Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
• Нами были определены психолого-педагогические условия качественного усвоения естественнонаучных представлений и понятий учащимися;
• Выявлен и обобщен опыт дидактов, психологов и педагогов прошлого и настоящего, значение принципа наглядности в обучении, с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;
• Проанализирован фонд имеющихся средств наглядного обучения и на его основе разработана система уроков по разделу «Что и кто?» с использованием научно составленного комплекса средств наглядности.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных средств обучения, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы. Значение средств наглядности в процессе обучения окружающему миру младших школьников переоценить трудно.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 528с., с. 19-22.
. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учебное пособие «Преподавание в начальных классах». - М.: изд. «Просвещение» 1987. - 368с.
. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М., изд. «Просвещение» 1981. - 127с.
5. Баранов С.П., Борисова Е.В., Олейникова М.А. Теория обучения: программа курса с методическими рекомендациями. - М.: Просвещение,2002. - 127с.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - , 2005. - 240с.
7. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: АПН РСФСР, 1953. - 206с.
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2008. - 253с.
9. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Под редакцией Полат Е.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2002- 259с.
. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 400с.
. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М: Юрайт, 2012. - 675с.
12. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы. - М.: Издательство: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА,2010. - 252с.
13. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб.: Питер, 2002. - 212 с.
14. Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 346 с.
15. Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учеб. Пособие для вузов. - М.: РУДН, 2009. - 99 с.
16. Зуев В.Ф. Педагогические труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1956. - 148 с.
17. Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов// Начальная школа. - 2011. - №3. - с.31-34
18. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. - М.: Директ- Медиа, 2012. - 102с.
19. Клепинина З.А. Развитие Экологической грамотности учащихся// Начальная школа. - 2011. - №1. - с.53-56
20. Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-76
21. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 352с.
22. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
23. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 655 с.
24. Конобеевский И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 264 с.
25. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
26. Максименко М.А. Спутник классного руководителя, 1-4 классы. - Волгоград, 2007. - 152 с.
27. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. -
28. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
29. Миронов А.В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества// Начальная школа. - 2010. -- №6. - с.58-61
30. Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 512 с.
31. Миронов А.В. Экологическая составляющая образовательного стандарта// Начальная школа. - 2011. - №1. - с. 48 - 50
32. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
33. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. - Том 2, - М.: Из- во Педагогика, 1963. - 416 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2015. - 95 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение», 2015. - 40 с.
36. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс.- М.: изд. «Просвещение», 2015.
. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: изд. «Просвещение», 2010. - 223 с.
38. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: изд. «Просвещение», 2012. - 160 с.
39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. - М.: Владос, 2004. - 463 с.
40. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
41. Полякова Е.В. Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.76 - 78.
42. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008. - 223с.
43. Селевко Г. К. Информационные технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий. 2004. - 224с.
44. Суворова Г.Ф. Особенности применения технических средств в учебно- воспитательном процессе начальной школы. - М.: Просвещение, 1975. - 208с.
45. Тицкая Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. -11 с.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1974. - Т.2. - 440с.
47. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. - Том 3. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 447с.
48. Шамова Т.П. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся. - М.: Прометей, 1990. - 112 с.
49. Шахмаев Н.М. Проблема наглядности в обучении. - М.: Просвещение, 1977. - 382 с.
50. Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1948. - 308 с.