Файл: Юридическая ответственность и государственное принуждение.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чье поведение отклоняется от предписанного нормой. Негативные последствия наступают в виде лишения права, возложения дополнительной обязанности или запрета в реализации права.
Воздействие принуждения на адресата может проявляться в виде ущемления материальных интересов, лишения определенных привилегий, льгот, ограничения свободы или социального статуса. Указанные способы принуждения носят официальный характер и позволяют в наиболее полной мере реализовывать общественно полезные цели, предусмотренные законом.
Являясь разновидностью социального принуждения, государственное принуждение имеет ряд самостоятельных специфических черт, которые отличают данную форму принуждения от остальных. К ним относятся:
1. государственное принуждение является видом социального принуждения. Государственное принуждение указывает на взаимосвязь государственных принудительных мер и принудительных мер, которые существуют в обществе. Главным отграничивающим качеством государственного принуждения является силовое воздействие, реализуемое компетентными органами государственной власти в отношении конкретных субъектов, сопряженное с наступлением юридических последствий;
2. меры государственного принуждения основываются на законе. В действующих законодательствах и иных нормативно-правовых актах находят отражение меры государственного принуждения, которые могут применяться органами государственной власти и должностными лицами, которые уполномочены на осуществление государственного принуждения в обществе;
3. представляет собой внешнее физическое, организационное и иное воздействие на сознание, волю и поведение человека.
4. государственное принуждение представляется в виде применения определенных мер.
5. основанием применения является совершение административного правонарушения, преступления или иного проступка, либо угроза их совершения;
6. меры государственного принуждения выражаются в виде определенных правоограничений;
7. имеется конкретная цель, а именно, тот положительный результат, к которому стремится государство по итогу применения мер государственного принуждения
;
8. осуществляется уполномоченными органами государственной власти либо компетентными должностными лицами;
9. применение государственного принуждения реализуется в пределах правоотношений охранительного типа.
Таким образом, несмотря на значительное количество диссертационных и монографических исследований, нет единодушного взгляда относительно первоисточника правовой природы принуждения, но наиболее устоявшаяся в отечественной науке точка зрения состоит в том, что принуждение, прежде всего, исходит от государства и, следовательно, имеет государственный характер.
Юридическим основанием применения тех или иных принудительных мер является указание на нее в соответствующей правовой норме. С другой стороны, устанавливая и реализуя принудительный аспект, государство не должно выходить за рамки правового поля, и только тогда мы можем говорить о государственно-правовом принуждении.
Меры государственного принуждения – варианты воздействия социально-правового принуждения на отдельных участников общественных отношений, закрепленные в современном российском законодательстве, разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Кроме того, государственно-правовая теория пытается классифицировать средства государственного принуждения. Например, советское законодательство классифицировало государственное принуждение на отдельные формы в соответствии со следующими основными критериями.
1) Объект правового регулирования.
2) Тематическое содержание фокуса правоприменения.
3) Учреждение (организация), применяющее меры принуждения.
4) Нормальные причины.
5) Практические причины применения мер принуждения.
6) Методы обеспечения общественного порядка и правовые последствия применения мер принуждения.
В целом, в соответствии с данной классификацией средств государственного принуждения, мы предлагаем свою классификацию.
Государственное принуждение классифицируется в зависимости от сфер, к которым оно относится: конституционно-правовое принуждение, уголовно-правовое принуждение, гражданско-правовое принуждение, административно-правовое принуждение, гражданско-процессуальное принуждение и уголовно-процессуальное принуждение.
Наконец, исходя из причин применения государственного принуждения, необходимо различать государственное принуждение, применяемое на основании совершения преступления, и государственное принуждение, применяемое по другим причинам.
Теперь подробно рассмотрим последний вариант классификации государственного принуждения по основаниям его применения.
Во-первых, следует отметить, что не существует общепринятого подхода к процессу классификации государственного принуждения в прецедентном праве.
Также не существует общепринятого научного подхода к тому, что представляет собой, например, юридическая ответственность, «мера» государственного принуждения, «вид» государственного принуждения или «форма» государственного принуждения.
Однако некоторые сторонники термина «формы государственного принуждения» понимают эти формы как «группы актов» государственного принуждения.
Таким образом, государственное принуждение можно разделить на четыре вида: 1) юридическая ответственность, 2) превентивные меры, 3) меры задержания и защитные меры (меры по исправлению ситуации).
Существует три вида мер принуждения: превентивные меры, меры правовой защиты и меры юридической ответственности. В то же время эти авторы представляют себе государственное принуждение как реализацию правовых предписаний, сделанных на основе закона и в соответствующей процессуальной форме в условиях правового принуждения.
Меры государственного принуждения применяются только тогда, когда противоправные действия совершаются в контексте возникающих правоохранительных отношений. В этом случае применение принудительной силы вызвано необходимостью защиты нарушенных правоотношений и восстановления прав и свобод пострадавших лиц. При рассмотрении вопроса о целесообразности применения таких мер можно также руководствоваться судебной практикой.
Различие между законным и незаконным государственным принуждением выделяет три формы государственного принуждения - превентивные меры, законные репрессии и защитные меры - без ссылки на юридическую ответственность.
Различают минимальную и максимальную структуру государственного принуждения. Минимальной структурой государственного принуждения как сложной правовой системы является общетеоретическая межсекторная модель. Она включает в себя три-четыре государственных агентства по принуждению (защите), каждое из которых обеспечивает определенную систему государственных принудительных действий.
К альтернативным вариантам относятся такие учреждения, как:
1) Те, которые связаны с применением мер, касающихся юридической ответственности.
2) Те, которые связаны с осуществлением восстановительных (защитных) мер.
3) Относительно осуществления превентивных мер.
4) Профилактические меры.
С другой стороны, более крупная структура государственного принуждения – это «аналог конкретной отрасли (отрасли права)», представляющий собой совокупность норм и институтов государственного принуждения (государственного исполнения) конкретной отрасли права1.
Основными видами государственного принуждения, характерными для современной правовой системы, являются.
a) Превентивные (процедурные) меры.
б) Превентивные или предупредительные меры.
в) Корректирующие меры (защита субъективных прав и обязанностей).
г) Юридическая ответственность.
Анализ современного российского законодательства позволил классифицировать существующие средства государственного принуждения на две группы.
К первой группе относятся меры государственного принуждения, применяемые для установления факта совершения уголовного преступления. Эти меры называются мерами юридической ответственности.
Вторая группа представляет собой меры государственного принуждения, применяемые в ситуациях, отличных от совершения преступления.
Все существующие меры, которые называем группой 2, можно разделить на несколько обширных подгрупп, в зависимости от цели государственного правоприменения.
1) Корректирующие или защитные меры.
2) Процедурные и дополнительные меры принуждения.
3) Профилактические меры.
4) Государственные принудительные меры, направленные на защиту общественных потребностей.
5) Средства государственного принуждения, направленные на обеспечение надлежащего функционирования государства и его институтов1.
Таким образом, меры юридической ответственности, в контексте данного исследования предпочитаем традиционное понимание юридической ответственности.
1) Как реакция на преступление, характеризующаяся государственным принуждением, обвинением и неблагоприятными последствиями для преступника.
2) Применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Это выражается в лишении или ограничении личных или имущественных прав с неблагоприятными последствиями для нарушителя.
Воздействие принуждения на адресата может проявляться в виде ущемления материальных интересов, лишения определенных привилегий, льгот, ограничения свободы или социального статуса. Указанные способы принуждения носят официальный характер и позволяют в наиболее полной мере реализовывать общественно полезные цели, предусмотренные законом.
Являясь разновидностью социального принуждения, государственное принуждение имеет ряд самостоятельных специфических черт, которые отличают данную форму принуждения от остальных. К ним относятся:
1. государственное принуждение является видом социального принуждения. Государственное принуждение указывает на взаимосвязь государственных принудительных мер и принудительных мер, которые существуют в обществе. Главным отграничивающим качеством государственного принуждения является силовое воздействие, реализуемое компетентными органами государственной власти в отношении конкретных субъектов, сопряженное с наступлением юридических последствий;
2. меры государственного принуждения основываются на законе. В действующих законодательствах и иных нормативно-правовых актах находят отражение меры государственного принуждения, которые могут применяться органами государственной власти и должностными лицами, которые уполномочены на осуществление государственного принуждения в обществе;
3. представляет собой внешнее физическое, организационное и иное воздействие на сознание, волю и поведение человека.
4. государственное принуждение представляется в виде применения определенных мер.
5. основанием применения является совершение административного правонарушения, преступления или иного проступка, либо угроза их совершения;
6. меры государственного принуждения выражаются в виде определенных правоограничений;
7. имеется конкретная цель, а именно, тот положительный результат, к которому стремится государство по итогу применения мер государственного принуждения
;
8. осуществляется уполномоченными органами государственной власти либо компетентными должностными лицами;
9. применение государственного принуждения реализуется в пределах правоотношений охранительного типа.
Таким образом, несмотря на значительное количество диссертационных и монографических исследований, нет единодушного взгляда относительно первоисточника правовой природы принуждения, но наиболее устоявшаяся в отечественной науке точка зрения состоит в том, что принуждение, прежде всего, исходит от государства и, следовательно, имеет государственный характер.
Юридическим основанием применения тех или иных принудительных мер является указание на нее в соответствующей правовой норме. С другой стороны, устанавливая и реализуя принудительный аспект, государство не должно выходить за рамки правового поля, и только тогда мы можем говорить о государственно-правовом принуждении.
2.2 Классификация мер государственного принуждения
Меры государственного принуждения – варианты воздействия социально-правового принуждения на отдельных участников общественных отношений, закрепленные в современном российском законодательстве, разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Кроме того, государственно-правовая теория пытается классифицировать средства государственного принуждения. Например, советское законодательство классифицировало государственное принуждение на отдельные формы в соответствии со следующими основными критериями.
1) Объект правового регулирования.
2) Тематическое содержание фокуса правоприменения.
3) Учреждение (организация), применяющее меры принуждения.
4) Нормальные причины.
5) Практические причины применения мер принуждения.
6) Методы обеспечения общественного порядка и правовые последствия применения мер принуждения.
В целом, в соответствии с данной классификацией средств государственного принуждения, мы предлагаем свою классификацию.
Государственное принуждение классифицируется в зависимости от сфер, к которым оно относится: конституционно-правовое принуждение, уголовно-правовое принуждение, гражданско-правовое принуждение, административно-правовое принуждение, гражданско-процессуальное принуждение и уголовно-процессуальное принуждение.
Наконец, исходя из причин применения государственного принуждения, необходимо различать государственное принуждение, применяемое на основании совершения преступления, и государственное принуждение, применяемое по другим причинам.
Теперь подробно рассмотрим последний вариант классификации государственного принуждения по основаниям его применения.
Во-первых, следует отметить, что не существует общепринятого подхода к процессу классификации государственного принуждения в прецедентном праве.
Также не существует общепринятого научного подхода к тому, что представляет собой, например, юридическая ответственность, «мера» государственного принуждения, «вид» государственного принуждения или «форма» государственного принуждения.
Однако некоторые сторонники термина «формы государственного принуждения» понимают эти формы как «группы актов» государственного принуждения.
Таким образом, государственное принуждение можно разделить на четыре вида: 1) юридическая ответственность, 2) превентивные меры, 3) меры задержания и защитные меры (меры по исправлению ситуации).
Существует три вида мер принуждения: превентивные меры, меры правовой защиты и меры юридической ответственности. В то же время эти авторы представляют себе государственное принуждение как реализацию правовых предписаний, сделанных на основе закона и в соответствующей процессуальной форме в условиях правового принуждения.
Меры государственного принуждения применяются только тогда, когда противоправные действия совершаются в контексте возникающих правоохранительных отношений. В этом случае применение принудительной силы вызвано необходимостью защиты нарушенных правоотношений и восстановления прав и свобод пострадавших лиц. При рассмотрении вопроса о целесообразности применения таких мер можно также руководствоваться судебной практикой.
Различие между законным и незаконным государственным принуждением выделяет три формы государственного принуждения - превентивные меры, законные репрессии и защитные меры - без ссылки на юридическую ответственность.
Различают минимальную и максимальную структуру государственного принуждения. Минимальной структурой государственного принуждения как сложной правовой системы является общетеоретическая межсекторная модель. Она включает в себя три-четыре государственных агентства по принуждению (защите), каждое из которых обеспечивает определенную систему государственных принудительных действий.
К альтернативным вариантам относятся такие учреждения, как:
1) Те, которые связаны с применением мер, касающихся юридической ответственности.
2) Те, которые связаны с осуществлением восстановительных (защитных) мер.
3) Относительно осуществления превентивных мер.
4) Профилактические меры.
С другой стороны, более крупная структура государственного принуждения – это «аналог конкретной отрасли (отрасли права)», представляющий собой совокупность норм и институтов государственного принуждения (государственного исполнения) конкретной отрасли права1.
Основными видами государственного принуждения, характерными для современной правовой системы, являются.
a) Превентивные (процедурные) меры.
б) Превентивные или предупредительные меры.
в) Корректирующие меры (защита субъективных прав и обязанностей).
г) Юридическая ответственность.
Анализ современного российского законодательства позволил классифицировать существующие средства государственного принуждения на две группы.
К первой группе относятся меры государственного принуждения, применяемые для установления факта совершения уголовного преступления. Эти меры называются мерами юридической ответственности.
Вторая группа представляет собой меры государственного принуждения, применяемые в ситуациях, отличных от совершения преступления.
Все существующие меры, которые называем группой 2, можно разделить на несколько обширных подгрупп, в зависимости от цели государственного правоприменения.
1) Корректирующие или защитные меры.
2) Процедурные и дополнительные меры принуждения.
3) Профилактические меры.
4) Государственные принудительные меры, направленные на защиту общественных потребностей.
5) Средства государственного принуждения, направленные на обеспечение надлежащего функционирования государства и его институтов1.
Таким образом, меры юридической ответственности, в контексте данного исследования предпочитаем традиционное понимание юридической ответственности.
1) Как реакция на преступление, характеризующаяся государственным принуждением, обвинением и неблагоприятными последствиями для преступника.
2) Применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Это выражается в лишении или ограничении личных или имущественных прав с неблагоприятными последствиями для нарушителя.