Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

_______________ Гуманитарно-педагогический институт_________________

(институт)

__________«Дошкольная педагогика,прикладная психология»__________

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика»

Студент

Маскальченко Валерия Олеговна







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбп-2101а













Преподаватель

Еник Оксана Алексеевна








(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников 6

1.1.Понятие «агрессия» и ее основные виды 6

1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников 15

1.3.Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности 24

Выводы по главе 1. 37

Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников. 39

2.1. Описание методик исследования. 39

2.2. Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода 44

Выводы по главе 2 54

Глава 3. Анализ результатов исследования 55

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 55

Выводы по главе 3 56

Заключение 57

Список литературы 61

Приложение 67



Введение


Актуальность нашего исследования обусловлена ​​несколькими причинами. Социально-экономические и социально-экономические преобразования, осуществленные в стране за последние десятилетия, во многом повлияли на формирование проблем, связанных с организацией обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Расплывчатость нравственных установок, неопределенность мировоззренческих позиций младших школьников беспокоят не только учителей, но и родителей, и общественность. Растет количество детей, которым сложно общаться со сверстниками и учителями, учиться, испытывающих нестабильное и дискомфортное состояние.

Агрессия, независимо от ее формы, очень часто является основным источником трудностей в отношениях между людьми. Одна из самых острых проблем - повышенная агрессивность детей. Особое внимание обращается на проблему агрессивности младших школьников, поскольку именно они наиболее подвержены деструктивным воздействиям внешней среды - кино, СМИ, компьютерные игры регулярно пропагандируют культ насилия, что негативно сказывается на психике ребенка. Педагоги, психологи и воспитатели отмечают, что количество агрессивных детей с каждым годом увеличивается, с такими детьми очень сложно работать, очень часто учителя не знают, как справиться с таким поведением школьников. Повышенная агрессивность младших школьников в современном мире отражает определенные психологические особенности, поскольку не только влияет на окружающих ребенка людей - его родителей, учителей, воспитателей и сверстников, но и создает определенные трудности для самого ребенка, а также определяет развитие различных аспектов его личности.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста может быть связано с плохим развитием социальных и когнитивных навыков. Тот факт, что дети часто думают об агрессии, также может влиять на их поведение.

Поэтому агрессивное поведение младших школьников следует воспринимать не только как тревожное явление, но и как достаточно серьезную педагогическую, психологическую и социальную проблему. Для агрессивных детей характерны агрессивность,

легкая возбудимость, обидчивость, повышенная раздражительность, а также неприязнь к окружающему миру. У них очень напряженные отношения со взрослыми и сверстниками. Агрессивные выделения могут нанести вред здоровью детей, приводя их к состоянию так называемого неуправляемого возбуждения. Более того, агрессивное поведение, которое является постоянной чертой личности, отрицательно сказывается на личностном развитии и социализации таких детей в последующие возрастные периоды.

Следует отметить, что в школьном возрасте необходимо принимать меры, направленные на уменьшение проявления агрессивного поведения. Именно поэтому главной задачей в работе психологов и педагогов с агрессивными детьми должно быть формирование умения понимать других людей, как взрослых, так и сверстников, не проявляя агрессии. Необходимо разработать программы по снижению агрессивного поведения младших школьников.

По данным И.К. Дубровиной, количество учеников начальной школы с повышенной тревожностью и агрессивностью в 2000-2003 г. составила 65% и достиг 75% в начале 2010 г.1

По данным исследования Дубровиной видно, что уровень агрессии младших школьников заметно вырос. Поэтому эта тема актуальна, ее нужно довести до наибольшего количества людей, чтобы снизить уровень этой формы деструктивного поведения.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: Каково содержание программы деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода?

Отсюда возникла тема исследования «Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы деятельности педагога-психолога, направленной на предупреждение агрессивного поведения у детей младшего возраста с учетом гендерного подхода.

Объект: профилактика агрессивного поведения у младших школьников.

Тема: профилактика агрессивного поведения младших школьников.

с учетом гендерного подхода.

Задачи:

  1. Изучить понятие «агрессия»

  2. Изучить виды агрессии

  3. Рассмотреть гендерный аспект в проявлении агрессивного поведения у младших школьников.

  4. Определить характеристики агрессии в младшем школьном возрасте.

  5. Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода

  6. Провести исследование

  7. Проанализировать полученные результаты


Методы исследования: наблюдение, тестирование, анализ отечественной и зарубежной литературы.

Методика исследования: Опросник Басса-Дарки «Оценка агрессивного поведения».

База и выборка исследования: МБОУ СОШ №7, ст. Полтавская, учащиеся 2-го класса.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической, и практическими, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников

    1. Понятие «агрессия» и ее основные виды


Проблема агрессии - одна из самых актуальных на современном этапе развития общества. Вопрос об агрессии и агрессивном поведении в психологической литературе отличается сложностью и многогранностью, поскольку, несмотря на большое количество источников, анализирующих это явление, единого и общепринятого определения агрессии и поведения в психологии на данный момент не сформулировано. агрессивные, или определение их границ, сущности и проявления.

В Большом психологическом словаре агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет людям физический вред и причиняет им психологический дискомфорт (негативные переживания). Состояние напряжения, тревоги, депрессии). Синонимом является понятие «агрессивное поведение», определяющее одну из форм реакции на различные неблагоприятные физические и психические жизненные ситуации2

Энциклопедический словарь дает следующее определение агрессии: «Агрессия - это характеристика социального, индивидуального или группового поведения, которое активно угрожает достоинству, безопасности, здоровью или жизни других людей, причиняя им физические и психические страдания».3

Пытаясь дать определение термину «агрессия», многие психологи пытаются сделать это на основе исследований и наблюдаемых, а также объективно наблюдаемых и измеримых явлений и актов поведения.

А. Басс определяет агрессию как реакцию, при которой другой организм получает болезненные стимулы, а Уилсон, в свою очередь, определяет агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, ограничивающую свободу другого человека. физическое лицо4

Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия понимается как такое поведение, которое приводит к причинению вреда другому человеку.

Р. Барон и Р. Ричардсон выделили два конкретных определения