Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Данный закон закрепляет, что государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

– программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

– доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

– публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

– защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

– приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности1;

– обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

– целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Кроме того, в законе закреплены формы, в которых может осуществляться государственная поддержка инновационной деятельности. Это:

– предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

– предоставление образовательных услуг;

– предоставление информационной поддержки;

– предоставление консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

– формирование спроса на инновационную продукцию;

– финансовое обеспечение (в том числе бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

– реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

– поддержка экспорта;

– обеспечение инфраструктуры;

– другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 31.12.2022 № 488-ФЗ (ред. от 05.12.2020) «О промышленной политике в Российской Федерации»1. Согласно ст. 12 данного закона поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем:


– размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

– предоставления субъектам деятельности в сфере промышленности субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства;

– стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

– предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в том числе посредством использования наилучших доступных технологий;

– стимулирования деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям;

– стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве;

3) Федеральный закон от 24.07.2020 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1. Согласно ст. 22 данного закона оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

– создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

– создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства2;

– создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;



4) Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2020) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1.

Поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в рамках федеральной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Данная программа ориентирована на формирование благоприятного делового климата, повышение инновационной активности и совершенствование государственного регулирования в указанной сфере2.

В России сформирована трехуровневая модель поддержки научно-технической и инновационной деятельности – данный вопрос решается на федеральном, региональном и местном уровне. Она построена по аналогии с действующими системами поддержки инноваций в развитых странах, уже доказавшими свою эффективность. Государственная поддержка эффективных предпринимательских структур ‒ неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом3.

Основными направления государственной поддержки инновационно-ориентированных субъектов предпринимательства в Российской Федерации являются: финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, поддержка в сфере образования, поддержка в области инноваций и промышленного производства, поддержка в области внешнеэкономической деятельности.

Оказание финансовой поддержки субъектам высокотехнологических, наукоемких и инновационных производств осуществляется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов1.

По данным на 2023 год ключевыми финансовыми инструментами поддержки научно-технической и инновационной сферы являются проекты следующих государственных органов и организаций:

– АО «Роснано» – корпорация финансирует напрямую или через специализированные инвестиционные фонды деятельность предприятий, работающих в сфере наноиндустрии, медицинского приборостроения, ядерной медицины и возобновляемой энергетики;

– Фонд «Сколково» – структурный элемент экосистемы центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково», ориентированный на финансирование проектов его участников;


– Фонд развития промышленности – государственная некоммерческая организация, обеспечивающая софинансирование крупных инвестиционных проектов, ориентированных на разработку и выпуск новой высокотехнологичной продукции2;

– ВЭБ.РФ – национальный институт развития, поддерживающий функционирование фабрики проектного финансирования и другие инструменты поддержки инновационной и научно-технической деятельности в России3.

Так например, государственный Фонд содействия инновациям оказывает поддержку инновационно-ориентированному бизнесу в рамках шести программ:

– «Умник». Программа направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей. Участники программы – молодые ученые в возрасте от 18 до 30 лет. Размер гранта Умник – 500 тыс. руб. Направление расходов – проведение НИР, срок выполнения НИР – не более 12 месяцев (2 этапа по 6 месяцев);

– «Студенческий стартап». Программа направлена на выполнение работ студентами по разработке новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих потенциал коммерциализации и находящихся на самой ранней стадии развития.

– «СТАРТ». Программа направлена на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации. Подать заявку на участие в программе могут компании, созданные менее двух лет назад, а также физические лица (при условии регистрации юридического лица в течение месяца после публикации результатов). Размер гранта Старт-1 – до 4 млн. руб., Старт-2 – до 8 млн. руб.1;

– «интернационализация». Программа направлена на поддержку компаний, реализующих совместные проекты по разработке и освоению выпуска новых видов продукции с участием зарубежных партнеров, а также поддержку компаний, разрабатывающих продукцию, предназначенную для реализации на зарубежных рынках. Программа включает финансирование двусторонних и многосторонних инновационных проектов, образовательные программы, поддержку экспорта. Размер гранта – до 30 млн. руб.;


– «коммерциализация». Поддержка малых инновационных предприятий, завершивших НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции. Предпочтение отдается динамично развивающимся компаниям, реализующим импортозамещающие проекты с высокой наукоемкостью и перспективой коммерциализации. Размер гранта – до 30 млн. руб.1

Фабрика проектного финансирования – это современный механизм финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах российской экономики. Заемщики могут получить денежные средства на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ. При этом применяются меры господдержки, способствующие увеличению объемов кредитования конкретных проектов. Команда ВЭБ.РФ осуществляет отбор потенциальных проектов, участвует в структурировании финансирования и выступает кредитным управляющим в рамках синдиката2.

Минцифры России в тесном взаимодействии с ВЭБ.РФ реализует инициативу по поддержке отечественных компаний ИТ отрасли, предусматривающую предоставление льготных кредитов покупателям – компаниям, реализующим проекты и программы внедрения отечественных ИТ продуктов, сервисов и платформенных решений.

Инициатива реализуется в соответствии с правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2019 № 1598 (ред. от 08.07.2020) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий»3. Льготный кредит может быть предоставлен ВЭБ.РФ в объеме от 500 млн. рублей, при этом сумма одного финансируемого проекта может составлять до 5 млрд. рублей, одной программы – до 10 млрд. рублей. Согласно Правилам, кредитор получает субсидию в размере 90% ключевой ставки, что должно обеспечивать процентную ставку для заемщика в диапазоне от 1% до 5%. Получение субсидии и взаимодействие с Минцифры России находится в ответственности ВЭБ.РФ, а заемщику при заключении кредитного соглашения сразу устанавливается льготная процентная ставка. Срок кредита ВЭБ.РФ не ограничен, ожидаемый период действия субсидии – до конца 2024 года1.

ВЭБ.РФ в числе первых вошел в перечень уполномоченных банков (кредиторов) – юридических лиц, определенных Минцифрой России в соответствии с Правилами, а также заключил 31 августа 2020 г. с Минцифры России соответствующее соглашение.