Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Пеливан Виктория Михайловна

(Ф.И.О. обучающегося)

Государственная поддержка инновационного развития на федеральном и региональном уровнях

(тема ВКР)



Выпускная квалификационная работа

на присвоение квалификации «Бакалавр»

по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление




Руководитель ВКР




к.э.н., доц.




Арсланова Э.К.










(уч. степень, звание)




(Ф.И.О.)




(подпись)

Обучающийся




ГУО-2931




Пеливан В.М.













(группа)




(Ф.И.О.)




(подпись)

Работа сдана в государственную экзаменационную комиссию

«__»_____________2023 г.













(дата)

Секретарь ГЭК

























(Ф.И.О.)




(подпись)




Москва 2023

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель выпускной квалификационной работы




к.э.н., доцент




Э.К. Арсланова







(подпись)







«____» _________ 2023 г.


ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

обучающемуся –Пеливан Виктории Михайловне

(ФИО)

Тема выпускной квалификационной работы «Государственная поддержка инновационного развития на федеральном и региональном уровнях».
закреплена приказом от «___»__________2023 г. № _________
Целевая установка: разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационного развития.

В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы будут следующие:

1. изучить теоретические основы государственной поддержки инновационного развития на федеральном и региональном уровнях;

2. провести анализ системы инновационного развития в Республике Татарстан;

3. разработать направления совершенствования механизма государственной поддержки инновационного развития.
Срок предоставления законченной работы «___»______________ 2023 г.

Дата выдачи задания «____» ___________ 2023 г.

Задание получила: _______________
Содержание



Введение 4

Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки инновационного развития на федеральном и региональном уровнях 7

1.1. Институционализация государственной поддержки инновационных процессов 7

1.2. Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности……………………………………………………………………..16

1.3. Государственные меры поддержки стратегии инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях санкций………………..28

Глава 2. Государственная поддержка инновационного развития в Республике Татарстан 34

2.1. Общая характеристика инновационной политики в Республике Татарстан 34

2.2. Оценка социально-экономического положения Республики Татарстан...45

2.3. Оценка механизма государственной поддержки инновационного развития Республики Татарстан .....…………..…………….…………………..48

Глава 3. Совершенствование механизмов государственной поддержки

инновационного развития……………………………………………………….52

3.1. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки инновационного развития…………………………………………………………………………..52

3.2. Проблемы и перспективы государственной поддержки инновационного развития в Российской Федерации……………………………………………..55

3.3. Направления совершенствования механизма инновационного развития в Республике Татарстан…………………………………………………………...62

Заключение……………………………………………………………………….68

Список использованной литературы…………………………………………...72
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что процессы социально-экономического развития Российской Федерации отличаются большой сложностью, что накладывает отпечаток на содержание и структуру системы государственного управления. В этой связи в стране ведется постоянный поиск результативных форм и методов управления экономикой.

В современном мире большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста практически во всех странах играет инновационная деятельность, позволяющая осуществить непрерывное совершенствование технической и технологической организации производства, повысить конкурентоспособность продукции путем улучшения ее качества, а также обеспечить эффективный выход товаров и услуг на мировой уровень. Экономика, способная эффективно использовать научно-технологические достижения общества, является инновационной. Огромное влияние на эффективное развитие инновационной экономики оказывает государственная политика. Именно поэтому целью данного исследования является изучение возможностей государственного регулирования и его влияния на развитие инновационной экономики страны, основываясь на примере Российской Федерации.


Поиск эффективных способов обеспечения социально-экономического развития в условиях усиления динамики макроэкономического влияния на все аспекты функционирования национальной системы хозяйствования обуславливает выявление новых аспектов построения национального инновационного аппарата. В настоящий момент именно инновации способствуют достижению целевых ориентиров стратегического хозяйствования, однако непрерывное развитие науки и практики не позволяет реализовывать долгосрочные стратегии с высоким уровнем эффективности без учета постоянно обновляющихся факторов и состояний макро- и микросреды.

Ключевая роль в реализации мероприятий по содействию инновационному развитию принадлежит государству, определяющего вектор долгосрочной инновационной политики. Любое современное государство стремится к повышению уровня инновационности, однако не все мероприятия позволяют получить требуемый эффект.

В мировой практике имеется достаточно способов содействию инновационному развитию через государственное стимулирование, однако зачастую методы поддержки носят комплексный характер и не могут полностью учитывать непрерывно возрастающие потребности экономических агентов и различных участников инновационных процессов на всех уровнях управления. Одновременно происходит усиление влияния внешней среды на качественное состояние инновационных процессов в экономике, без учета которых даже грамотно разработанная инновационная политика будет обречена на провал. Решение поставленных проблем возможно осуществить путем использования институционального аппарата и рассмотрение инновационного развития с позиции активизации наиболее перспективных инновационных процессов.

Объектом исследования является территория Республики Татарстан.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе государственной поддержки инновационного развития.

Цель исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по развитию государственной поддержки инновационного развития на федеральном и региональном уровнях.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

– рассмотреть институционализацию государственной поддержки инновационных процессов;

– охарактеризовать формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности;

– проанализировать механизм инновационного развития в Республике Татарстан.


Методологической основой работы явились исследования российских специалистов в области управления инновационной деятельностью, законы Российской Федерации, регулирующие отношения в данной сфере. В работе использованы также такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, метод сравнения, аналитического, структурно-логического моделирования.

Теоретическую основу исследования составили труды А.И. Александровой, Ю.В. Вологовой, А.М. Губернаторова, Ю.А. Дмитриевой, Л.Р. Загитовой, И.А. Калашниковой, Л.С. Максименко, М.Л. Николаева, М.П. Парниковой, Д.О. Ушакова, А.В. Хачатуряна, А.В. Шмагирева и др.

Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; трех глав, содержащих шесть параграфов; заключения; списка использованной литературы.





Глава 1. теоретические положения государственной поддержки инновационного развития на федеральном и региональном уровнях
1.1. Институционализация государственной поддержки инновационных процессов
Интеграция науки и производства обуславливает создание и внедрение технологических и продуктовых новшеств, развитие высокотехнологичных предприятий и отраслей промышленности, наукоемких видов продукции, услуг. Основным элементом повышения уровня инновационности социально-экономических систем на всех уровнях управления являются инновационные процессы, которые способствуют переходу научных знаний в конкретную практическую инновацию. Инновации рассматриваются как самостоятельный элемент экономического потенциала, формирование которого возможно за счет целенаправленной поддержки инновационных процессов со стороны государства1. Инновационное пространство твердо закрепилось в национальных доктринах устойчивого развития, а создание необходимых условий для эффективного функционирования участников инновационных процессов, в первую очередь инновационно активных предприятий, уже давно признается многими странами как основа стратегической государственной политики. Однако государственное стимулирование инноваций зачастую носит комплексный характер и не позволяет ориентироваться на отдельных инновационных «процессах-роста»2.