Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы



В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

Нами были определены психолого-педагогические условия качественного усвоения естественнонаучных представлений и понятий учащимися;

Выявлен и обобщен опыт дидактов, психологов и педагогов прошлого и настоящего, значение принципа наглядности в обучении, с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;

Проанализирован фонд имеющихся средств наглядного обучения и на его основе разработана система уроков по разделу «Что и кто?» с использованием научно составленного комплекса средств наглядности.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных средств обучения, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы. Значение средств наглядности в процессе обучения окружающему миру младших школьников переоценить трудно.





Список литературы




1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 528с., с. 19-22.

. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учебное пособие «Преподавание в начальных классах». - М.: изд. «Просвещение» 1987. - 368с.

. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М., изд. «Просвещение» 1981. - 127с.

5. Баранов С.П., Борисова Е.В., Олейникова М.А. Теория обучения: программа курса с методическими рекомендациями. - М.: Просвещение,2002. - 127с.


6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - , 2005. - 240с.

7. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: АПН РСФСР, 1953. - 206с.

8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2008. - 253с.

9. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Под редакцией Полат Е.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2002- 259с.

. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 400с.

. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М: Юрайт, 2012. - 675с.

12. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы. - М.: Издательство: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА,2010. - 252с.

13. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб.: Питер, 2002. - 212 с.

14. Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 346 с.

15. Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учеб. Пособие для вузов. - М.: РУДН, 2009. - 99 с.

16. Зуев В.Ф. Педагогические труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1956. - 148 с.

17. Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов// Начальная школа. - 2011. - №3. - с.31-34

18. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. - М.: Директ- Медиа, 2012. - 102с.

19. Клепинина З.А. Развитие Экологической грамотности учащихся// Начальная школа. - 2011. - №1. - с.53-56

20. Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-76

21. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 352с.

22. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.



23. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 655 с.

24. Конобеевский И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 264 с.

25. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.

26. Максименко М.А. Спутник классного руководителя, 1-4 классы. - Волгоград, 2007. - 152 с.

27. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. -

28. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

29. Миронов А.В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества// Начальная школа. - 2010. -- №6. - с.58-61

30. Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 512 с.

31. Миронов А.В. Экологическая составляющая образовательного стандарта// Начальная школа. - 2011. - №1. - с. 48 - 50

32. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

33. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. - Том 2, - М.: Из- во Педагогика, 1963. - 416 с.

34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2015. - 95 с.

35. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение», 2015. - 40 с.

36. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс.- М.: изд. «Просвещение», 2015.

. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: изд. «Просвещение», 2010. - 223 с.

38. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: изд. «Просвещение», 2012. - 160 с.

39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. - М.: Владос, 2004. - 463 с.

40. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.


41. Полякова Е.В. Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.76 - 78.

42. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008. - 223с.

43. Селевко Г. К. Информационные технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий. 2004. - 224с.

44. Суворова Г.Ф. Особенности применения технических средств в учебно- воспитательном процессе начальной школы. - М.: Просвещение, 1975. - 208с.

45. Тицкая Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. -11 с.

46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1974. - Т.2. - 440с.

47. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. - Том 3. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 447с.

48. Шамова Т.П. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся. - М.: Прометей, 1990. - 112 с.

49. Шахмаев Н.М. Проблема наглядности в обучении. - М.: Просвещение, 1977. - 382 с.

50. Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1948. - 308 с.