Файл: Педсовет Современные педтехнологии или как обеспечить ситуацию успеха на уроке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
выдвижение гипотез; -
обоснование гипотез; -
проверка гипотез.
И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя.
Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
-
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; -
обеспечение посильности работы; -
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; -
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
-
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; -
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; -
развитие профессионального проблемного мышления
Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения.
Основные формы проблемного обучения
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции "О жизни растений" ставится проблема: "Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?", но лектор не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;
частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность (применение, творчество);
самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность – творчество.
Сущность коммуникативных технологий обучения.
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.
Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.
Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:
-
человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе; -
активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя; -
идея деятельного становления призвания человека.
Игровые технологии и их применение в обучении
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
-
деловые; -
организационно-деятельностные; -
инновационные игры.
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии.
Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем. В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации.
Модульная технология обучения
Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
-
целевой план действий; -
банк информации; -
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях.
Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям приле-жанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который
рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.
Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Технология адаптивной системы обучения
Адаптивность – латинское слово, означает приспособление.
Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы:
-
целей; -
содержания; -
методов, способов, средств обучения; -
форм организации познавательной деятельности учащихся; -
диагностики результатов
Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности.
Учение рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс, поэтому особое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков.
Учитель работает в двух режимах:
А) обучает всех учащихся (объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует);
Б) работает индивидуально с отдельными учениками (управляет самостоятельной работой учащихся; осуществляет контроль).
Учение в условиях адаптивной системы обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: решение задач разного уровня, выполнение лабораторных и практических работ; чтение дополнительной литературы, её реферирование.
При адаптивной системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
В данной системе работает многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Принципы технологии адаптивной системы
-
Объяснение нового материала
Этот этап работы надо оптимизировать:
-
выбрать необходимый теоретический материал, предусмотренный стандартами образования и программой; -
материал давать укрупнёнными блоками; -
целесообразно использовать средства наглядности; -
научить учащихся грамотно фиксировать новую информацию в тетрадь; -
разобрать с учащимися типичные задания, со всем классом проработать их.
Закрепление и отработка материала
Этот этап работы строится как активная самостоятельная деятельность учащихся. Учитель настраивает класс на самостоятельную работу, положительные эмоции.
Предварительно актуализирует знания учащихся, создаёт при необходимости на классной доске справочную базу данных по теме, совместно с учащимися.
Самостоятельная работа учащихся предполагает общение и организуется в парах или малых группах.
Задания, которые предлагаются для самостоятельного разбора адаптивны, т.е. трёх уровней: репродуктивного, частично-поискового (продуктивного) и творческого.
Работа в парах
Работа в парах может организовываться по разным схемам:
-
Статистическая пара
Даётся индивидуальное задание паре. В неё входят два ученика по их желанию. Задание выполняется вместе, обеспечивается общение друг с другом, при этом активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, исправлять ошибки в момент их возникновения.
После выполнения части задания они должны рассказать о полученных результатах учителю. Учитель задаёт дополнительные вопросы на понимание материала, при необходимости объясняет учащимся их ошибки.
-
Динамическая пара.
Задание даётся 2-3 парам одинаковое. После выполнения части задания они обсуждают его трижды с каждой другой парой. При этом им необходимо менять логику изложения, темп, акценты и т.д., т.е. включается механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. После обсуждения сдают задание учителю на проверку.
-
Индивидуальная работа в статической паре
Выполнение заданий идёт по вариантам. Первое задание каждый учащийся выполняет в своей тетради, затем меняются тетрадями и выполняют вторе задание в тетради своего партнёра. При каждом следующем задании идёт обмен тетрадями.