Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Глава 3. Анализ результатов исследования
различных форм агрессии и враждебных реакций, а также общие индексы агрессивности и враждебности.
А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
1) физическое насилие - применение физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия - агрессия окольным путем, направленная против другого лица или не направленная против кого-либо;
3) раздражение - готовность проявить негативные чувства при малейшем волнении (грубость, раздражительность);
4) негативизм - способ противопоставления поведения пассивного сопротивления активной борьбе с установленными законами и обычаями;
5) обида - зависть и ненависть к другим за выдуманные и реальные действия;
6) подозрительность - от недоверия и осторожности к людям, до веры в то, что другие люди планируют и причиняют вред;
7) словесная агрессия - выражение негативных чувств как по форме (крик), так и по содержанию словесных ответов (угрозы, ругательства);
8) чувство вины - выражает возможную убежденность испытуемого в том, что он плохой человек, что он поступает неправильно, а также сожаление, которое он испытывает.
При составлении опросника использовались принципы:
1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1) физическая агрессия;
2) косвенная агрессия;
3) раздражение;
4) негативизм;
5) обида;
6) подозрительность;
7) вербальная агрессия;
8) чувство вины.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 ст. Полтавской среди учащихся 2-го класса. Количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило в общей сложности 19 человек, из них 6 девочек (32%) и 13 мальчиков (68%) результаты представлены в таблице №1
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
В Таблице 2 представлены результаты учащихся в процентном содержании с повышенной агрессивностью и враждебностью.
Таблица 2 - Процентные показатели учащихся с повышенной агрессивностью и враждебностью.
По результатам опроса можно сделать вывод, что индекс агрессивности у 37% детей выше нормы, что подтверждает актуальность проблемы агрессивного поведения среди младших школьников. Также процент враждебности составляет 32%, что позволяет говорить о недоверии и чрезмерном отношении респондентов к другим. Высокий уровень вины показывает, что дети самокритичны и винят себя во многих неудачах и конфликтах.
По результатам исследования необходимо проводить аудиторные занятия для повышения самооценки, снятия тревожности. Родителям важно обращать внимание на эмоциональные всплески и агрессию и обсуждать эти темы.
Основная проблема - это снижение чувства вины, поскольку оно часто является первопричиной повышенной агрессивности.
Данное исследование позволило выявить процент детей младшего школьного возраста с повышенными признаками агрессии и неприязни. Результаты подтверждают связь между агрессивным поведением и недоверием к другим, межличностными отношениями и семейным окружением. В связи с этим необходимо отметить важность профилактических мер по предупреждению данного вида девиантного поведения.
Актуальность данного исследования подтверждает важность более глубокого изучения предмета и реализации профилактических мер на ранних стадиях проблемы. Это дает основу для дальнейшего изучения этой темы в следующем исследовании.
Проективный метод исследования личности «Рисунок несуществующего животного», разработанный М. З. Дукаревичем.
Данное исследование проводилось в СОШ№4 г. Новочебоксарска также среди учащихся 2 класса
Испытуемому поручено изобрести и нарисовать такое животное, которого никто никогда не видел в природе и которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх. Для оценки результатов техники проецирования использовали симптоматические комплексы теста рисования (приложение №1)
При анализе рисунка несуществующего животного используется следующая уровневая шкала оценки результатов: 1. Слабый уровень – от 0 до 3 баллов; 2. Средний уровень – от 4 до 6 баллов; 3. Высокий уровень – от 7 до 10 баллов; 4. Повышенный уровень – от 11 до 18 баллов.
У одиннадцати младших школьников (55%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел.
У семерых детей (35,0%) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов.
У двоих человек (10,0%) – на рисунке были видны признаки вербальной агрессии – открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов. Результаты представлены в таблице № 3
Также мы провели анкетирование родителей «Критерии агрессивного поведения у ребёнка», разработанной Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой. Данная анкета состоит из 20 вопросов, положительный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Авторами предлагается уровневая шкала, в которой: - высокая агрессивность – 15–20 баллов - средняя агрессивность – 7–14 баллов; - Низкая агрессивность – 1–6 баллов. Результаты представлены в таблице № 4.
Выбранные нами методики, используемые для диагностики уровня агрессии и агрессивного поведения, соответствуют целям и задачам исследования, они достоверные и надежные.
Таким образом, во время фазы наблюдения опыта мы использовали три метода, направленных на определение состояния эмоциональной сферы ученика, путем определения наличия агрессии, ее направления и интенсивности. На обучающем этапе опыта мы внедрили программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерного подхода.
Основываясь на результатах констатирующего этапа эксперимента, мы разработали программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода «Давайте жить дружно!».
Пояснение:
Агрессивное поведение младших школьников - одна из самых острых проблем не только для учителей, работающих в сфере образования, но и для общества в целом. Особенно важно изучать агрессивность в молодом возрасте, когда эта черта еще находится в зачаточном состоянии и когда можно своевременно предпринять профилактические и корректирующие действия. У большинства детей наблюдается агрессивное поведение. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой чертой личности. В результате у ребенка возникают трудности с самореализацией, личностным развитием и общением с окружающими.
Анализ существующих программ, направленных на профилактику агрессивного поведения у младших школьников, показывает, что на текущем этапе существуют программы, которые рассматривают профилактику агрессивного поведения без учета гендерных и психофизиологических особенностей(«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста» Н.В. Павловой47, «Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Н.В. Нифантьевой48. «Программа 39 коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста» Е.Е. Варламовой 49и др.)
Также существуют программы, которые рассчитаны на работу с дошкольниками или подростками («Программа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста «Будем дружить» Н.А. Григорян50)
С учетом вышеизложенного и с учетом результатов нашего исследования нами разработана программа деятельности педагога-психолога, направленная на предупреждение агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. В нашей программе занятия готовятся отдельно для мальчиков и девочек. При разработке тематического планирования и выбора упражнений мы учитывали психологические особенности мальчиков и девочек, которые мы включили в теоретическую главу нашего исследования.
Программа основана на следующей методологии
Подход:
1. Гендерный - позволивший определить содержание программы педагогического психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерных различий детей младшего школьного возраста.
Цель программы - создать условия с учетом гендерного подхода, чтобы снизить степень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Особенностью нашей программы является разграничение упражнений для мальчиков и девочек.
Задачи программы:
Обучение способам выражения гнева в допустимой форме. Программа рассчитана на 9 занятий для мальчиков и на 9 занятий для девочек. Продолжительность занятий 35 минут. Во время занятий дети сидят по кругу, что, в первую очередь, способствует открытому общению внутри группы, создает ощущение целостности, облегчает взаимодействие.
В работе используются следующие методы:
Основываясь на результатах исследования, мы подобрали программы профилактики агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. Наши программы подходят: для развития эмоционально-волевой сферы, умению осознавать собственные эмоции. Дети познакомятся с понятием «конфликт» и смогут развить навыки самоконтроля, повысить самооценку и пр.
Описание занятий, проводимых для девочек
Упражнение «Комплименты»
Цель: Формирование позитивного эмоционального состояния обучающихся.
Ход: Каждый участник должен сказать что-нибудь приятное своему соседу. Необходимо обращаться по имени, сказанное должно нравиться не говорящему, а слушателю.
Правила:
Правила принимаются совместно и вывешиваются в группе. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Ориентировочный перечень правил:
А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
1) физическое насилие - применение физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия - агрессия окольным путем, направленная против другого лица или не направленная против кого-либо;
3) раздражение - готовность проявить негативные чувства при малейшем волнении (грубость, раздражительность);
4) негативизм - способ противопоставления поведения пассивного сопротивления активной борьбе с установленными законами и обычаями;
5) обида - зависть и ненависть к другим за выдуманные и реальные действия;
6) подозрительность - от недоверия и осторожности к людям, до веры в то, что другие люди планируют и причиняют вред;
7) словесная агрессия - выражение негативных чувств как по форме (крик), так и по содержанию словесных ответов (угрозы, ругательства);
8) чувство вины - выражает возможную убежденность испытуемого в том, что он плохой человек, что он поступает неправильно, а также сожаление, которое он испытывает.
При составлении опросника использовались принципы:
1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1) физическая агрессия;
2) косвенная агрессия;
3) раздражение;
4) негативизм;
5) обида;
6) подозрительность;
7) вербальная агрессия;
8) чувство вины.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 ст. Полтавской среди учащихся 2-го класса. Количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило в общей сложности 19 человек, из них 6 девочек (32%) и 13 мальчиков (68%) результаты представлены в таблице №1
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
В Таблице 2 представлены результаты учащихся в процентном содержании с повышенной агрессивностью и враждебностью.
Таблица 2 - Процентные показатели учащихся с повышенной агрессивностью и враждебностью.
По результатам опроса можно сделать вывод, что индекс агрессивности у 37% детей выше нормы, что подтверждает актуальность проблемы агрессивного поведения среди младших школьников. Также процент враждебности составляет 32%, что позволяет говорить о недоверии и чрезмерном отношении респондентов к другим. Высокий уровень вины показывает, что дети самокритичны и винят себя во многих неудачах и конфликтах.
По результатам исследования необходимо проводить аудиторные занятия для повышения самооценки, снятия тревожности. Родителям важно обращать внимание на эмоциональные всплески и агрессию и обсуждать эти темы.
Основная проблема - это снижение чувства вины, поскольку оно часто является первопричиной повышенной агрессивности.
Данное исследование позволило выявить процент детей младшего школьного возраста с повышенными признаками агрессии и неприязни. Результаты подтверждают связь между агрессивным поведением и недоверием к другим, межличностными отношениями и семейным окружением. В связи с этим необходимо отметить важность профилактических мер по предупреждению данного вида девиантного поведения.
Актуальность данного исследования подтверждает важность более глубокого изучения предмета и реализации профилактических мер на ранних стадиях проблемы. Это дает основу для дальнейшего изучения этой темы в следующем исследовании.
Проективный метод исследования личности «Рисунок несуществующего животного», разработанный М. З. Дукаревичем.
Данное исследование проводилось в СОШ№4 г. Новочебоксарска также среди учащихся 2 класса
Испытуемому поручено изобрести и нарисовать такое животное, которого никто никогда не видел в природе и которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх. Для оценки результатов техники проецирования использовали симптоматические комплексы теста рисования (приложение №1)
При анализе рисунка несуществующего животного используется следующая уровневая шкала оценки результатов: 1. Слабый уровень – от 0 до 3 баллов; 2. Средний уровень – от 4 до 6 баллов; 3. Высокий уровень – от 7 до 10 баллов; 4. Повышенный уровень – от 11 до 18 баллов.
-
Если рисунок выполнен с острыми углами – это признаки агрессивной защиты;
-
Рот нарисован с острыми зубами – вербальная агрессия; -
Дополнительные детали на голове, например рога; -
Наличие щетинок, шипов, игл – защитно-ответная, спонтанная агрессия.
У одиннадцати младших школьников (55%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел.
У семерых детей (35,0%) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов.
У двоих человек (10,0%) – на рисунке были видны признаки вербальной агрессии – открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов. Результаты представлены в таблице № 3
Также мы провели анкетирование родителей «Критерии агрессивного поведения у ребёнка», разработанной Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой. Данная анкета состоит из 20 вопросов, положительный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Авторами предлагается уровневая шкала, в которой: - высокая агрессивность – 15–20 баллов - средняя агрессивность – 7–14 баллов; - Низкая агрессивность – 1–6 баллов. Результаты представлены в таблице № 4.
Выбранные нами методики, используемые для диагностики уровня агрессии и агрессивного поведения, соответствуют целям и задачам исследования, они достоверные и надежные.
Таким образом, во время фазы наблюдения опыта мы использовали три метода, направленных на определение состояния эмоциональной сферы ученика, путем определения наличия агрессии, ее направления и интенсивности. На обучающем этапе опыта мы внедрили программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерного подхода.
2.2. Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода
Основываясь на результатах констатирующего этапа эксперимента, мы разработали программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода «Давайте жить дружно!».
Пояснение:
Агрессивное поведение младших школьников - одна из самых острых проблем не только для учителей, работающих в сфере образования, но и для общества в целом. Особенно важно изучать агрессивность в молодом возрасте, когда эта черта еще находится в зачаточном состоянии и когда можно своевременно предпринять профилактические и корректирующие действия. У большинства детей наблюдается агрессивное поведение. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой чертой личности. В результате у ребенка возникают трудности с самореализацией, личностным развитием и общением с окружающими.
Анализ существующих программ, направленных на профилактику агрессивного поведения у младших школьников, показывает, что на текущем этапе существуют программы, которые рассматривают профилактику агрессивного поведения без учета гендерных и психофизиологических особенностей(«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста» Н.В. Павловой47, «Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Н.В. Нифантьевой48. «Программа 39 коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста» Е.Е. Варламовой 49и др.)
Также существуют программы, которые рассчитаны на работу с дошкольниками или подростками («Программа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста «Будем дружить» Н.А. Григорян50)
С учетом вышеизложенного и с учетом результатов нашего исследования нами разработана программа деятельности педагога-психолога, направленная на предупреждение агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. В нашей программе занятия готовятся отдельно для мальчиков и девочек. При разработке тематического планирования и выбора упражнений мы учитывали психологические особенности мальчиков и девочек, которые мы включили в теоретическую главу нашего исследования.
Программа основана на следующей методологии
Подход:
1. Гендерный - позволивший определить содержание программы педагогического психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерных различий детей младшего школьного возраста.
Цель программы - создать условия с учетом гендерного подхода, чтобы снизить степень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Особенностью нашей программы является разграничение упражнений для мальчиков и девочек.
Задачи программы:
-
Формирование представлений о способах поведения в конфликтных ситуациях; 2. -
Формирование коммуникативных навыков; -
Формирование адекватной самооценки51;
Обучение способам выражения гнева в допустимой форме. Программа рассчитана на 9 занятий для мальчиков и на 9 занятий для девочек. Продолжительность занятий 35 минут. Во время занятий дети сидят по кругу, что, в первую очередь, способствует открытому общению внутри группы, создает ощущение целостности, облегчает взаимодействие.
В работе используются следующие методы:
-
Дискуссия, обсуждение. -
Работа в парах. -
Рисунок. -
Психологическая игра. -
Работа в малых группах. -
Визуализация. -
Интерактивные игры -
Занятия творчеством
Основываясь на результатах исследования, мы подобрали программы профилактики агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. Наши программы подходят: для развития эмоционально-волевой сферы, умению осознавать собственные эмоции. Дети познакомятся с понятием «конфликт» и смогут развить навыки самоконтроля, повысить самооценку и пр.
Описание занятий, проводимых для девочек
Упражнение «Комплименты»
Цель: Формирование позитивного эмоционального состояния обучающихся.
Ход: Каждый участник должен сказать что-нибудь приятное своему соседу. Необходимо обращаться по имени, сказанное должно нравиться не говорящему, а слушателю.
Правила:
Правила принимаются совместно и вывешиваются в группе. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Ориентировочный перечень правил:
-
Добровольное участие с четким определением работы: задание выполняется только с согласия участника. -
Правило остановки: если вы не хотите говорить на какую-то тему, вы всегда можете сказать «Стоп». -
Конфиденциальность. Все обсуждения только по кругу. -
Здесь и сейчас правило говорить только о том, что происходит в группе. -
Активность. -
Честность в общении. -
Оценивается только действие, а не личность человека