Файл: Государственные финанс1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2021

Просмотров: 2274

Скачиваний: 174

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

 Функции страхования

Принципы бюджетной системы

Понятие и принципы организации государственных расходов

 Виды государственных расходов

Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

4.1.2. Виды государственных доходов

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Сущность и содержание бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Сущность и функции государственного кредита

Принципы и методы управления государственным долгом

Элементы налога и их характеристика

Классификация налогов

Система налогов и сборов РФ.  Полномочия органов власти различных уровней в вопросах налогообложения

Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Цели и задачи финансового контроля

13.2. Формы и методы финансового контроля

13.3. Органы государственного финансового контроля

13.4. Счетная палата как орган финансового контроля

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

Таблица 1.2

Существенные элементы налога

Элемент 
налога

Определение

В соответствии 
с НК РФ

Субъект 
налога

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

Объект налога

Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст.   38.1 НК РФ)

Налоговая 
база

 

Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговая ставка

 

Размер налога, установленный на единицу налогообложения

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговый период

Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст.   55 НК РФ)

Порядок 
исчисления налога

Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

Срок 
уплаты
 
налога

Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

Порядок 
уплаты
 
налога

Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу


Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

  • порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм налога;

  • ответственность за налоговые правонарушения.

Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

  1. Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.





Классификация налогов

Системная группировка налогов по различным признакам – классификация – занимает важное место в теории налогов. В научной литературе ее обычно именуют таксономией. Существует большое количество налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями. Однако любая классификация является условной, поскольку экономику нельзя отнести к точным наукам.

В табл. 1.3 представлена классификация налогов применительно к современной налоговой системе РФ. Приведем некоторые пояснения к ней.

Таблица 1.3

Классификация налогов

Классификационные
признаки

Виды налогов

Субъект налога

  • налоги физических лиц

  • налоги юридических лиц

  • смешанные налоги (субъектом выступают как юридические, так и физические лица)

Объект налога

  • реализация товаров (работ, услуг)

  • имущество

  • прибыль

  • доход

  • расход

  • или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики (например, земельный участок)

Вид ставки

  • твердые (специфические) – устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения

  • процентные (адвалорные) – устанавливаются в % к единице налогообложения

  • комбинированные  сочетают твердую и процентную ставки

  • кратные МРОТ  устанавливаются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда

Метод обложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы

  • равные  для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога

  • пропорциональные  для каждого налогоплательщика 
    устанавливается равная ставка налога

  • прогрессивные  с ростом налоговой базы возрастает ставка налога

  • регрессивные  с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога

Периодичность

  • разовые  уплата связана с бессистемным, случайным событием

  • регулярные (систематические, текущие) – взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход

Бюджетное назначение

  • общие – налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода

  • целевые – налоги предназначены для финансирования конкретного расхода бюджета

Возможность переложения

  • прямые

  • косвенные

По платежеспособности налогоплательщика

  • личные

  • реальные

Принадлежность к уровням власти 
и управления

  • федеральные

  • региональные

  • местные


В зависимости от степени учета имущественного и финансового положения налогоплательщика, т. е. от платежеспособности, различают:

  • реальные налоги, которые не учитывают финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения: налог на операции с ценными бумагами, земельный налог, налог на имущество;

  • личные налоги, учитывающие платежеспособность налогоплательщика: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.

Если в качестве критерия классификации использовать возможность переложения налога, то выделяют:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др.;

  • косвенные налоги, объектом обложения которыми выступает реализация товаров (работ, услуг). Косвенные налоги включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара (работы, услуги) в их цене. При этом налогоплательщиком является продавец, а налоговое бремя перекладывается на покупателя – носителя налога.

К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они занимают основное место в налоговой системе РФ (см. табл. 1.1).

В мировой практике налогообложения известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения, например ряд арабских стран – Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом наблюдается связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму налога, которую он уплачивает в цене товара, т. о. подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством налоговых доходов бюджета.

В зависимости от назначения различают общие и целевые налоги. В российском налоговом законодательстве к целевым налогам относится единый социальный налог. Средства от взимания единого социального налога расходуются на цели пенсионного и медицинского обеспечения, а также социального страхования.

Одним из классификационных признаков налога может являться способ уплаты. Различают три основных способа уплаты налога:

  1. Способ начисления предполагает предоставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие сведения, связанные с его исчислением и уплатой.

  2. Способ удержания применяется в том случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом. В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такую обязанность возлагает, например, ст. 226 НК РФ на работодателей, производящих выплаты физическим лицам. При этом работодатель при выплате физическому лицу дохода производит одновременно удержание налога на доходы физических лиц. Для налогоплательщика этот способ представляет собой автоматическое удержание налога.

  3. Кадастровый способ. В этом случае имущество облагается на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода. Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта налогообложения. В основу построения кадастра положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра – вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Этот способ применяется при уплате земельного налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.


Классификация налогов в зависимости от принадлежности к уровням власти и управления применительно к налоговой системе РФ будет подробно рассмотрена в теме 1.2.



Система налогов и сборов РФ. 
Полномочия органов власти различных уровней
в вопросах налогообложения

Система налогов и сборов является одним из элементов налоговой системы и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов. В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные; региональные (налоги субъектов РФ); местные (см. табл. 1.6). С 1 января 2005 г. исчерпывающий перечень налогов и сборов РФ содержится в ст. 13–15 НК РФ.

Таблица 1.6

Система налогов РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

  • Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

  • Акцизы (гл. 22 НК РФ);

  • Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

  • Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

  • Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

  • Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

  • Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

  • Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (гл. 25.1 НК РФ);

  • Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

  • Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

  • Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

  • Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

  • Земельный налог (гл. 31 НК РФ);

  • Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой системы налогов РФ. Органы власти различных уровней имеют неодинаковый объем налоговых прав.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются решением высшего представительного органа власти. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Только в федеральном законе устанавливаются существенные элементы федеральных налогов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах.


Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Исключение: в ст. 12–15 НК РФ содержится положение о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ!

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;

  • порядок и сроки уплаты налогов;

  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Например, предельная ставка налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ установлена в размере 2,2 %. Законодательные органы власти субъектов РФ имеют право установить любую ставку в пределах 2,2 %.

Таким образом, органам законодательной власти субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.





          1. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов





Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Основными участниками налоговых отношений с одной стороны выступают субъекты хозяйственной деятельности, а с другой – государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере.

Субъекты хозяйственной деятельности выступают в налоговых отношениях в качестве:

  • налогоплательщиков (плательщиков сборов) – организаций и физических лиц;

  • налоговых агентов – лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т. п. и содержатся в части первой НК РФ (табл. 1.7). Однако данные права и обязанности могут быть уточнены законодательством о конкретных налогах.

Таблица 1.7

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право 
(ст. 21 НК РФ):

Налогоплательщики обязаны 
(ст. 23 НК РФ):

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

10) письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;

  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в течениеодного месяца со дня создания;

  • о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения