Файл: Государственные финанс1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2021

Просмотров: 2250

Скачиваний: 174

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

 Функции страхования

Принципы бюджетной системы

Понятие и принципы организации государственных расходов

 Виды государственных расходов

Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

4.1.2. Виды государственных доходов

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Сущность и содержание бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Сущность и функции государственного кредита

Принципы и методы управления государственным долгом

Элементы налога и их характеристика

Классификация налогов

Система налогов и сборов РФ.  Полномочия органов власти различных уровней в вопросах налогообложения

Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Цели и задачи финансового контроля

13.2. Формы и методы финансового контроля

13.3. Органы государственного финансового контроля

13.4. Счетная палата как орган финансового контроля

Выделяют стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами выражается прежде всего в определении необходимого для решения долгосрочных задач объема финансовых ресурсов на основе прогнозирования. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления: законодательными органами Российской Федерации, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное или текущее управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т. д.

. Органы управления финансами

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  • профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;

  • Счетную палату РФ;

  • Министерство финансов РФ и его органы на местах;

  • Центральный банк РФ; Федеральное казначейство;

  • Федеральную налоговую службу; Государственный таможенный комитет РФ;

  • Федеральную комиссию по ценным бумагам;

  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

  • исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;

  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Министерство финансов включает в себя следующие основные подразделения:

  • бюджетный департамент;

  • отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.;

  • департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

  • департамент налоговых реформ;

  • департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита;

  • главное управление Федерального казначейства.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

  • организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

  • управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках;

  • финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

  • управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

  • представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.


Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты служат:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;

  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.







  1. Государственные внебюджетные фонды их назначение и структура

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внеб. фонды гос-ва -одна из форм организации фин-ых рес-ов, кот-ые наход-ся в распоряжении центр-ых или местных органов власти и имеют целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образ-ия и использ-ия этих ресурсов реглам-ся финансовым правом. Внеб. ф. находятся в гос-ой собств-ти и не могут быть использованы на другие виды затрат. Внеб. ф. создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внеб.ф. с собств-ми источниками доходов. Доходы внебюджетных фондов включают: - специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; - отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; - средства бюджета; - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; - займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. - другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами. Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды: - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - Фонд занятости - др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:- Пенсионный фонд РФ; -Фонд социального страхования РФ; -Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ; -Государственный фонд занятости населения РФ




Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ИФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.

В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:

  • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60 процентов;

  • неналоговые доходы;

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

  • страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

  • доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • безвозмездные поступления;

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

  • прочие поступления.



Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством к выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные (и их заменяющие) выплаты, дотации на обеды и др. 


Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты:

  • оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения, стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению, материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями, беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством, пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно.

Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц (для плательщиков, производящих выплату заработной платы за календарный месяц в конце этого же месяца, — текущий), но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней.

Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах по взносам:

  • работодателей, включая обязательные взносы с работников, — 1 %,

  • граждан, применяющих труд наемных работников в личном хозяйстве, и иных плательщиков — 0,5 %.

Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФР с работодателей в бесспорном порядке, определенном для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, а с иных плательщиков взносов — в судебном порядке.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФР по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1 % сумм этих взносов взыскивается отделениями ПФР с банков.

Бесспорное взыскание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счете ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.

Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту; инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим, а также пособий: на детей в возрасте от 1,5 до б лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской АЗС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.


Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)



Фонд был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации от 2б июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:

  • налоговые доходы:

    • единый социальный налог — по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;

  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5 процентов;

    • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5 процентов;

    • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20 процентов;

    • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5 процентов;

    • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4 процента;

  • неналоговые доходы:

    • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • безвозмездные поступления:

    • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

    • прочие поступления.

Страховые взносы не начисляются на: 

  • средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;

  • доходы, полученные от избирательных комиссий; фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными физическими и юридическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями;

  • выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).