Файл: Педсовет Современные педтехнологии или как обеспечить ситуацию успеха на уроке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педсовет

Современные педтехнологии

или как обеспечить ситуацию успеха на уроке.

Все дети могут успешно учиться,

если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Данная тема педсовета отражает современный взгляд на организацию учебного процесса. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование современных педагогических технологий.

Ушедший XX век поставил перед школьным образова­нием сверхсложную задачу повышения качества образова­ния параллельно с реформированием всей системы обра­зования. Сегодня реализуется масса новых программ и тенденций в образовании, направленных на то, чтобы по­мочь нашим детям вступить в XXI век с качественно иным запасом знаний, без которых не может произойти адапта­ции к новым условиям жизни.

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Именно использование педагогических технологий позволяет обрести учителю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

Что такое технология?

Само слово "технология" происходит от греческих techneискусство, мастерство и gosнаука, закон. Следовательно, дословно "технология-" — наука о мастерстве.

Что такое педагогическая технология?

Глубинный смысл педагогической технологии В.П. Бес­палько видит в следующем:

1) отход от экспромтов и переход к предварительно­му проектированию;

2) разработка структуры и содержания учебно-позна­вательной деятельности учащегося;

3) диагностическое целеобразование и объективный кон­троль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

4) реализация принципа целостности структуры и содер­жательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И.Марев и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить спе­цифические признаки, присущие именно педагогической
технологии: диагностическое целеобразование, резуль­тативность, экономичность, воспроизводимость педагоги­ческих технологий, корректируемостъ.

Диагностическое целеобразование и результатив­ность — гарантированное достижение целей и эффек­тивность процесса обучения.

Экономичность — оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в сжа­тые сроки.

Корректируемостъ — возможность постоянной опе­ративной обратной связи.

Таким образом, можно выделить критерии, которые и составляют сущность образовательной технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему? и для чего?);

  • продуманные отбор и структура содержания (что?);

  • оптимальная организация учебного процесса (как?);

  • отбор методов, приёмов и средств обучения (с помощью чего?);

  • учет реального уровня квалификации учителя (кто?);

  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).



Наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:

  • «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

  • «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

  • «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Качества современных педагогических технологий

1. Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обо­снование процесса достижения образовательных целей.

2. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвя­зью всех его частей, целостностью.


3. Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом. В структуру педаго­гической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть (цели обучения, содержа­ние учебного материала);

в) описание технологического процесса (процессу­альная часть): организация учебного процесса; де­ятельность учителя по управлению процессом ус­воения материала; методы и формы работы учи­теля; диагностика учебного процесса


Сущность педагогической технологии и требования,

предъявляемые к ней


Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.



Классификация технологий

  1. Современное традиционное обучение.

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

II. Педагогические технологии на основе личност­ной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества;

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог);

  • Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Ни­колаевич — учитель литературы, Санкт- Петербург),

III. Педагогические технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии;

  • Проблемное обучение;

  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре(Пассов Ефим Израилович — профессор Ли­пецкого педагогического института);

  • Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);

  • Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова(Шаталов Виктор Федорович — про­фессор Донецкого открытого университета).


IV. Педагогические технологии на основе эффек­тивности управления и организации учебного про­цесса:

  • Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой(Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва);

  • Дифференцированное обучение;

  • Уровневая дифференциация обучения на основе обя­зательных результатов В.В. Фирсова(Фирсов Виктор Ва­сильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва);

  • Культуровоспитываюшая технология дифференциро­ванного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой(Закатова Ирина Николаевна — директор культуро­логического комплекса, г. Ярославль);

  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Анто­нина Сергеевна — профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмит­риевич — доктор психологии, руководитель экспери­мента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса).

  • Технология программированного обучения(Б.Скиннер — американский психолог, В.П. Беспалько);

  • Групповое и коллективное обучение(Дьяченко Ви­талий Кузьмич — профессор, г. Красноярск);

  • Компьютерные (новые информационные) техноло­гии обучения.

V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

  • Реализация теории поэтапного формирования ум­ственных действий(М.Б. Волович);

  • "Экология и диалектика"(Тарасов Лев Васильевич —. профессор);

  • "Диалог культур"(Библер Владимир Соломонович Российский гуманитарный университет, Москва, Курга­нов Сергей Юрьевич — учитель, г. Курган);

  • Укрупненные дидактические единицы(Эрдниев, Пюрвя Мучкаевич — академик РАО).

VI. Технологии развивающего обучения:

  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова(Занков Леонид Владимирович (19011977)— педагог и психолог, академик АПН СССР);

  • Развивающее обучение Д.Б. Эльконина—В.В. Давы­дова(Эльконин Даниил Борисович (1918—1959)виднейший советский психолог, Давыдов Василий Ва­сильевич — академик);

  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Гер­ман Константинович — научный руководитель автор­ской школы, г. Рыбинск).


VII.Частнопредметные педагогические технологии:

  • Технология раннего и интенсивного обучения гра­моте(Зайцев Николай Александрович — педагог-нова­тор, академик Академии творческой педагогики);

  • Технология обучения математике на основе реше­ния задач(Хазанкин Роман Григорьевич — учитель, г. Белорецк);

  • Педагогическая технология на основе системы эф­фективных уроков(Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург);

  • Система поэтапного обучения физике(Палтышев Ни­колай Николаевич — преподаватель физики, г. Одесса);

  • Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике(Андреева Елена Владимировна — препо­даватель информатики, Москва, Фалина Ирина Нико­лаевна — преподаватель информатики, Москва

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют современные технологии:



  • проблемно-поисковые

  • коммуникативные

  • игровые технологии;

  • тестовые технологии;

  • модульно-блочные технологии;

  • технология адаптивного обучения;

  • интегральные технологии;

  • технологии проектирования учебно-познавательной деятельности и т.п.

Познакомимся с теоретическими основами некоторых из них.

Сущность проблемно-поисковых технологий обучения
      Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
      Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления.

  Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой (проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: