Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Упражнение «я радуюсь- я грущу»
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника, развитие умения выражать собственные эмоции.
Ход: Школьники передают мяч друг другу, при этом продолжая фразу, и рассказывая, когда он бывает в данной ситуации: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…» Во время упражнения следует обратить внимание на то, чем отличаются слова «огорчение» и обида»? Что означает каждое из них?
Упражнение «Изобрази эмоции через движение»
Цель: Развитие умения осознавать собственные эмоции
Ход: Ребенок стоит или сидит в удобном для себя положении. Педагог-психолог просит подумать о ситуации или вызове конкретного человека ребенок сильные эмоции и изобразить свои трогательные чувства.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте и двигайтесь так, чтобы
выражайте свои чувства сильнее. Не контролировать свои движения, выражайте свои чувства с помощью движений. "
Рефлексия:
- Вам было легко заниматься спортом?
- С какими трудностями вы столкнулись при исполнении
упражнения?
- Как вы себя чувствовали во время упражнения?
- Изменилось ли ваше состояние после тренировки?
Упражнение «Комплименты»
Цель: Формирование позитивного эмоционального состояния обучающихся
Ход: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия обращение по имени, сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Обсуждение и принятие групповых правил.
Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:
-
Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника. -
Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать "стоп". -
Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге. -
Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы. -
Активность. -
Искренность в общении. -
Оценивается только поступок, а не личность человека.
Упражнение «Критикуй, не обижая»
Цель: Формирование умения направлять недовольство непосредственно на того, кто вызвал негативные эмоции в конструктивной форме
Ход: Психолог готовит серию предложений, которые дети используют для оценки негативных проявлений другого человека. В этой копилке есть предложения, например: «Ты умрешь с тобой от скуки», «Я не буду сидеть с тобой за одной партой, ты глупый» и другие издевательства, которые дети используют на уроках. Затем педагог-психолог вводит законы конструктивной критики и побуждает детей менять оскорбительные предложения, чтобы не обидеть другого человека, но в то же время рассказать о своих чувствах и мыслях.
Упражнение «Попросись на ночлег»
Цель: Формирование конструктивных навыков общения
Задача психолога - помочь детям представить себе ситуацию, которая произошла в прошлом веке. Иногда люди сталкиваются с ситуацией, когда им негде переночевать в дороге. Затем им пришлось обратиться за помощью.
Ход: «Ты путешественник. Вы очень устаете весь день, а до пункта назначения еще далеко. Темнеет и начинается дождь. Вы очень замерзли и устали. И вот вдали показались огни домов - это деревня. Очень хочется согреться, выпить чашку горячего чая и заснуть, но времена опасные, и жители не спешат впускать свои дома неизвестных. Что ж, другого выхода у вас нет, и ваша задача - убедить жильцов разрешить вам переночевать. «Читая текст, ребенок пытается изобразить то, что говорит учитель-психолог. После того, как коляска объехала все дома (с успехом или безуспешно), можно продолжить игру. Утром жители села собираются и обсуждают произошедшие события. Все жители деревни обсуждают свою реакцию на слова незнакомца, делятся своими чувствами и мыслями, наблюдая за его действиями и словами. Затем вместе с ребенком делается вывод о том, какие поведенческие стратегии оказались наиболее эффективными.
Моделирование реальных ситуаций
Цель: Развитие социальных навыков.
Ход: Техника: участники делятся на 2 небольшие группы. Каждой группе дается своя ситуация. Они должны представить версию своего заключения в виде театральной сцены.
Ситуация номер 1
Вы с подругой возвращаетесь из школы и вдруг понимаете, что ваша подруга пнула проходящего мимо кота. На ее удивленный взгляд девушка ответила, что животное можно обижать, потому что у него нет дома, и вообще, когда ты очень зол, полезно кого-то ударить или обидеть. «А ты пытаешься кого-то ударить, когда злишься» - предлагает девочка.
1. Каковы ваши действия?
2. Комфортно ли вы себя чувствовали в этой ситуации?
3. Что бы вы изменили в этой ситуации, чтобы
удобнее?
Ситуация № 2
Представьте, что в вашем классе есть девочка, которая всегда носит не очень новую одежду и слишком большой размер. Дети в вашем классе все время дразнят и обзывают. Вы не хотите обижать и обзывать свою одноклассницу, но вам кажется, что если вы не будете поступать так, как все, то они не будут играть с вами.
1. Что вы будете делать в этой ситуации?
2. Что для вас важнее? Ваше собственное самоощущение или мнение
другие?
-
Что, на ваш взгляд, самое сложное в этой ситуации?
Упражнение «Каков Я?»
Цель: Формирование способности к самопознанию.
Ход: «Ребята, у каждого человека на Земле есть своя теория о том, что делает его уникальным и непохожим на других людей. В связи с этим возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Возьмите листы бумаги и подпишите их, разделите лист на три столбца по вертикали: в одном столбце ответьте на вопрос «Кто я?» Для этого быстро запишите 5 характеристик, которые характеризуют вас, в том порядке, в котором они приходят на ум, в столбце 2 напишите, как ваши родители ответят на тот же вопрос, в столбце 3 один из учащихся ответит на тот же вопрос. Для этого каждый должен положить свои подписанные листы бумаги на стол, а я (педагог-психолог) их смешиваю, а потом все, не глядя, берут со стола листок и пишут о человеке, чей листок они получил. Затем листья складываются на стол, и каждый ученик берет свои.
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Цель: Развитие эмоциональной сферы младшего школьника, самопознание, отреагирование негативных эмоций
Ход: Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисунок выполняется спокойной и спокойной музыкой, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем проводится конкурс на самое красивое животное. Обсуждение вопросов:
- Кого ты нарисовал? Почему?
- Каким именем вы назвали свое животное? Почему? 3. Какие эмоции
ты любил изображать? Почему?
Описание занятий, проводимых для мальчиков
Упражнение «рубка дров»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Ход: Упражнение начинается с определения, видели ли дети когда-нибудь рубку дерева. Как держать топор? Какая поза наиболее удобна для стояния? Где обычно хранится журнал? Чтобы ребенок полностью понимал эту физическую работу, педагог-психолог просит ребенка описать, как работает сам процесс. Для упражнения требуется достаточно места. Психолог рекомендует ребенку, выполняющему это упражнение, натянуть над головой воображаемый топор и резко опустить его на воображаемую газету. На выдохе полезно издавать какие-то звуки, например: «Ха!»
Упражнение «сигналы гнева»
Цель: Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, развитие самоконтроля, осознание собственного гнева через телесные ощущения
Ход: В этой игре (полностью) вы будете играть с ребенком только один раз, а потом воспользуетесь ее сокращенной версией. Она направлена на осознание ребенком своего гнева через телесные ощущения.
Пусть ребенок вспомнит какую-то ситуацию, в которой он был очень зол, готов был убить агрессора. Спросите его, как он чувствовал гнев перед боем. Возможно, этот вопрос запутает ребенка, а затем поможет ему, объяснив, что все чувства так или иначе влияют на наше тело. Когда человек обижен и зол, он может чувствовать, как его кулаки стиснуты, кровь поднимается к лицу, к горлу поднимается комок, ему трудно дышать, мышцы его лица, живота и т. Д. они становятся напряженными. Это признаки гнева. Он предупреждает нас о своем росте. Если игнорировать эти предупреждающие знаки, то в какой-то неожиданный для нас момент это внезапно проявляется в виде действий, которых нам может быть стыдно. Если мы вовремя заметим его сигналы, мы сможем контролировать это сильное чувство (а не наоборот, как это делает ребенок, когда его контролирует гнев).
Выполнив эту миссию и определив конкретные сигналы гнева вашего ребенка, постарайтесь сделать игру актуальной. Как только вы заметите, что ребенок злится, спросите его, какие сигналы он чувствует. Что это за чувство? Что это может сделать тебя ?Какие последствия? Что вы можете сделать, чтобы избежать проблем до того, как все начнется и вы не получите сигнал вовремя? Поговорите с ребенком о некоторых способах выхода из определенной ситуации. Например, можно было вставать и ходить или молчать и не поддаваться на явные провокации, чтобы не доставить радости ожидающим и т. д.
Примечание. Чтобы эта игра приносила результаты, ее необходимо проводить систематически, и для этого требуется, чтобы взрослые сами были наблюдательными, чуткими и находчивыми в принятии возможных способов решения различных проблем.
Портрет агрессивного человека:
Цель: увидеть себя со стороны и осознать отдельные свои поступки в ситуации конфликта и стиль поведения в целом
Ход: Попросите ребенка мысленно представить агрессивного человека: как он выглядит, как ведет себя, как разговаривает, как ходит. Теперь вы можете попробовать отразить эти идеи на бумаге - попросите ребенка нарисовать портрет агрессивного человека. Когда рисунок будет готов, поговорите о том, что на нем изображено. Почему ребенок так нарисовал агрессивного человека, какие качества хотел подчеркнуть в этом портрете? Также поинтересуйтесь, что ребенку нравится в нарисованном человеке, а что, наоборот, не нравится, что он хотел бы изменить. Почему этот человек агрессивен? Спросите, как, по мнению ребенка, окружающие относятся к агрессивным людям. Как он сам к ним относится?
Теперь нужно перейти к разговору о личности самого ребенка. Прежде всего, скажите ему, что агрессия - нормальное человеческое проявление в определенных ситуациях, когда другие методы решения проблемы неэффективны (лучше сразу привести примеры таких ситуаций или попросить ребенка это сделать). Также можно обсудить тот факт, что агрессия имеет некоторые проявления, которые не только не осуждаются обществом, но и поощряются. К таким проявлениям относятся, например, настойчивость в достижении целей и способность защитить себя и других.
Как только ваш ребенок узнает, что агрессия - это не всегда плохо, вы можете ожидать, что он распознает это качество в себе. Спросите своего ребенка, когда он агрессивно себя ведет по отношению к другим? Есть ли обстоятельства, при которых он почти всегда так себя ведет? Есть ли люди, которые постоянно вызывают у ребенка агрессивные желания? Обратите пристальное внимание на эти ответы, они будут звучать как «хронические проблемы», которые необходимо проанализировать и над которыми вам придется работать систематически.
Постарайтесь подробно обсудить типичные ситуации гнева и агрессивного поведения ребенка. Что чувствовал ребенок в тот момент? Что ты об этом думаешь? Что он хотел сделать? Что он на самом деле сделал? Что за этим последовало? Что еще можно сделать, чтобы избежать негативных последствий?
Примечание. Если вы не судья, а настоящий друг в этом разговоре, вы можете расширить границы мышления ребенка и расширить его поведенческий репертуар с помощью знаний, которые вы получили из своего жизненного опыта. Чтобы заставить детей действовать по-другому, лучше опираться на такие аргументы, как «Достигли ли вы своей цели?» «Понимали ли окружающие вас люди, что вы чувствовали и чего хотели?», «Было ли ваше поведение эффективным"," Вы улучшили свои отношения с другими людьми? "или" Хорошие дети так себя не ведут! "