Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики ТР;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-анализ основных направлений и перспектив развития инновационной политики в ТР.
Предмет исследования - государственная инновационная политика.
• сокращение трансакционных издержек инновационных процессов и рисков, связанных с реализацией инноваций в реальном секторе экономики. С целью решения комплекса этих задач следует создать необходимые условия для развития и совершенствования инновационной составляющей республиканской экономики.
Такими условиями являются:
• обеспечение высокого уровня информационно-технологической и коммуникационной оснащенности всех направлений и всех сфер деятельности;
• правовое обеспечение сохранности и реальной защиты прав создателей объектов интеллектуальной собственности;
• сокращение количества бюрократических преград при создании и реализации инновационных проектов;
• действенное вовлечение в работу научных коллективов и организаций академического уровня, высшей школы, прикладных научных и конструкторских отраслевых институтов и учреждений всех уровней с быстрой и прогнозируемой материальной отдачей от внедрения результатов в производство. Это создаст предпосылки, в том числе для расширения финансирования развития самой науки;
• значительное расширение использования исследовательского, научно-технического, технологического и производственного потенциалов республики для обеспечения научным консалтингом регионов РФ, крупных российских и зарубежных компаний. По нашему мнению, безусловными достоинствами рассматриваемой Программы являются осуществленная впервые в РТ попытка систематизировать на программно-целевой основе инновационную политику государства, а также явно выраженный акцент на совершенствовании инновационной инфраструктуры.
Кроме того, Программа четко определяет понятия, регламентирующие инновационную деятельность. Однако в Программе имеется ряд существенных недочетов. Отметим, по нашему мнению, наиболее важные.
1. Неясный характер цели региональной инновационной политики. Обозначенная цель региональной инновационной политики дает представление о социально-экономическом развитии республики в целом, однако в рамках цели не нашла своего отражения экономическая, в частности — промышленная, специфика РТ.
2. Непроработанность основных понятий, регламентирующих инновационную деятельность в РТ. Здесь существуют три основных недочета:
• недостатком приведенного определения «инновация» является установление акцента на самом процессе инновационной деятельности, хотя при этом результат инновации (инновационный продукт) выпадает из рассмотрения. Кроме этого,
инвестиции в инновационные разработки, включенные в определение, не могут являться сущностным признаком инновации;
• определение инновации, данное в Программе, отличается от определения, данного в Законе «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Татарстан». Это несоответствие в терминологии свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между документами, регламентирующими инновационную деятельность, вносит неопределенность в определение целей и задач инновационной политики в республике.
На практике это неизбежно приведет к затруднениям и усложнению процедур получения инновационными организациями государственной поддержки со стороны республиканских властей; практически весь спектр понятий, регламентирующих инновационную деятельность, позаимствован из Закона №79-З Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области», что говорит об отсутствии серьезного подхода у разработчиков к определению приоритетов и перспектив развития инновационной деятельности в РТ.
3. Отсутствие четкого определения отраслевых приоритетов инновационного развития РТ. Очевидно, что в условиях ограниченности бюджетных источников финансирования инновационной деятельности осуществлять полноценную поддержку инновационных проектов во всех без исключения отраслях не удастся. Соответственно, актуальным является определение отраслевых (или кластерных) приоритетов государственного управления инновациями. К сожалению, данный вопрос не нашел отражения в Программе.
В связи с этим предлагается следующий перечень приоритетных направлений развития:
• энергосбережение;
• нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия;
• транспортное машиностроение, в том числе авиа- и вертолетостроение;
• сельское хозяйство. Безусловно, перечисленные приоритеты являются дополнением к направлениям, определяемым перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
4. Не определен порядок страхования инновационной деятельности, а также франчайзинга. Необходимость страхования инноваций вызвана рискованностью данного бизнеса, поэтому одним из важнейших элементов функционирования инновационной сферы в республике является разработка организационно-экономического блока страхования инновационной деятельности, куда должны быть включены следующие направления:
• изучение целесообразности и масштабов предоставления госгарантий инновационным предприятиям;
• разработка мероприятий по привлечению коммерческих страховых организаций на рынок страхования инновационных рисков. Кроме того, с целью стимулирования стратегий «переноса» и «заимствования» инноваций следует создать экономические, правовые, налоговые условия для широкого использования франчайзинга в РТ.
Необходимо также стимулировать передачу технологий от крупных предприятий к мелким. Данный механизм позволит ускорить окупаемость разработок за счет охвата большей доли рынка и скорейшей диффузии инноваций.
Таким образом, система государственного управления инновациями в РТ нуждается в дальнейшем совершенствовании, прежде всего в направлении конкретизации системы методов и инструментов регулирования, совершенствования ее институциональной структуры. Это, в свою очередь, требует уточнения роли и места государства в региональном инновационном процессе.
Заключение
Государственное регулирование инновационных процессов и эффективная инновационная политика является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Основными целями государственной инновационной политики являются:
-создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.
В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики в ТР. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение особенностей государственной инновационной политики на федеральном и региональном уровнях зарубежных стран;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики ТР;-исследование целей и задач государственной инновационной политики ТР;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-анализ основных направлений и перспектив развития инновационной политики в ТР.
Предмет исследования - государственная инновационная политика.
Объект исследования - изучение системы государственного регулирования инновационными процессами в ТР.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. При написании работы мною были использованы различные источники: законодательные и нормативные источники, учебная и научная литература по инновационному менеджменту, статьи из периодических изданий.Список использованной литературы
1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2022 № 488-ФЗ (ред. от 05.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1 (часть I). – Ст. 41.
2. О территориях опережающего развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2022 № 473-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1 (часть I). –Ст. 26.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2020 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. Ст. 4006.