Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.1 - Принципиальная модель (блок-схема механизма) регулятивного управления инновационным развитием промышленной сферы1

Постиндустриальные страны, такие как США, Япония, страны ЕС, проводят на протяжении нескольких десятилетий инновационные преобразования своих экономик и строят национальные инновационные системы, обладающими высоким уровнем динамизма и адаптации к нестабильному положению внешней среды. Интенсивный экономический рост на основе инновационных элементов создали необходимые условия для перехода данных стран к новому технологическому укладу и определили их лидерское положение в международных экономических отношениях. Особенно стоит отметить наличие в развитых странах высокоэффективной государственной поддержки инновационного развития: финансирование осуществляется в основном частными инвесторами, а государство обеспечивает создание «точек роста» через инновационную инфраструктуру и усиления взаимодействий между институтами. Таким образом, инновационная политика позволяет разрабатывать мероприятия по выявлению наиболее эффективных инновационных процессов и содействию их активизации через институты1.

Инструменты государственного воздействия на инновационные процессы должны способствовать реализации комплекса организационно-экономических и инвестиционно-финансовых мер по созданию и использованию нововведений. Большинство мер предоставления государственной поддержки носят классический характер, который можно поделить на следующие составляющие: финансовые, административные и инфраструктурные. Однако их воздействие нельзя назвать абсолютно эффективными в российских условиях хозяйствования2. К сожалению, российская инновационная система является недостаточно развитой, что подтверждается невыполнением целевых установок стратегии инновационного развития до 2020 года (средний уровень выполнения – 29,5%) и незначительной долей инновационной активности малого бизнеса (5,8% в 2019 году). Основной проблемой на наш взгляд является слишком комплексный подход к инновационному развитию и минимизации внимания поиска инновационных точек роста для активизации инновационных процессов через институциональные механизмы воздействия3.

Для перехода от комплексного инновационного развития к выделению «точек роста» активизации инновационных процессов необходимо повысить качество институциональной среды. Одним из способов является усиление института государственно-частного партнерства, суть которого заключается в интеграции государственных и предпринимательских структур, привлеченных к решению экономических, социальных, инновационно-инвестиционных проблем. Таким образом, государственно-частное партнерство можно определить как передачу государством предпринимательским структурам части социальной ответственности за реализацию принятых проектов с учетом экономической заинтересованности последних. В таких условиях государственное стимулирование инновационных процессов должно стать приоритетным направлением построения высокоэффективной и конкурентоспособной российской инновационной системы, став ключевым направлением социально-экономического развития
1.

Способы активизации инновационных процессов через государственные институты зачастую связаны также с созданием инновационной инфраструктуры на уровне ядра, в котором сосредоточены основные элементы деловой среды. В то же время инновационные процессы через какое-то время перетекают из ядра на периферии, способствуя их поляризации и развитию наиболее перспективных направлений хозяйствования. Инновационные процессы следует рассматривать как сложную категорию, объединяющую под собой многочисленные структурные взаимосвязями, в частности, между политическими, экономическими и общественными институтами.

С позиции данного подхода, активизация инновационных процессов является детерминантом осуществления не только прогрессивного социально-экономического развития, но и способствует смене технологического уклада2.

Институциональное влияние на предоставление государственной поддержки инновационным процессам, основы которой тесно переплетаются с изменением уровня инновационности внешней среды за счет стремления предпринимательских структур и национальных экономик к реализации мероприятий по усилению стратегической конкурентоспособности за счет инновационных преобразований, направленных на создание новых технологий, видов продукции, услуг, обновление и модернизацию основного капитала, может способствовать созданию благоприятных условий или создавать ряд препятствий. В случае благоприятного воздействия происходит приближение предпринимательских структур и национальных экономик к количественным и качественным стандартам производства и потребления. Однако параллельно могут возникать экстераналии, сущность которых проявляется в возможности фактической подмены модернизации расширением и некоторым усовершенствованием производства в его сложившемся виде, без каких-либо качественных изменений1.

Если рассматривать российские особенности институциональной среды, то наблюдается множество препятствий. Так, согласно подсчетам специалистов, при объективной возможности роста национальной экономики с темпом не менее 8% в год страна на протяжении долгого времени находится в кризисном состоянии и практически остается на периферии мировой экономики, учитывая наличие избыточного золотовалютного резерва, положительного торгового сальдо, богатого природного и промышленного потенциала. Предлагается выделить следующие направления деградации институциональной среды: разрыв в коммуникациях между ключевыми институтами; непрерывное нарастание энтропии приводит к потери контроля и управления; низкодоверительные взаимоотношения между экономическими агентами; несовершенство политико-правовой системы; рыночные деформации. Неполноценные

взаимодействия между спиралями институтов, в первую очередь между наукой и бизнесом, а также их зависимость от государства приводит к сверхцентрализации управленческого воздействия и монополизации рынков. Такое фрагментированние среды безусловно приводит к негативному проявлению в инновационной среде.

В ближайшей перспективе государству необходимо уделить внимание построению инновационной модели развития предпринимательства в наукоемких отраслях промышленности, поскольку именно в них происходит максимальная активизация инновационных процессов и формируются стратегические возможности национального развития через разработку и внедрение высокорискованных инновационных проектов. Институциональные аспекты должны способствовать организационной и правовой поддержке со стороны государства, усиливая взаимодействия между спиралями институтов, а также способствуя росту инвестиционной привлекательности. Финансирование в первую очередь должно осуществляться по двум ключевым направлениям: содействие активизации научно-инновационным процессам, которые изначально должны возникать в научном секторе, а на следующих этапах перетекать в другие; обеспечивать функционирование стадий научно-инновационного цикла, начиная от фундаментальных исследований и создания малых инновационных предприятий, заканчивая интеграцией крупных предприятий, отраслевых составляющих, например, промышленного комплекса в единую инновационную группу (кластер) взаимодействия на основе стремления к усилению конкурентных преимуществ друг друга. Итогом предложенных преобразований становится рационализация и гармонизация национальной инновационной системы1.

Государственная поддержка должна быть направлена на содействие формированию общей системы стратегического планирования, предусматривающей сочетание частной инициативы и рыночных механизмов. Учитывая современные тенденции социализации предпринимательского сектора, регулирующие воздействия в рамках инновационной политики государственной поддержки инновационных процессов можно представить в виде комплекса организационно-экономических мер, направленных на рационализацию и гармонизацию осуществления научных и инновационных процессов, роста их экономических и научно-исследовательских результатов, совершенствование нормативно-правовой регламентации инновационной деятельности на разных уровнях управления
1.

Отдельно предлагается уделить внимание интеллектуальному капиталу, который определяет национальный научно-инновационный потенциал, а также позволяет минимизировать негативное влияние традиционных инструментов повышения инновационной активности, зачастую не позволяющих обеспечить стабильность инновационного развития в современных условиях хозяйствования. Институциональные преобразования в интеллектуальной сфере направлены на усиление мер по защите авторских прав, возрастанию эффектов от знаний и социальной отдачи, созданию условий для повышения конкурентоспособности национального производства и так далее. Государственная поддержка инновационных процессов в комплексе с интеллектуальным развитием даст синергетический эффект для всех секторов экономики, а состояние институциональных взаимосвязей станет необходимым условием поступающего интеллектуального роста всех экономических субъектов2.

При построении моделей государственной поддержки инновационных процессов требуется учитывать тенденции экономического развития, постоянно приводящие к расширению границ научных представлений о различных экономических категориях. Следовательно, интеллектуальный капитал должен быть направлен на производство инновационной продукции или способствовать повышению качества функционирования общественных отношений, а инновационные процессы требуется рассматривать не только с позиции коммерциализации, но и потенциальной социализации3.

Спектр ориентиров теории инновационного развития под взаимодействием ключевых положений институционализации и интеллектуализации затрагивает рассмотрение потребителей инноваций как глобальных игроков рынка. К данным игрокам относятся предприятия, отрасли, кластеры, регионы и национальные экономические системы. Активизация инновационных процессов невозможно обеспечить без рационального использования интеллектуального потенциала, поскольку недостаточное количество интеллектуального капитала и неразвитость институциональных взаимосвязей не позволят эффективно использовать инструменты финансовой и нефинансовой поддержки, способствуя ускоренной диффузии инноваций. Особенно актуальным становится соединение исследований в области институционализации, интеллектуализации и инновационного развития в эпоху цифровой трансформации экономики, когда без синергетического объединения перечисленных факторов невозможно обеспечить воспроизводство интеллектуального капитала, а также создать благоприятного условия для получения интеллектуальных сверхдоходов
1.

Итак, фундаментализация экономической категории инновационных процессов должна учитывать имеющиеся научные представления, адаптация которых к современным условиям позволяет совершенно с другого ракурса взглянуть на наиболее насущные проблемы в инновационной практике и определить «точки роста». Так, многие проблемы осуществления государственной поддержки инновационных процессов невозможно объяснить исключительно экономическими подходами. Активизация инновационных процессов является не просто первичным элементом, а базой инновационного развития национальной экономики, что обусловлено необходимостью получения максимального положительного эффекта от располагаемого научно-инновационного потенциала страны. Именно инновационные процессы на сегодняшний день играют роль ускорителя в цикличных перепадах, преодоление которых обуславливает достижение стратегической эффективности народного хозяйства. Институционализация затрагивает все сферы современных взаимоотношений, в том числе и аспекты инновационного развития. Управление институциональной средой должно быть направлено на активизацию лишь инновационных «процессов-роста», тогда как институциональные препятствия могут привести к возникновению экстерналий и подмене модернизации расширением и некоторым усовершенствованием производства в его сложившемся виде, без каких-либо качественных изменений.
1.2. Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности
При формировании инновационной системы, выборе методов государственной поддержки государство должно стремиться использовать наиболее экономически эффективные из них, при этом важным становится соответствие целей и возможностей государства. Многообразие форм и методов государственной поддержки можно классифицировать по-разному.

Функционирование научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в любой стране возможно только при условии эффективного государственного регулирования и поддержки. Правовые основы регулирования данной сферы заложены в следующих нормативных актах:

1) Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О науке и государственной научно-технической политике»