Файл: Пояснительная записка 3 Сценарии виртуальных экскурсий 6 Виртуальная экскурсия на тему Музейусадьба Кусково 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виртуальная экскурсия на тему «Путешествие по родной стране»


Данная тема виртуальной экскурсии направлена на ознакомление с природными объектами России. Учащиеся познакомятся с определенными природными объектами.

В ходе экскурсии учащиеся подробно знакомятся с природными объектами России, а именно: Северный Ледовитый океан, Охотское море, Чёрное море, Уральские горы, Волга, Таёжные просторы Западной Сибири, Вулканы на Камчатке. Узнают месторасположение, особенность, животный и растительный мир.

Таким образом, после проведения экскурсии у учащихся сформируется устойчивый интерес к природным объектам страны.

Цель:

Ознакомление с природными объектами России.

Задачи:

Образовательные

  • изучить природные объекты России.

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родной стране;

  • воспитывать ценностное отношение к культурному и историческому наследию страны.

Развивающие

  • формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

  • развивать кругозор детей;

  • развивать мышление, память, речь, внимание.

Планируемые результаты:

Личностные

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;

  • стремиться к получению новых знаний;

  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;

  • оценивать свое поведение и поведение других.

Метапредметные

Регулятивные:

  • определять и формулировать тему и проблему урока;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • в процессе рефлексии проводить самооценку.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

  • осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника;

  • размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Предметные

  • сформировать у детей устойчивый интерес к природным объектам страны.




Этапы экскурсии

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Вступительная часть

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Садимся за парты ровно и красиво, чтобы спинки были выпрямленными, ручки лежали на парте и ножки стояли рядом друг с другом! А вот теперь с хорошим и веселым настроением приступим к нашему уроку!

Методы: объяснение (инструктаж).

Деятельность учащихся: ученики здороваются с преподавателем.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализировать ранее полученные знания.

Обеспечение мотивации.

- Объясните, что такое карта. (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.) (слайд 1)

- Если мы сравним изображение нашей страны на глобусе и карте, что мы можем заметить? (На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение.) (слайд 2)

- Откройте учебники на стр. 90-91 и найдите: Северный Ледовитый океан, Охотское море, Чёрное море, п-ов Камчатка, Уральские горы, река Волга, Западная Сибирь.

- Отгадайте загадку. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке –

Вдоль – поперек его прошел.

О том, что видел – пишет в книжках,

Что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может –

Ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами

Ведь это_____________ (Путешественник)

- Кто такой путешественник? Чем он занимается?

- Ребята, как вы думаете, почему я попросила вас найти на карте именно эти объекты?

Методы: беседа, демонстрация презентации, дидактическая игра, работа с книгой.

Приемы: ответ ученика с места, использование презентации.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы.


Выявление места и причины затруднения

Сообщение темы урока.

- Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родной стране.

- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?

- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины (слайд 3). Вы уже догадались каких именно?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: формулируют тему урока.

Построение места и причины затруднения

Формировать умение определять учебные цели и задачи урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- И чтобы преодолеть все эти задачи, нам пора отправляться в путь.

- Предлагаю вам ознакомиться с нашим маршрутом (слайд 4).

- Но для начала мы должны узнать вид транспорта, на котором мы будем совершать наше путешествие. Я предлагаю вам узнать, отгадав загадку:

Птица по небу летит,

Но крылом не шевелит.

Замечательный полёт

Совершает … (самолёт)

- Верно, ребята! Путешествовать сегодня мы будем на самолёте. Мы с вами посмотрим на белых медведей во льдах Северного Ледовитого океана, побываем в Охотском и Чёрном море, Уральских горах, на реке Волга, также рассмотрим таёжные просторы Западной Сибири. Ну и самое интересное – вулканы на Камчатке, мы обязательно их посетим.

Методы: беседа, дидактическая игра.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы.

Основная часть

Реализация построенного проекта

Выявление учащимися конкретного представления о данных объектах.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по родной стране.

- Как называется наша страна? (Россия).

- Покажите на карте границы России (слайд 5).

- Назовите и покажите столицу нашей родины.

- Велика и прекрасна наша страна Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране. Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса.

- Посмотрите на карту России. Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

- Нам пора отправляться в путешествие. Вылетаем мы с вами конечно же из столицы России (слайд 6).

- Начинаем мы наше путешествие с реки Волга.

- Вот мы на берегу Волги (слайд 7). Давайте представим, что сейчас лето: светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. И я Вам предлагаю послушать веселую «песню» реки.

- Дети, скажите, какая бывает река? (чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная)

- На этой фотографии показана Волга. Какими словами можно сказать о Волге? Какая она? (Волга – могучая, неистовая, чистая, холодная, широкая, судоходная, красивая, великая)

- Реку эту часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей (слайд 8).

- Ребята, посмотрите на карту, где протекает река Волга (слайд 9). По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в Волгу. А что это за кружки на карте? (Города.)

- Правильно. Это обозначены города: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. 

- Начало реки Волги находится на Валдайской возвышенности, расположенной к северо-западу от Москвы.

- Вода Волги чистая, прозрачная и светлая. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде и не видывали (слайд 10).

- В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Какие лесные богатства вы знаете? (Грибы, ягоды, орехи, лечебные травы.)

- Теперь Волга совсем другая (слайд 11). Идут один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи. Они следуют строго по расписанию, чтобы не было столкновений, аварий. По Волге переправляют различные грузы. На берегах Волги стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. И везде используют воду Волги.

- Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря ее назвали Волгой – труженицей. Но вода ее стала грязной, потому что заводы и фабрики сливают в реку, использованную с вредными веществами воду. Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Осталось ее очень мало. В лесах на берегах погибают деревья, цветы, стало меньше ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами автомобилей.

- Почему же это произошло? Да потому, что человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не повредит ли это Волге. Оказалось, что повредит.

- Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных (слайд 12).

- Наш самолёт совершил посадку в самом дальнем уголке нашей страны (план-маршрут – слайд 6).

- Северный Ледовитый океан - самый маленький (содержит всего 3% вод мирового океана) и самый северный на Земле. Из-за незначительных размеров, некоторые ученые даже называют его не океаном, а Арктическим морем. Если попытаться коротко охарактеризовать этот океан, то его можно назвать самым северным и самым холодным. Большая часть его покрыта постоянными льдами. Здесь очень суровый климат (слайд 13).

- Ледовитый океан полностью находится выше Северного полярного круга. Он полностью располагается вокруг Северного полюса, частично охватывая территорию между Северной Америкой и Евразией (слайд 14).

- Напомню, что зимой здесь полярная ночь (солнца нет), а летом - полярный день (солнце не садиться) (слайд 15).

- Ну и конечно же во льдах Северного Ледовитого океана мы можем встретить Белого медведя. Белые медведи живут кочуя. Во время сезонных изменений границ полярных льдов они перемещаются. Летом белый северный медведь отходит ближе к полюсу, а зимой передвигается к югу, заходя на материк. Белый медведь живет в основном на побережье и льдах, но в берлогу залегает на материке или островах (слайд 16).

- Нам пора лететь дальше. А сейчас мы летим в самые восточные районы нашей страны. Это побережье Охотского моря – район Дальнего Востока. Давайте совершим посадку (план-маршрут – слайд 6).

- Посмотрите на эту красоту. Что вы можете сказать о море? (Оно большое, в нем много воды.) (слайд 17)

- Да, ребята, море - громадное водное пространство. Ребята, а какое море мы с вами сейчас видим? (Тихое, спокойное.)

- Но море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красивое, сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Но иногда море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море выглядит сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и снова с силой обрушивают их на берег. Шум и грохот волн заглушают звук человеческого голоса.

- Вот видите, какое разное бывает море. А кто живет в море? (Рыбы.)

- Конечно рыбы. А каких рыб Охотского моря вы знаете? (Палтус, камбала, навага, корюшка и д.р.) (слайд 18)

- Обратите внимание, что вынесли волны на берег? (Ракушки, водоросли.) (слайд 19)

- А знаете ли вы, что жизнь в море была бы невозможной баз водорослей, они выделяют кислород, с помощью которого дышат рыбы. А кто же еще обитает на море? Давайте прислушаемся. Что вы слышите? (Крики чаек.)

- Правильно, но на море обитают не только чайки, встречаются топорки, бакланы. Чайки живут ближе к берегу, поэтому мы можем видеть их каждый день.

- Не правда ли здесь очень красиво? Можно долго любоваться этой красотой, но нам пора дальше отправляться в путь.

- Летим с вами дальше. Ребята, чем знаменита Камчатка? Вулканы на Камчатке (план-маршрут – слайд 6).

- Знаменитые вулканы Камчатки – визитная карточка этого российского региона. На Камчатке около 300 вулканов и 29 из них действующие. Вулканы - удивительное зрелище. Сегодня мы познакомимся с самыми известными вулканами Камчатки (слайд 20).

- А так ли безопасны вулканы, как они красивы? (нет)

- Чем же они опасны? (своим извержением)

- Вулкан Узон. Таким необычным названием окрестили кольцеобразный провал на территории вулкана Узон. Образовалась она 40 лет назад на месте огромного вулкана, уничтоженного ужасным извержением. Последнее стихийное бедствие создало в кальдере воронку диаметром в один километр. И наконец, в течение нескольких десятилетий образовалось удивительное природное образование, которое совсем недавно отнесли к охраняемой зоне (слайд 21).

- КАЛЬДЕРА (исп. caldera, букв. – большой котёл), крупная округлая или овальная впадина с крутыми стенками и более или менее ровным дном, возникшая в результате провала вершины вулкана, а иногда и части прилегающей к нему местности.

- Вулкан Ключевской – знаменитое природное образование России, появившееся семь тысяч лет назад. Вулкан имеет форму громадного конуса, создававшегося из-за наслоений базальтовой лавы.

- Вулкан Карымский - самый активный вулкан Камчатки, который за один век произвел больше двадцати извержений, многие из которых длились годами, сменяя одно другим.

- Вулкан Малый Семячик – этот совершенно удивительный вулкан Камчатки, тянется на три километра. Он уникален наличием трех кратеров, в одном из которых, при извержении появилось кислотное озеро, километровой глубины, с водой зеленого цвета.

- Вулкан Горелый - имеет вытянутую в западном направлении форму. Это типичный вулкан, образовавшийся из кальдеры. Кратеры, где случались извержения, имеют кольцевидную форму и заполнены кислотными озерами (слайд 22).

- Авачинская сопка. Грандиозный вулкан со снежной шапкой. Популярна как маршрут для восхождения и в целом отличается доступностью для туристов.

- Вулкан Корякский - живописный камчатский вулкан, с очень правильным и идеально ровным конусом.

- Вулкан Дзензурский – уже давно разрушенный вулкан, в кратере которого теперь находится ледник.

- Вулкан Вилючинский. Он является давно потухшим и характеризуется срезанной вершиной, с участками, заполненными льдом (слайд 23).

- Вулкан Острый Толбачик – имеет острую крышу, которая была образована ледником.

- Вулкан Ксудач – по форме похож на обрезанный конус, с кратерами, заполненными кислотными водами озер. Он имеет несколько кратеров, рядом с которыми расположился горячий минеральный источник. Недалеко также расположилась река Вулканная, которая образует огромный водопад.

- Как красиво могут извергаться вулканы, и в то же время как опасно находиться людям рядом с ними.

- Давайте путешествовать дальше. Если лететь в глубь страны, то мы попадём в таежные просторы Западной Сибири и увидим тайгу. Тайга – это огромный хвойный лес (план-маршрут – слайд 6).

- Таежные просторы занимают в Сибири огромные пространства, это самый большой лес в мире. Затерянный лесной мир, где никогда не бывает человек, таит на огромных площадях в себе нечто загадочное, таинственное, непознанное и опасное (слайд 24).

- Самой распространенной породой таежных лесов являются хвойные деревья.

Примеры растений тайги (слайд 25):

  1. Ель черная

  2. Рябина

  3. Можжевельник виргинский

  4. Кедровый стланик

  5. Тополь белый

- Издавна хозяином сибирской тайги считают бурого медведя. Живут в тайге серые волки, лисицы, рыси и росомахи. Нередко здесь встречаются выдры и зайцы, ежи и норки, ласки и горностаи, хорьки, белки и бурундуки (слайд 26).

- О лесе люди придумали пословицы (читают дети) (слайд 27):

«Лес - богатство и краса, береги свои леса!»

«Враг природы тот, кто леса не бережет».

- Уральские горы (план-маршрут – слайд 6).

- Уральские горы — уникальная для России горная система. Это единственная цепь, которая пересекает страну с севера на юг и является границей двух частей света (видеофрагмент) (слайд 28-29).

- Растительный и животный мир Урала. Южнее полярного круга в лесах преобладает лиственница. К лиственнице присоединяются ель, кедр, береза. У горы Народной в лесах встречается сосна и пихта. В травянистом покрове этих лесов очень много черники (слайд 30).

- Здесь живут лось, росомаха, соболь, белка, заяц беляк, бурундук, бурый медведь, волк, белая куропатка, северный олень, горностай, песец, ласка. По речным долинам встречаются выдра и бобр (слайд 31).

- Горы – мир загадочный. Они и до сих пор мало изучены. Неповторимо красивы и всегда полны опасностей. Здесь всего за несколько часов можно попасть из палящего лета пустыни в суровую зиму снегов.

- Чёрное море. Из всех морей, пожалуй, самым интересным является Черное море. С древних времен оно известно человечеству (план-маршрут – слайд 6).

- Прежде чем мы познакомимся поближе с этим морем, давайте разберемся почему Черное море называется «черным» (предположения детей) (слайд 32).

- Существует несколько предположений:

- Первое объяснение самое простое: во время шторма вода в море чернеет.

- Второе, наиболее вероятное, объяснение: происхождение названия основано на свойстве воды; люди заметили, что металлический предмет (якорь), опущенный в море, поднимается на поверхность почерневшим.

- Предполагают, что море так назвали за то, что после шторма иногда на его берегах остается черный ил.

- Отличительной особенностью берегов Черного моря является их своеобразность и исключительность.

- Очень интересна гора Аю-Даг (Медведь-гора), похожая на наклонившегося к воде медведя.

- В море в нескольких сотнях метров от берега высятся две скалы, прозванные в народе Адалары (Близнецы).

- Большой интерес вызывает живописная скала Золотые Ворота. Название связано с цветом скалы: она покрыта жёлтыми лишайниками.

- Большой популярностью пользуется скала Парус. Эта плоская скала напоминает своим видом 4-х угольный парус, отчего и получила такое название.

- Черноморское побережье славится большим количеством скал, хребтов, напоминающих какие-то фантастические сооружения.

- Животный и растительный мир Черного моря разнообразен и богат.

- В Черном море насчитывается свыше 250 видов водорослей (кораллина, цистозира, филлофора, ульва, кодиум и многие другие) (слайд 33).

- Познакомимся с подводными обитателями Чёрного моря. На дне моря живет несколько видов моллюсков: устрицы, мидии, литорина, модиолярии и др (слайд 34).

- В Черном море водятся медузы с красивым названием аурелия, напоминающая по форме блюдечко и медуза корнерот похожей на купол.

- Встречаются в Черном море и крабы: мраморный, каменный, травяной.

- Обитают морские ежи.

- На Черном море известно 180 видов рыб. Познакомимся с самыми необычных и интересными рыбами: камбала, луфарь, морской чёрт (удильщик), угорь. В Черном море есть рыбы с названием животных: есть здесь кот и мышь, конек, собачка, лисица, петух, волк (слайд 35).

- Не только рыбы, но и морские звери водятся в Черном море. За всю историю Черного моря в него дважды заплывали киты. В Черном море встречается три вида дельфинов - афалин, азовка, белобочка.

- Вся эта первозданная красота страдает от тех же человеческих рук: загрязнение нефтепродуктами, отходами и минеральными удобрениями, чрезмерный вылов рыбы, изменения флоры и фауны. Кто готов беречь наше море от загрязнений?

Физминутка

Скок-поскок, СКОК-ПОСКОК,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации, наблюдение, рассказ.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика с места.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют физминутку.

Заключительная часть

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проверка уровня усвоения и понимания нового материала, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


- Вот мы с вами и совершили путешествие по природным объектам России. Сейчас я предлагаю вам закрепить знания.

Интерактивное задание (слайд 36)

- Допишите названия объектов, которые мы с вами сегодня изучили.

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 94-95.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте определенные цвета. Я буду показывать изображения рек, озер, равнин, гор, а вы будете показывать карточку того цвета, каким они изображаются на карте (слайд 37).

Методы: работа с интерактивными заданиями, работа с учебником.

Приемы: выполнение упражнения учениками.

Деятельность учащихся: ученики выполняют задания, читают текст в учебнике.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия, позволяющие ребенку оценить уровень усвоения пройденного материала.

Работа в рабочей тетради на печатной основе (стр. 59-61)

№1. Допишите определение.

№2. Подумайте и запишите, зачем вам нужно уметь читать карту.

№4.

  1. Допишите названия.

  2. Определите и напишите, что здесь перечислено.

  3. Приведите примеры.

а) Острова:

б) Полуострова:

  1. Найдите на карте реку Волга. Выпишите названия городов, которые стоят на Волге.

Работа с картой (проверка по эталону)

- Возьмите в руки листок с картой (приложение 1). Почему она не раскрашена?

- Такие карты называются контурными.

- Вам необходимо указать отмеченные объекты.

- Если у вас возникает затруднение, воспользуйтесь учебником.

(После выполнения самостоятельной работы предложить детям обменяться выполненными заданями с соседом по парте и проверить работы по эталону).

Методы: работа с рабочей тетрадью на печатной основе, работа с картой.

Приемы: выполнение упражнений, использование тетради на печатной основе и презентации.

Деятельность учащихся: выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради на печатной основе, самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Систематизация и упорядочение знаний.

Повторение пройденного материала.

Закрепление знаний.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы делали сегодня на уроке? О чём мы сегодня говорили?

Какие географические объекты мы с вами сегодня изучили? (Города, реки, моря, океаны, равнины, горы.)

- Ребята, а для чего мы изучали эти объекты? (Чтобы знать лучше нашу страну)

- Где побывали? Как вы думаете, мы добились поставленной цели? Что вам больше всего запомнилось?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников с места, обобщение.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Осуществление самооценки.

- Вот и подошел наш урок к концу. Запишем домашнее задание (стр. 90-95 учебника читать и ответить на вопросы + рабочая тетрадь на печатной основе стр. 59 №3)

- Оцените свою работу.

- Спасибо, ребята! Вы большие молодцы, были очень внимательными на уроке!

Методы: беседа.

Приемы: самоанализ.

Деятельность учащихся: оценивают свою работу на уроке.




Задания по материалам:

1) Укажи объекты. 2) Распредели объекты России по цветовому афоутампшфугмопишфдугмпифушкгщдьрмипфушкщдьгмиукмп обозначению на карте.



Виртуальная экскурсия на тему «Страны мира»


Данная тема виртуальной экскурсии направлена на ознакомление с особенностями культуры разных стран мира. Учащиеся обогатят представления детей о многообразии народов мира.

В ходе экскурсии учащиеся подробно знакомятся с 5 странами мира, а именно: Франция, США, Китай, Бразилия, Египет. Узнают название, месторасположение (континент, часть света), численность населения, язык, климат и природу, столицу и достопримечательность каждой страны.

Таким образом, после проведения экскурсии у учащихся сформируется устойчивый интерес к культуре народов мира.

Цель:

Ознакомление с особенностями культуры разных стран мира.

Задачи:

Образовательные

  • обогащать представления детей о многообразии народов мира;

  • формировать представление детей об обычаях и традициях народов мира.

Воспитательные

  • воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и уважение к их культурным традициям.

Развивающие

  • формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

  • развивать кругозор детей;

развивать мышление, память, речь, внимание.

Планируемые результаты:

Личностные

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;

  • стремиться к получению новых знаний;

  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;

  • оценивать свое поведение и поведение других.

Метапредметные

Регулятивные:

  • определять и формулировать тему и проблему урока;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • в процессе рефлексии проводить самооценку.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

  • осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника;

  • размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Предметные

  • сформировать у детей устойчивый интерес к культуре и традициям народов мира.




Этапы экскурсии

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Вступительная часть

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Садимся за парты ровно и красиво, чтобы спинки были выпрямленными, ручки лежали на парте и ножки стояли рядом друг с другом! А вот теперь с хорошим и веселым настроением приступим к нашему уроку!

Методы: объяснение (инструктаж).

Деятельность учащихся: ученики здороваются с преподавателем.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализировать ранее полученные знания.

Обеспечение мотивации.

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания (стр. 123 вопросы)

- Сколько материков на Земле? (шесть) Назовите их (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америки, Антарктида) (слайд 1)

- На какие части света делится Евразия? (Европа и Азия)

- На каком материке расположена наша страна? (Евразия)

- Какой материк самый маленький? (Австралия)

- Какой материк самый большой? (Евразия)

- Обратите внимание на доску и прочитайте слова (слайд 2)

- Как мы можем назвать эти понятия одним словом? (страны)

- Какие ещё страны вы знаете?

- В каких странах вы бывали?

Методы: беседа, демонстрация презентации.

Приемы: ответ ученика с места, использование презентации.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы.


Выявление места и причины затруднения

Сообщение темы урока.

- Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока. Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?

- Ребята, сегодня я предлагаю отправится вам в путешествие по всему миру. Мы с вами совершим виртуальную экскурсию по странам мира.

- Вы уже догадались, какие страны мы посетим?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: формулируют тему урока.

Построение места и причины затруднения

Формировать умение определять учебные цели и задачи урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- И чтобы преодолеть все эти задачи, нам пора отправляться в путь.

- Ребята, вспомните, какую карту вы уже изучали? (физическую) (слайд 3)

- Какие карты называются физическими?

- Сегодня мы с вами познакомимся с политической картой. Прочитаем текст на стр. 125. (слайд 4)

- Начинаем наше путешествие. Мы посетим 5 стран.

- И у каждой страны узнаем (слайд 5)

1. Название страны.

2. Её месторасположение, континент, часть света.

3. Численность населения, язык.

4. Климат и природа.

5. Столица, достопримечательности.

- Предлагаю вам ознакомиться с нашим маршрутом. Путешествовать сегодня мы будем на самолёте. Мы с вами побываем во Франции, Китае, Египте, Бразилии и завершим наше путешествие в США. (слайд 6)

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы.

Основная часть

Реализация построенного проекта

Выявление учащимися конкретного представления о данных объектах.

- Вылетаем мы с вами конечно же из Москвы (слайд 7).

1. Первая страна, в которую мы прилетаем – Франция (слайд 8).

2. Страна находится на материке Евразия на самом западе Европы. Более половины её границ омывают пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Также Северное море (на карте не указано) (слайд 9)

3. Население Франции на текущий день составляет 65 897 219 человек. Официальным языком на государственном уровне признан французский. На нём говорят более 90% жителей страны, большая часть которых – носители языка. Однако языки Франции не ограничиваются только официальным, существует множество других диалектов и наречий (слайд 10).

4. Климат Франции довольно разнообразен, но на большей части территории страны он умеренный с тёплым летом и мягкой зимой. Самой главной характеристикой климата Франции является его умеренность. Географически страна равноудалена от экватора и полюса, благодаря чему здесь не бывает ни слишком жарко, ни слишком холодно (слайд 11).

- Равнины охватывают наибольшую часть страны, примерно 70 % всей территории (слайд 12)

- К горным массивам можно отнести цепи Альп. Французские Альпы знамениты тем, что именно здесь находится самая высокая точка Западной Европы — вершина Монблан (высота — 4808 м) (слайд 13)

- Франция в полном объеме обеспечена водными ресурсами. Самая крупная река — Луара, которая имеет протяженность 1012 км (слайд 14)

- Животный мир Франции обеднен в результате хозяйственной деятельности человека. Распространены лисица, барсук, выдра, бобер, белка. Местами сохранились зайцы, а из копытных можно увидеть благородного оленя, косулю и кабана. На юге страны живут фламинго (слайд 15)

5. Париж - столица Франции и один из крупнейших городов Европы. Является одним из самых посещаемых мест в мире и славится своими достопримечательностями, музеями и особой атмосферой (слайд 16)

- Эйфелева башня - символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году (слайд 17)

1. Отправляемся дальше в страну под названием Китай (слайд 18)

2. На материке Евразия в Восточной Азии расположено государство Китай (слайд 19).

3. Это страна с самой большой численностью населения из всех стран Земного шара. Население Китая на текущий день составляет 1 454 141 002 человека. Почти три сотни языков и диалектов насчитывает список имеющих хождение в Китайской Народной республике, но лишь один официально признан государственным. Язык Китая, на котором принято подписывать документы, вести деловые переговоры и выходить в эфир на федеральных каналах называется путунхуа (слайд 20).

4. Китай — это огромное государство, находящееся сразу в нескольких природных зонах. Из-за особенностей географического положения и рельефа климат Китая крайне неоднороден. В то время как в одной провинции жители страдают от холодов, в другой — население радуется тропической жаре (слайд 21)

- Природа Китая очень разнообразна. По китайской местности протянулись Гималайские горы, в том числе и Эверест, признанный высочайшей в мире горной вершиной (слайд 22)

- Горные рельефы чередуются с равнинами, впадинами, пустынями, ледниками.

- Животный мир Китая уникален – по многообразию диких животных страна занимала одно из ведущих мест в мире (слайд 23)

5. Пекин – столица Китайской Народной Республики. Крупный мегаполис с многомиллионным населением представляет собой туристический центр страны (слайд 24)

- Великая Китайская стена (Северный Китай). Учёными установлено, что полная протяженность стены — чуть больше 21 тысячи километров, а высота — 7 метров (слайд 25).

1. Египет (слайд 26)

2. Египет - страна на северо-востоке Африки. Она расположена частично и в Азии. Египет омывается водами двух морей. Средиземное море омывает Египет с севера и принадлежит бассейну Атлантического океана. Красное море омывает Египет с востока и принадлежит бассейну Индийского океана (слайд 27)

3. Население Египта на текущий день составляет 106 673 633 человека. Сегодня основной государственный язык Египта — арабский, на котором разговаривает более 95 млн населения страны (слайд 28)

4. Египет по существу имеет жаркий пустынный климат. Климат, как правило, чрезвычайно сухой по всей стране, за исключением северного побережья Средиземного моря, которое получает осадки зимой. В дополнение к редкости дождей, экстремальная жара в летние месяцы также является общей климатической особенностью Египта, хотя дневные температуры, более умеренные вдоль северного побережья (слайд 29)

- Природа Египта - это, вопреки устоявшемуся стереотипу, не только бескрайние пески Сахары и Красное море. Здесь можно встретить плодородные речные заводи, цветущие оазисы, могущественные горы и причудливые творения, тысячелетия, создаваемые песком, камнями и ветром (слайд 30)

- Животный мир в Египте беден. В пустынях выживают лишь рептилии (ящерицы, змеи), да насекомые. Также можно встретить шакалов, гиен, лисиц, кабанов, мангустов, грызунов, ну и конечно же, кораблей пустыни — верблюдов, которые являются самыми важными домашними животными Египта (слайд 31)

5. Столица Египта - древний город Каир, один из самых красивых городов всей Африки (слайд 32)

- Пирамиды Гизы (8 км от г. Гиза). Пирамиды являются визитной карточкой Египта, и наиболее загадочными строениями на Земле. Три самые известные пирамиды правильной формы: Хеопса, Хефрена и Микерида (слайд 33)

1. Бразилия (слайд 34).

2. Бразилия считается самой большой по территории страной во всей Южной Америке. Она охватывает почти ½ часть территории континента (слайд 35).

3. Население Бразилии на текущий день составляет 216 385 465 человек. Официальный язык в Бразилии - португальский. Им владеет практически всё население страны. Это единственный язык, используемый в государственных учреждениях, большинстве школ, газет, на радио и телевидении (слайд 36).

4. Климат Бразилии можно охарактеризовать, как умеренно жаркий, ведь большая часть страны расположена в тропиках, где преобладают низкие, относительно уровня моря, высоты. Средняя температура по стране редко опускается ниже 20 °C. (слайд 37).

- Богатая и обширная природа Бразилии манит путешественников не меньше, чем достопримечательности в бразильских городах. В стране есть такие места, которые не встретишь больше нигде на планете.

- Самая знаменитая гора страны – Сахарная голова. Она расположена около Рио-де-Жанейро. Многие города бразильского государства как бы окружены горными массивами (слайд 38).

- Чтобы перечислить всех животных Бразилии, не хватит и целой книги. Ягуары, пантеры являются на бразильских территориях представителями семейства кошачьих. Ленивцы, муравьеды, летучие мыши и огромное количество пресмыкающихся дополняют фауну страны вместе с мигрирующими и местными птицами и т.д. (слайд 39).

5. Бразилиа - столица Бразилии (слайд 40).

- Статуя Христа-Искупителя самая узнаваемая в стране. Она находится на горе Корковаду. Раскинутые Руки Христа символизируют благословение города. Миллионы туристов стремятся попасть в Рио-де-Жанейро именно для того, чтобы увидеть статую Христа-Искупителя (слайд 41).

1. США (Соединённые Штаты Америки) (слайд 42).

2. Государство, расположенное в западном полушарии, находится на континенте Северная Америка. По ширине страна тянется через материк и имеет выход к океанам – Атлантическому и Тихому (слайд 43).

3. Население Соединенных Штатов Америки на текущий день составляет 335 940 519 человек. В США единого государственного языка нет. Однако не все население страны разговаривает на английском, потому что официальный язык в США отсутствует (слайд 44).

4. Умеренный климат – это тот тип климата, который преобладает в Америке. США занимает очень большую часть североамериканского континента. С севера на юг меняются климатические зоны, определяя климат в каждой группе штатов. С запада на восток усиливается и ослабевает влияние океана на отдельные участки территории страны. Протяженные горные системы также влияют на особенности климата США, благодаря чему в близлежащих районах он может быть совершенно разным. (слайд 45).

- Добрая половина этих огромных территорий занята горной местностью. Но есть рельеф достаточно разнообразен: от высоких горных хребтов, до плоскогорий и плато. Например, большая система Кордильер, которая тянется от Аляски до самой Калифорнии (слайд 46).

- Все уголки этой большой страны отличаются друг от друга разнообразными представителями фауны. Однако, здесь обитают такие редкие представители фауны, которые встречаются только на этих территориях: миссисипская аллигаторовая черепаха, опоссумы и миссисипский аллигатор. И много других животных (слайд 47).

5. Вашингтон — столица Соединенных Штатов Америки (слайд 48).

- Статуя Свободы — это один из символов Нью-Йорка и одна из самых известных скульптур на Земле. Величественная скульптура женщины с факелом в руке, протянутым в небеса, стала олицетворением свободы Америки. Корона на ее голове имеет семь лучей, что обозначает семь континентов и семь океанов (по западной географической традиции). В другой руке она держит плиту с выбитой на ней датой принятия Декларации о независимости (слайд 49).

- На Земле много разных стран. Есть страны–гиганты; есть страны, по площади и численности населения скорее похожие на города; есть страны, которые занимают весь континент; есть страны, которые расположены только на островах. Каждая страна уникальна и неповторима!

Физминутка

Отдых наш — физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой —

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите —

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите —

Раз и два! Раз и два!

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации, наблюдение.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика с места.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, выполняют физминутку.

Заключительная часть

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проверка уровня усвоения и понимания нового материала, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


Интерактивные задания (слайд 50)

  1. Записать столицу изученных стран.

  2. Сопоставить изображение достопримечательности с её названием.

Рабочая тетрадь на печатной основе

№1. С помощью учебника впишите пропущенное слово.

Карты, на которых изображены разные страны, называются политическими.

№3. Найдите ошибку в списке стран.

Африка лишняя, потому что перечислены страны, а Африка – это континент.

Методы: работа с интерактивными заданиями, работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

Приемы: выполнение упражнения учениками, использование тетради на печатной основе и презентации.

Деятельность учащихся: ученики выполняют задания (интерактивное задание, работа в печатной тетради).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия, позволяющие ребенку оценить уровень усвоения пройденного материала.

Рабочая тетрадь на печатной основе

№2. Используя карту в учебнике, приведите примеры стран, располоденных на разных материках (самостоятельное выполнение).

№4. Определите по карте, на каких материках и частях света расположены эти страны (самостоятельное выполнение, проверка по эталону) (слайд 51).

Методы: работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

Приемы: выполнение упражнений, использование тетради на печатной основе и презентации.

Деятельность учащихся: выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради на печатной основе.

Включение в систему знаний и повторение

Систематизация и упорядочение знаний.

Повторение пройденного материала.

Закрепление знаний.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- В каких странах мы побывали?

- Кто может назвать столицу каждой страны?

- Что вам больше всего запомнилось?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников с места, обобщение.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Осуществление самооценки.

- Вот и подошел наш урок к концу. Запишем домашнее задание (стр. 124-127 учебника читать и ответить на вопросы)

- Оцените свою работу.

- Спасибо, ребята! Вы большие молодцы, были очень внимательными на уроке!

Методы: беседа.

Приемы: самоанализ.

Деятельность учащихся: оценивают свою работу на уроке.