Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различных форм агрессии и враждебных реакций, а также общие индексы агрессивности и враждебности.

А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1) физическое насилие - применение физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия - агрессия окольным путем, направленная против другого лица или не направленная против кого-либо;

3) раздражение - готовность проявить негативные чувства при малейшем волнении (грубость, раздражительность);

4) негативизм - способ противопоставления поведения пассивного сопротивления активной борьбе с установленными законами и обычаями;

5) обида - зависть и ненависть к другим за выдуманные и реальные действия;

6) подозрительность - от недоверия и осторожности к людям, до веры в то, что другие люди планируют и причиняют вред;

7) словесная агрессия - выражение негативных чувств как по форме (крик), так и по содержанию словесных ответов (угрозы, ругательства);

8) чувство вины - выражает возможную убежденность испытуемого в том, что он плохой человек, что он поступает неправильно, а также сожаление, которое он испытывает.

При составлении опросника использовались принципы:

1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1) физическая агрессия;

2) косвенная агрессия;

3) раздражение;

4) негативизм;

5) обида;

6) подозрительность;

7) вербальная агрессия;

8) чувство вины.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 ст. Полтавской среди учащихся 2-го класса. Количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило в общей сложности 19 человек, из них 6 девочек (32%) и 13 мальчиков (68%) результаты представлены в таблице №1

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

В Таблице 2 представлены результаты учащихся в процентном содержании с повышенной агрессивностью и враждебностью.


Таблица 2 - Процентные показатели учащихся с повышенной агрессивностью и враждебностью.

По результатам опроса можно сделать вывод, что индекс агрессивности у 37% детей выше нормы, что подтверждает актуальность проблемы агрессивного поведения среди младших школьников. Также процент враждебности составляет 32%, что позволяет говорить о недоверии и чрезмерном отношении респондентов к другим. Высокий уровень вины показывает, что дети самокритичны и винят себя во многих неудачах и конфликтах.

По результатам исследования необходимо проводить аудиторные занятия для повышения самооценки, снятия тревожности. Родителям важно обращать внимание на эмоциональные всплески и агрессию и обсуждать эти темы.

Основная проблема - это снижение чувства вины, поскольку оно часто является первопричиной повышенной агрессивности.

Данное исследование позволило выявить процент детей младшего школьного возраста с повышенными признаками агрессии и неприязни. Результаты подтверждают связь между агрессивным поведением и недоверием к другим, межличностными отношениями и семейным окружением. В связи с этим необходимо отметить важность профилактических мер по предупреждению данного вида девиантного поведения.

Актуальность данного исследования подтверждает важность более глубокого изучения предмета и реализации профилактических мер на ранних стадиях проблемы. Это дает основу для дальнейшего изучения этой темы в следующем исследовании.

Проективный метод исследования личности «Рисунок несуществующего животного», разработанный М. З. Дукаревичем.

Данное исследование проводилось в СОШ№4 г. Новочебоксарска также среди учащихся 2 класса

Испытуемому поручено изобрести и нарисовать такое животное, которого никто никогда не видел в природе и которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх. Для оценки результатов техники проецирования использовали симптоматические комплексы теста рисования (приложение №1)

При анализе рисунка несуществующего животного используется следующая уровневая шкала оценки результатов: 1. Слабый уровень – от 0 до 3 баллов; 2. Средний уровень – от 4 до 6 баллов; 3. Высокий уровень – от 7 до 10 баллов; 4. Повышенный уровень – от 11 до 18 баллов.

        • Если рисунок выполнен с острыми углами – это признаки агрессивной защиты;

  • Рот нарисован с острыми зубами – вербальная агрессия;

  • Дополнительные детали на голове, например рога;

  • Наличие щетинок, шипов, игл – защитно-ответная, спонтанная агрессия.


У одиннадцати младших школьников (55%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел.

У семерых детей (35,0%) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов.

У двоих человек (10,0%) – на рисунке были видны признаки вербальной агрессии – открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов. Результаты представлены в таблице № 3

Также мы провели анкетирование родителей «Критерии агрессивного поведения у ребёнка», разработанной Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой. Данная анкета состоит из 20 вопросов, положительный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Авторами предлагается уровневая шкала, в которой: - высокая агрессивность – 15–20 баллов - средняя агрессивность – 7–14 баллов; - Низкая агрессивность – 1–6 баллов. Результаты представлены в таблице № 4.

Выбранные нами методики, используемые для диагностики уровня агрессии и агрессивного поведения, соответствуют целям и задачам исследования, они достоверные и надежные.

Таким образом, во время фазы наблюдения опыта мы использовали три метода, направленных на определение состояния эмоциональной сферы ученика, путем определения наличия агрессии, ее направления и интенсивности. На обучающем этапе опыта мы внедрили программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерного подхода.


2.2. Реализация программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода


Основываясь на результатах констатирующего этапа эксперимента, мы разработали программу деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения младших школьников с учётом гендерного подхода «Давайте жить дружно!».

Пояснение:

Агрессивное поведение младших школьников - одна из самых острых проблем не только для учителей, работающих в сфере образования, но и для общества в целом. Особенно важно изучать агрессивность в молодом возрасте, когда эта черта еще находится в зачаточном состоянии и когда можно своевременно предпринять профилактические и корректирующие действия. У большинства детей наблюдается агрессивное поведение. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой чертой личности. В результате у ребенка возникают трудности с самореализацией, личностным развитием и общением с окружающими.

Анализ существующих программ, направленных на профилактику агрессивного поведения у младших школьников, показывает, что на текущем этапе существуют программы, которые рассматривают профилактику агрессивного поведения без учета гендерных и психофизиологических особенностей(«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста» Н.В. Павловой47, «Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Н.В. Нифантьевой48. «Программа 39 коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста» Е.Е. Варламовой 49и др.)

Также существуют программы, которые рассчитаны на работу с дошкольниками или подростками («Программа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста «Будем дружить» Н.А. Григорян50)

С учетом вышеизложенного и с учетом результатов нашего исследования нами разработана программа деятельности педагога-психолога, направленная на предупреждение агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. В нашей программе занятия готовятся отдельно для мальчиков и девочек. При разработке тематического планирования и выбора упражнений мы учитывали психологические особенности мальчиков и девочек, которые мы включили в теоретическую главу нашего исследования.


Программа основана на следующей методологии

Подход:

1. Гендерный - позволивший определить содержание программы педагогического психолога по профилактике агрессивного поведения с учетом гендерных различий детей младшего школьного возраста.

Цель программы - создать условия с учетом гендерного подхода, чтобы снизить степень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Особенностью нашей программы является разграничение упражнений для мальчиков и девочек.

Задачи программы:

  1. Формирование представлений о способах поведения в конфликтных ситуациях; 2.

  2. Формирование коммуникативных навыков;

  3. Формирование адекватной самооценки51;

Обучение способам выражения гнева в допустимой форме. Программа рассчитана на 9 занятий для мальчиков и на 9 занятий для девочек. Продолжительность занятий 35 минут. Во время занятий дети сидят по кругу, что, в первую очередь, способствует открытому общению внутри группы, создает ощущение целостности, облегчает взаимодействие.

В работе используются следующие методы:

  • Дискуссия, обсуждение.

  • Работа в парах.

  • Рисунок.

  • Психологическая игра.

  • Работа в малых группах.

  • Визуализация.

  • Интерактивные игры 

  • Занятия творчеством

Основываясь на результатах исследования, мы подобрали программы профилактики агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерного подхода. Наши программы подходят: для развития эмоционально-волевой сферы, умению осознавать собственные эмоции. Дети познакомятся с понятием «конфликт» и смогут развить навыки самоконтроля, повысить самооценку и пр.

Описание занятий, проводимых для девочек

Упражнение «Комплименты»

Цель: Формирование позитивного эмоционального состояния обучающихся.

Ход: Каждый участник должен сказать что-нибудь приятное своему соседу. Необходимо обращаться по имени, сказанное должно нравиться не говорящему, а слушателю.

Правила:

Правила принимаются совместно и вывешиваются в группе. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Ориентировочный перечень правил:

  • Добровольное участие с четким определением работы: задание выполняется только с согласия участника.

  • Правило остановки: если вы не хотите говорить на какую-то тему, вы всегда можете сказать «Стоп».

  • Конфиденциальность. Все обсуждения только по кругу.

  • Здесь и сейчас правило говорить только о том, что происходит в группе.

  • Активность.

  • Честность в общении.

  • Оценивается только действие, а не личность человека