристики, которые акустически создать невозможно, представляет другую эстетику звукозаписи – создание новой реальности. Непрерывное совершенствование компьютерных музыкальных программ, развитие спецэффектов позволило современным
звукооператорам синтезировать новые необычные звучания, где максимально эффектно раскрываются его творческие возможности, что позволяет создавать новые звуковые миры, несуществующие в природе. Эти возможности позволяют сформировать новую эстетику звукозаписи, которая определяется, прежде всего, степенью соответствия звукозаписи реальному живому слушательскому опыту и отношением звукооператора к эстетическим и творческим решениям в записи. Звукооператор, в зависимости от выбранного аспекта эстетики звукозаписи, может формировать с помощью процессорной обработки, выбора микрофонной техники, процессов многодорожечного сведения, реальное, улучшенное или виртуальное пространственное окружение.
Также одним из важнейших технологических операций работы со звуковым материалом является монтаж. С развитием цифровой техники третьего периода появилась возможность осуществлять монтаж звука не деструктивным способом, не прибегая к механическому разрушающему воздействию на носитель звуковой информации. Цифровая техника, предоставила возможность многократного копирования фонограмм без ухудшения их технического качества. Огромный арсенал технических средств и новые цифровые технологии позволили звукорежиссёру перейти на принципиально новый этап творческой деятельности. В настоящее время стали в полной мере раскрываться творческие и артистические аспекты этой профессии, а звукорежиссура становится полноправным направлением в развитии новых видов «технического искусства».
Можно сформулировать научно-теоретическую базу звукорежиссуры, со стороны музыкального инструмента как звукового устройства воспроизведения, физического явления звука, распространения звуковых колебаний в упругой среде и психологии восприятия звука человеком (психоакутики). Томпсон П., Макинтайр П. классифицируют музыкальную акустику как синтетическую науку, сочетающую в себе акустику музыкальных инструментов и певческого голоса, акустику концертных залов и прослушивающих помещений, психоакустики (акустику слуха), технику звукозаписи, компьютерные музыкальные технологии [23].
Томпсон П., Макинтайр П. выделяют акустику музыкальных инструментов, языка и пения. Все акустические источники классифицируют по особенностям и строению трех элементов: генератора, вибратора и резонатора – генератор возбуждает или генерирует звуковые колебания (сила щипка пальца по струне), вибратор – это колебания струны, которые передают колебания на резонатор или усилитель. Томпсон П., Макинтайр П. классифицирует и определяет характеристики, построение и особенности