Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ трудовое право наименование направления подготовки.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
Сбор научной информации по теме исследования, под-готовка библиографии, изучение литературы и нормативныхправовых актов. Для успешного выполнения курсовой работы необходимо собрать информацию: нормативные правовые акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавате- лем, указанные в программе курса, планах семинарских и прак- тических занятий. Студент может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиогра- фии в библиотеке, Интернете.
Литература по теме курсовой работы может быть подобра- на студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографи- ческие справочники, тематические сборники литературы, перио- дически выпускаемые отдельными издательствами.
Особое внимание необходимо обратить на новую литерату- ру по избранной проблеме, в том числе статьи в журналах «Госу- дарство и право», «Правоведение», «Журнал российского права»,
«Хозяйство и право», «Вестник МГУ. Серия «Право», «Закон- ность», «Российская юстиция», «Российский юридический жур- нал», «Трудовое право», «Вопросы трудового права», «Человек и труд» и др.
Информацию о литературе последних лет издания можно получить из библиографических журналов Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук
(ИНИОН) «Государство и право» и «Зарубежное государство и право».
Список использованных источников должен быть полным и включать нормативные правовые акты, основополагающие мо- нографические работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских дис- сертаций, сборники научных трудов.
Анализ
собранногоматериала,изложениетемы.После подбора соответствующих источников необходимо прочитать, проанализировать и законспектировать литературные источники1. Для того чтобы получить целостное представление об изу-
чаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения со- ответствующей лекции и главы в учебнике, в которых материал излагается в наиболее доступной форме.
После этого необходимо изучить нормативные правовые акты, прочитать литературные и иные источники.
При чтении произведений необходимо уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сде- лать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к из- ложению основных положений в специально отведенных для это- го тетрадях и листах. Изучение нормативно-правовых актов сле- дует проводить в таком же порядке.
Литературные источники для подготовки курсовой работы должны быть подобраны с учетом существования различных то- чек зрения по избранной теме. Поэтому следует избегать частого цитирования работы одного или нескольких авторов.
Надо изучить труды прошлых лет, так как в ряде старых изданий проблемы и категории соответствующей отрасли права разработаны с научных позиций и не подвержены политической и идеологической конъюнктуре, а также с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций.
1 Подробно о методике работы с книгой см.: Березин С.И. Методика ра- боты с книгой. Л., 1960; Клычникова З.И. Методика самостоятельной работы с книгой. М., 1961; Поваршш С.И. Как читать книги. М., 1974; Гецов Г.Г. Рацио- нальные приемы работы с книгой. М., 1975; Приходько П.Т. Пути в науку. М., 1973; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989; Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: Учебно-методическое пособие для
студентов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
Сопоставление различных суждений, мыслей – непременное условие выполнения курсовой работы.
Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки работы должна критически и объективно отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. в работе должны присутствовать элементы научной полемики.
При сборе информации нельзя пренебрегать яркими при- мерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности дан- ной проблемой, но и о широком кругозоре.
Проработка источников сопровождается выписками, кон- спектированием.
Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания,основные идеи, которые необходимо процитировать в курсо-вой работе. После каждой цитаты, заимствованного высказыва- ния должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектирования следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
В процессе работы с нормативными правовыми актами студенты должны найти необходимый документ, определить его значимость, оперировать основными понятиями, содержащимися в документе. Нормативные правовые акты можно найти в офици- альных источниках: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», на официальных сайтах и сер- верах органов государственной власти, а также посредством ис- пользования Информационных Правовых Систем (ИПС) «Га- рант», «КонсультантПлюс» и др.
При выполнении курсовой работы студентам следует обра- тить внимание на следующее:
между работником и работодателем, по которому работник обя- зуется лично выполнять определенную трудовую функцию….
В курсовой работе студент должен показать прочные тео- ретические знания по теме исследования и проблемное изложе- ние теоретического материала, умение подобрать, проанализиро- вать и обобщить литературные источники, работать с норматив- ным материалом, решать практические задачи, делать выводы и предложения.
Ссылки на Конституцию Российской Федерации, междуна- родно-правовые документы и другие нормативные правовые акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулиро- вания. Ссылкинанормативныеправовыеактыдолжныбытьточнымиисопровождатьсяуказаниемвидаакта(федераль-ный закон, указ и т.д.), полного названия, даты и номера акта.Анализ вопросов темы, изложение должны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориаль- ный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постулата в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции Российской Федерации среди источников российского трудового права нуж- но дать понятие источника права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во- вторых, раскрыть содержание вопроса,
показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и катего- рий. В-третьих, весьма ценным в студенческой курсовой работе является подкрепление теоретических положений и выводов фактами практической деятельности, примерами из судебной практики. В-четвертых, надо писать просто. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без ко-
торых невозможно развивать новые взгляды.
Обработка собранного материалавцелом.Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизацией и сопоставлением различных частей собранного материала.
Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каж-
дому разделу плана. И выписки, и запись работы в черновом ва- рианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.
Целесообразно использовать возможности компьютера. Собранную информацию можно ввести в компьютер в режиме Word. Для удобства использования и хранения информации необходимо иметь личную дискету (флеш-карту). В дальнейшем имеющуюся информацию можно обрабатывать, систематизиро- вать, редактировать, размножать и т.д. Хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована для написания других курсовых работ, рефератов и выполнения выпускной ква- лификационной работы.
В соответствии с выработанным планом следует опреде- лить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логиче- ский ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с
Сбор научной информации по теме исследования, под-готовка библиографии, изучение литературы и нормативныхправовых актов. Для успешного выполнения курсовой работы необходимо собрать информацию: нормативные правовые акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавате- лем, указанные в программе курса, планах семинарских и прак- тических занятий. Студент может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиогра- фии в библиотеке, Интернете.
Литература по теме курсовой работы может быть подобра- на студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографи- ческие справочники, тематические сборники литературы, перио- дически выпускаемые отдельными издательствами.
Особое внимание необходимо обратить на новую литерату- ру по избранной проблеме, в том числе статьи в журналах «Госу- дарство и право», «Правоведение», «Журнал российского права»,
«Хозяйство и право», «Вестник МГУ. Серия «Право», «Закон- ность», «Российская юстиция», «Российский юридический жур- нал», «Трудовое право», «Вопросы трудового права», «Человек и труд» и др.
Информацию о литературе последних лет издания можно получить из библиографических журналов Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук
(ИНИОН) «Государство и право» и «Зарубежное государство и право».
Список использованных источников должен быть полным и включать нормативные правовые акты, основополагающие мо- нографические работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских дис- сертаций, сборники научных трудов.
Анализ
собранногоматериала,изложениетемы.После подбора соответствующих источников необходимо прочитать, проанализировать и законспектировать литературные источники1. Для того чтобы получить целостное представление об изу-
чаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения со- ответствующей лекции и главы в учебнике, в которых материал излагается в наиболее доступной форме.
После этого необходимо изучить нормативные правовые акты, прочитать литературные и иные источники.
При чтении произведений необходимо уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сде- лать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к из- ложению основных положений в специально отведенных для это- го тетрадях и листах. Изучение нормативно-правовых актов сле- дует проводить в таком же порядке.
Литературные источники для подготовки курсовой работы должны быть подобраны с учетом существования различных то- чек зрения по избранной теме. Поэтому следует избегать частого цитирования работы одного или нескольких авторов.
Надо изучить труды прошлых лет, так как в ряде старых изданий проблемы и категории соответствующей отрасли права разработаны с научных позиций и не подвержены политической и идеологической конъюнктуре, а также с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций.
1 Подробно о методике работы с книгой см.: Березин С.И. Методика ра- боты с книгой. Л., 1960; Клычникова З.И. Методика самостоятельной работы с книгой. М., 1961; Поваршш С.И. Как читать книги. М., 1974; Гецов Г.Г. Рацио- нальные приемы работы с книгой. М., 1975; Приходько П.Т. Пути в науку. М., 1973; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989; Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: Учебно-методическое пособие для
студентов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
Сопоставление различных суждений, мыслей – непременное условие выполнения курсовой работы.
Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки работы должна критически и объективно отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. в работе должны присутствовать элементы научной полемики.
При сборе информации нельзя пренебрегать яркими при- мерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности дан- ной проблемой, но и о широком кругозоре.
Проработка источников сопровождается выписками, кон- спектированием.
Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания,основные идеи, которые необходимо процитировать в курсо-вой работе. После каждой цитаты, заимствованного высказыва- ния должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектирования следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
В процессе работы с нормативными правовыми актами студенты должны найти необходимый документ, определить его значимость, оперировать основными понятиями, содержащимися в документе. Нормативные правовые акты можно найти в офици- альных источниках: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», на официальных сайтах и сер- верах органов государственной власти, а также посредством ис- пользования Информационных Правовых Систем (ИПС) «Га- рант», «КонсультантПлюс» и др.
При выполнении курсовой работы студентам следует обра- тить внимание на следующее:
-
Необходимо использовать нормативные правовые акты, действующие в момент написания работы, а не утратившие свою юридическую силу. -
В курсовой работе не нужно приводить текст норматив- ного правового акта (правовой нормы), следует делать только ссылку на пункт, статью акта, например, в соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – это соглашении е
между работником и работодателем, по которому работник обя- зуется лично выполнять определенную трудовую функцию….
В курсовой работе студент должен показать прочные тео- ретические знания по теме исследования и проблемное изложе- ние теоретического материала, умение подобрать, проанализиро- вать и обобщить литературные источники, работать с норматив- ным материалом, решать практические задачи, делать выводы и предложения.
Ссылки на Конституцию Российской Федерации, междуна- родно-правовые документы и другие нормативные правовые акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулиро- вания. Ссылкинанормативныеправовыеактыдолжныбытьточнымиисопровождатьсяуказаниемвидаакта(федераль-ный закон, указ и т.д.), полного названия, даты и номера акта.Анализ вопросов темы, изложение должны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориаль- ный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постулата в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции Российской Федерации среди источников российского трудового права нуж- но дать понятие источника права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во- вторых, раскрыть содержание вопроса,
показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и катего- рий. В-третьих, весьма ценным в студенческой курсовой работе является подкрепление теоретических положений и выводов фактами практической деятельности, примерами из судебной практики. В-четвертых, надо писать просто. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без ко-
торых невозможно развивать новые взгляды.
Обработка собранного материалавцелом.Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизацией и сопоставлением различных частей собранного материала.
Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каж-
дому разделу плана. И выписки, и запись работы в черновом ва- рианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.
Целесообразно использовать возможности компьютера. Собранную информацию можно ввести в компьютер в режиме Word. Для удобства использования и хранения информации необходимо иметь личную дискету (флеш-карту). В дальнейшем имеющуюся информацию можно обрабатывать, систематизиро- вать, редактировать, размножать и т.д. Хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована для написания других курсовых работ, рефератов и выполнения выпускной ква- лификационной работы.
В соответствии с выработанным планом следует опреде- лить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логиче- ский ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с