Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
При составлении нашей программы для наибольшей её результативности мы учитывали психологические особенности мальчиков и девочек. Таким образом, в программе деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения с учётом гендерного подхода «Давайте жить дружно!» занятия дифференцированы и рассчитаны на формирование и развитие тех психологических качеств, которые в наименьшей степени развиты у мальчиков и у девочек, но при этом являются значимыми в профилактике агрессивного поведения.
Глава 3. Анализ результатов исследования
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Таблица №1
Опросник А. Басса и А. Дарки
Пол | Физ. агрессия | Косв. агрессия | Раздраж. | Негатив. | Обида | Подозрит. | Верб. агрессия | Вина |
Д | 3(16%) | 1(5%) | 3(16%) | 1(5%) | 2(10%) | 4(21%) | 5(26%) | 5(26%) |
М | 6(32%) | 0(0%) | 6(32%) | 2(10%) | 2(10%) | 6(32%) | 10(53%) | 9(47%) |
Таблица №2
Результаты учащихся в процентном содержании с повышенной агрессивностью и враждебностью
Выше нормы | Показатели в % |
Агрессивность | 37% |
Враждебность | 32% |
Таблица № 3
«Рисунок несуществующего животного»
Признаки агрессивности | Процентные показатели |
Агрессивная защита | 35 |
Спонтанная агрессия | 55 |
Вербальная | 10 |
Таблица № 4
Критерии агрессивного поведения у ребёнка
Уровень агрессивности | Процентные показатели |
Высокий | 20 |
Средний | 65 |
Низкий | 15 |
Выводы по главе 3
Исследование показало, что в классе наблюдаются дети как с низким уровнем агрессии, так и с повышенным, а значит необходима профилактика агрессивного поведения.
Актуальность данного исследования подтверждает важность более глубокого изучения темы и проведения профилактических мероприятий на начальных этапах решения проблемы. Это основа для дальнейшего изучения этой темы в следующем исследовании.
Заключение
Целью нашей работы являлось теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших с учётом их гендерных особенностей.
Для достижения нашей цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
1.Изучить понятие «агрессия».
В нашем исследовании под агрессией мы будем понимать преднамеренное нанесение вреда другому человеку.
Психологами выделяются следующие виды агрессии: физическую и вербальную, прямую и косвенную, враждебную и инструментальную, реактивную и порактивную агрессию, ауто- и гетероагрессию.
2. Изучить виды агрессии
Э.Фромм разделял агрессию на злокачественную и доброкачественную. В норме агрессия носит оборонительный характер и способствует самореализации индивида. Г.Аммон в своих исследованиях пишет еще о трёх видах агрессии: конструктивной, деструктивной, дефицитарной. Установлено, что агрессия может переходить в устойчивое качество личности – агрессивность. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:
1. индивидуальный фактор;
2. психолого-педагогический фактор;
3. социально-психологический фактор;
4. личностный фактор;
5. социальный фактор.
В норме агрессия носит защитный характер, она выступает источником активности личности, реализации его творческого потенциала и стремления к достижениям. Человек может и должен уметь выражать агрессию в социально приемлемых формах поведения, агрессивное поведение - это индивидуальный выбор каждого человека, задача овладения своей агрессией - одна из самых сложных психологических задач.
3.Рассмотреть гендерный аспект в проявлении агрессивного поведения у младших школьников.
Впервые термин «гендер» ввел американский психолог Джон Уильям Мани. Мани заимствовал термин из английской грамматики и ввел в науки о поведении. С середины 70-х годов двадцатого века публикаций, посвященных половым различиям, ежегодно появлялось до полутора тысяч. Гендер представляет собой психологическое явление, относящиеся к усвоенным формам поведения и установкам, сопряженным с биологическим полом. В психологии под термином «гендер» понимаются психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и феминностью и отличающие мужчин от женщин.
Мужественность понимается как совокупность телесных, психических и поведенческих характеристик, которые считаются мужскими. Женственность - это совокупность телесных, умственных и поведенческих характеристик, рассматриваемых как женские. Наблюдения за поведением в разных культурах показывают, что отношение к детям разного пола разное. Это связано с влиянием гендерных стереотипов, то есть широко распространенных в обществе представлений об особенностях обоих полов. Гендерные стереотипы тесно связаны с гендерными ролями. Начиная с дошкольного возраста, у детей есть 4 типа сексуального поведения: маскулинное, феминное, андрогинное, недифференцированное.
В настоящее время общепринято, что избирательность по отношению к детям мужского и женского пола является биосоциальным феноменом: культурные стереотипы сформировались не на пустом месте, а, скорее, с учетом изначальных биологических различий между новорожденными мальчиками и девочками. Восприятие мальчиков и девочек очень отличается по своим физиологическим свойствам.
Проявления агрессии и агрессивного поведения также имеют свои гендерные особенности:
мужчины больше подвержены физическому насилию, а женщины прибегают к психологическому насилию. На основании анализа экспериментальных данных сделан вывод, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональной реакции, в дальнейшем агрессивные проявления уменьшаются у девочек и увеличиваются у мальчиков.
4.Определить характеристики агрессии в младшем школьном возрасте.
Особенности течения агрессивного поведения у детей:
1) близкие люди - родственники, друзья и т. Д. - они становятся жертвами агрессии, своеобразного явления «самоотверженности», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных уз - жизненной основы человеческого существования;
2) не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях; бывают случаи, когда ребенок растет в обеспеченной и заботливой семье;
3) агрессия обычно возникает без реальной причины.
5. Разработали программы, направленные на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерных особенностей.
Под профилактикой понимается комплекс государственных, общественных, медицинских, образовательных и иных мер, направленных на устранение или предотвращение причин и условий, приводящих к разным типам социальных отклонений. В психологической и просветительской литературе выделяются два типа профилактики - общая и индивидуальная, а также следующие виды профилактических мероприятий: первичная, вторичная, третичная. В своей работе мы сосредоточимся на первичном виде профилактики.
Профилактика должна включать в себя 3 основных направления: просвещение родителей, непосредственная работа с детьми, работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы.
Далее мы провели исследование, на основании которого сделали вывод о необходимости профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
По результатам исследования необходимо проводить упражнения на занятиях для повышения самооценки, снятия тревожности. Родителям важно обращать внимание на всплески эмоций, агрессии и вести беседы на эти темы.
Практических учителей и психологов больше интересует мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.