Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, лежащих в основе агрессии:

1) Предпосылкой агрессии является адресность, умышленное причинение вреда потерпевшему;

2) Агрессия направлена ​​только против живых организмов с целью причинения вреда;

3) У жертвы есть мотивация избегать такого обращения.5

Определение И.П. Зинченко понимается мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, повреждает объекты нападения (одушевленные или неодушевленные), причиняет людям физический вред или причиняет им психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние депрессии, страх, напряжение и т.д.)6

Г.П. Ярмоленко предлагает нам понимать агрессивность в будущем как черту личности, выражающуюся в готовности к агрессии7.

Психолог Л.Д. Столяренко пишет: «Агрессия- это одностороннее отражение действительности, движимое отрицательными эмоциями, приводящее к искажению, предвзятости, непониманию действительности и ненадлежащему поведению»8.

И. Фурманов разделяет понятия «агрессивность» и «агрессивность», отмечая, что агрессивность - это готовность человека реализовать образец агрессивного поведения. Агрессия, по мнению автора, - это модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, одно из средств удовлетворения насущных потребностей в условиях кризиса развития и жизнедеятельности9

Р. В. Бисалиев, А. С. Кубекова, Т. Т. Сарафрази дают следующие определения: «Агрессия (от лат. - нападение, нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее ущерб объектам нападения (живым и неодушевленным).), причинение людям физического вреда (негативные переживания, состояния напряжения, страха, депрессии и т. д.)10

По мнению Х. Дельгадо, агрессивность - это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением насилия в попытке причинить вред человеку, обществу.

Есть такой термин, как агрессивное действие. Это проявление агрессивной реакции на любую ситуацию. Если эти агрессивные действия приобретают систематический характер, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.11

Из зарубежных исследований по проблеме агрессии и агрессивного поведения наибольшего распространения заслужили концепции таких авторов, как К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др.


По мнению К. Лоренца, термин «агрессивность» означает гнев, ненависть, ярость. Он никак не окрашен - ни отрицательно, ни положительно, он нейтрален. «Это потому, что гнев, например, не всегда негативен для человека или общества. Автор полагал, что многие успехи, которых достигло человечество, не были бы достигнуты без гнева, поскольку он служил своего рода сигналом к ​​началу активности и появление индивидуальной и групповой активности, но в то же время не было бы некоторых разочарований, постигших общество.

В интерпретации Э. Фромма12 слово «агрессия» происходит от слова «agredi», что в переводе означает «двигаться», «наступать». В своем первоначальном значении слово «быть агрессивным» означало что-то вроде «приближаться к цели без промедления, без страха и сомнений». Он также предложил диаду агрессии в поведении личности - доброкачественную и злокачественную агрессию. В то же время доброкачественное агрессивное поведение является биологически адаптируемым процессом, способствует сохранению жизни и является не чем иным, как реакцией психики на угрозу жизненным интересам личности. Доброкачественная агрессия имеет филогенетическое происхождение. Как у дикой природы, так и у людей он представляет собой реакцию человека или группы на различные виды негативных ситуаций или опасностей, которые угрожают их жизненным интересам. Филогенетически присущая агрессия, проявляющаяся у людей и животных, является не чем иным, как адаптивной защитной реакцией. "

Этот тип реакции возникает у человека не только в ответ на угрозу или угрозу, направленную на удовлетворение биологических потребностей, но и под влиянием таких факторов, как: теснота, ограниченное пространство для движения, высокая температура и т. Д. Поэтому, по мнению Э. Фромм, этот вид агрессии - защитная агрессия - имеет биологическое происхождение, имеет приспособительную функцию и способствует сохранению жизни. В этой интерпретации умеренная агрессия служит своего рода выживанием и формированием активности, способствуя стабилизации или оптимизации среды, окружающей человека.

Что касается злокачественного типа агрессивного поведения, также описанного Э. Фроммом, то это агрессия, не имеющая ничего общего с биологическими потребностями и не являющаяся ни приспособительным, ни защитным механизмом или средством, поскольку направлена ​​исключительно на деструктивную составляющую. Злокачественная агрессия не имеет филогенетического происхождения и, что чрезвычайно важно, присуща только людям. «Злокачественная агрессия основана не на инстинкте, а на определенном человеческом потенциале, укорененном в условиях самого человеческого существования». Следовательно, злокачественная агрессия не вызвана биологической адаптацией и не является реакцией психики на угрозу жизненным интересам, а потому трактуется как негативное проявление деятельности человека.



З. Фрейд первоначально рассматривает агрессию как результат проявления Эдипова комплекса и подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве. Потом исследователь пересматривает свое мнение: он считает конфликт Танатоса и Эроса главным источником и движущей силой агрессивного поведения. При этом под агрессией понимается энергия, постоянно выделяющаяся вовне, которую практически невозможно нейтрализовать, так как последствия этой нейтрализации будут разрушительные и часто фатальные для психики. Он выделил следующие типы проявлений агрессивного поведения: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и основана на инстинктах самосохранения. Их цель - осознавать настоящие опасности и защищаться от их вторжений. Это агрессивное поведение предназначено для защиты того, что необходимо для выживания, или для защиты от угроз жизненно важным интересам13.

В своей идее садизма он видит одну форму разрушения, для которой желательны акты разрушения, принуждения и пыток. Автор также распознает третий тип деструктивности, который он описывает следующим образом: «Но даже там, где она проявляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается необычно высоким степень нарциссического удовольствия, которое обязано своим происхождением проявлениям наряду с выполнением давнего желания последнего стать всемогущим.

В аналитической психологии К. Юнговская концепция агрессивного поведения тесно связана с концепцией «теней» - бессознательного или подавляемого ментального содержания, то, что не соответствует ожиданиям коллектива и идеалам эго. Юнг предполагает, что в процессе нейтрализации агрессивного поведения оно возвращается к низшим животным формам, которые при проявлении в окружающей человека реальности могут причинить гораздо больший вред индивиду и (или) обществу, чем при реализации исходной, а не исходной. подавленная агрессивность14.

По словам А. Басса, агрессивное поведение - это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред. А. Басс предложил классифицировать проявления агрессивного поведения по следующим парам критериев: а) физическое – вербальное; б) активное – пассивное; в) прямое – косвенное. Из сопоставления указанных критериев получаются восемь категорий проявления агрессивного поведения, которые в значительной мере охватывают большинство возможных проявлений агрессивного поведения. Он выделил следующие восемь триад, которые он положил в основе категорий агрессивного поведения: 1) физическая – активная – прямая; 2) физическая – активная – косвенная; 3) физическая – пассивная – прямая; 4) физическая – пассивная – косвенная; 5) вербальная – активная – прямая; 6) вербальная – активная – косвенная; 7) вербальная - пассивная – прямая; 8) вербальная – пассивная – косвенная
15.

Этот подход по сути является дескриптивным: он классифицирует описательную сторону агрессивного поведения. В то же время он утверждает, что существует определенная полнота определения агрессивности.

Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию и агрессивное поведение, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, А.К. Осницкого, Т.Г.Румянцеву, О.Ю. Михайлову, В.В. Бойко, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьёву, А.А. Ратинова, О.Д. Ситковскую и др.

Л.С. Выготский считает, что в ходе исторического развития человечества возникали и формировались формы культурного поведения, и в начале каждой эпохи периоде между индивидом и его окружением складываются своеобразные и строго определенные отношения. Существенное значение имеет фактор развития социальной ситуации, которая влияет на формирование агрессии и агрессивного поведения. Если в течение определенного периода социальная среда, в которой развивается индивид, носит жесткий, императивный, агрессивный характер, то агрессивное поведение как норма выживания в этой среде формируется более полно. Другими словами, автор оценивает агрессию и агрессивное поведение как форму адаптации к социальной среде, окружающей человека, в сочетании с нормами его среды16.

В исследованиях Л. Семенюка под агрессивным поведением понимается умышленно деструктивное поведение, противоречащее правилам и нормам существования человека в обществе, причинение вреда одушевленным или неодушевленным объектам нападения, причинение физического вреда лицам и (или) причинение им психологического дискомфорта. Это нападение по собственной инициативе с целью захвата и угрозы, готовность атаковать, враждебность по отношению к любому человеку или обстоятельствам. Он может иметь как ярко выраженную форму - грубость, нападение, так и скрытую форму недовольства и недоброжелательства. Распространенным проявлением агрессивного поведения является такое психологическое явление, как грубость17.

А. А. Реан предложил разделить социализацию агрессии на обыкновенную и парадоксальную. Обычная социализация агрессии - это непосредственное приобретение навыков агрессивного поведения и развитие у индивида агрессивной готовности в результате прямого и активного опыта наблюдения агрессии. Более того, следует отметить, что обучение через наблюдение оказывает даже большее влияние на личность, чем непосредственный активный опыт. Часто этот вид агрессии характерен для людей, принимавших участие в боевых действиях. В менее выраженной форме эффект может быть вызван периодическим просмотром сцен жестокости через кино, телевидение и видеопрокат. При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности индивида происходит независимо от наличия прямого опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии. Агрессивность как устойчивая черта личности возникает в этом случае из-за значительного социального опыта личности по подавлению возможностей реализации своих актуальных личных потребностей. Кроме того, это подавление осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или словесной агрессии или враждебности. Напротив, блокирование актуальных личных потребностей чаще всего реализуется в конкретном социальном опыте взаимодействия с «заботой» о человеке в его «интересах». Таким образом, результат парадоксальной социализации агрессии можно рассматривать как фобически-агрессивный след социального опыта, который лишает человека независимости. Часто этот вариант агрессивности развивается при несбалансированном стиле семейного воспитания или нарушении процесса социализации.
18

Характеризуя основные виды агрессии, М.В. Кольцов предлагает различать три вида агрессии:

- физическая - использование физической силы против другого человека или объекта - и вербальная - выражение негативных чувств посредством словесных реакций, их формы (ссора, плач) и / или содержания (угроза, проклятия, ругань);

- прямые - прямо направленные против объекта или субъекта - и косвенные, выражающиеся в действиях, косвенно направленных против другого человека (злонамеренные сплетни, шутки и т. д.), а также в действиях, характеризующихся ненаправленностью и беспорядком (вспышки гнева, проявляющиеся в кричать, топать ногами, бить кулаком по столу и т. д.);

- инструментальная - агрессия, представляющая собой средство достижения цели, - враждебная - агрессия, выражающаяся в действиях, направленных на причинение вреда объекту агрессии.

Будыкин, А. Жигачев, сочетая агрессию по типу, предлагают следующие критерии ее классификации.

Итак, по мнению авторов, агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

- мотивационная агрессия или агрессия как самоценность

- инструментальная агрессия как средство достижения определенных целей (оба могут проявляться как под контролем сознания, так и бессознательно связаны с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии.

- Физическая агрессия (нападение) - применение физической силы против другого человека.

- Косвенная агрессия - это также агрессия, которая окольным путем направлена ​​против другого человека (сплетни, заговоры) и никому не адресована: приступы ярости, проявляющиеся в криках, топтании, избиении кулаком по столу и т. Д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и беспорядком.

- Склонность к раздражению - готовность проявлять при малейшем возбуждении раздражительность, резкость, грубость.

- Негативизм - это оппозиционная мера поведения, обычно направленная против власти; может перейти от пассивного сопротивления к активной борьбе с установленными законами и обычаями.

- Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что другие намерены причинить вред;

- словесная агрессия - выражение негативных чувств как по форме (драка, крик, писк), так и по содержанию словесных ответов (угрозы, ругательства, нецензурные слова);

- Обида - зависть и ненависть к другим, вызванные чувством горечи, гнева всего мира на реальные или воображаемые страдания _0_.