Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы


Значение принципа наглядности в обучении детей младшего школьного возраста постоянно подчеркивается педагогами, теоретиками и практиками. Оно отразилось и в одном из важнейших принципов дидактики - наглядного метода обучения.

Наглядные методы обучения - методы, где от применения наглядного пособия и технического средства обучения напрямую зависит усвоение ребенком младшего школьного возраста учебного материала в процессе обучения. Одним из важнейших положений дидактики является использование наглядных средств обучения для формирования у младших школьников образных представлений, формирования понятий отвлеченных связей и зависимостей между ними. Поэтому, так важно использование наглядных (демонстрационных) пособий и технических (мультимедийных) средств обучения на уроках в начальной школе.

История использования принципа наглядности в обучении имеет длительный путь. Еще за несколько веков до нашей эры к нему обращались в школах Китая, Древнего Египта, Греции, Рима и других странах. Идея наглядности как принципа обучения, прежде всего, связана с именем Аристотеля.

Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения первым в педагогической практике дал Я.А. Коменский (1592-1670гг.). В 18 в. он обосновал принцип наглядности как «фундамент успешности всякого обучения». Он считал наглядность золотым правилом обучения. Для обоснования наглядности он много раз приводил знаменитую эмпирическую фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». [25]

За много тысяч лет до Я.А. Коменского возникло обучение, и было бы ошибочным думать, что когда ребенка учили без опоры на наглядность (наглядных пособий), не мог представить в жизни то, о чем ему говорил учитель. Используя достижения народной педагогики, именно великий чешский педагог Я.А. Коменский, нашел средство, которое облегчает ребенку изучение книжного материала.

Рисунок и картина - вот те средства, с помощью которых ученик может свободно представить изучаемые по книгам предметы, события и явления. Коменский был первым, кто возвел наглядность до уровня основного вопроса дидактики и разработал определенную теорию наглядности. На самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда обучение было напрямую связано с трудовой деятельностью взрослых, дети не испытывали особых затруднений, чтобы понять и представить, то, чему их учили.


Это было связано с тем, что методы обучения были адекватны по характеру практической и познавательной деятельности взрослого и ребенка. С момента появления книг и письменности процесс обучения стал более сложным и затруднительным, в результате чего возникло противоречие между личным опытом самого ребенка и общественным опытом, который отражался в книгах. Дети не всегда могут понять, о чем говорится в книгах, так как опыт ребенка ограничен. Для понимания книги ребенку нужно соотнести ее содержание с теми явлениями, предметами и событиями, о которых ему известно. Удается это не всегда, поэтому дети становятся на путь зубрежки, то есть механического запоминания.

В понимании Я. А. Коменского именно наглядность становится важным и решающим фактором усвоения учебного материала, так как она означает чувственное познание, являющееся источником знаний. Отсюда он делает вывод: чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, а, следовательно, лучше развивается разум [25].

Понятие наглядность, ее значение и задачи Я.А. Коменский определил следующим образом:

1. «Если нужно привить учащимся истинное и прочное знание вещей, то их нужно обучить всему через личное наблюдение, чувственное доказательство»;

2. « Школы должны предоставить все собственному чувству учащегося так, чтобы он сам видел, слышал, осязал, обонял и вкушал все, что он может и должен видеть, слышать, и т.д., таким образом, они избавят человеческую природу от бесконечных галлюцинаций и неясностей»;

. «О вещах нужно знать то, что должно быть преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько это возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения»;

. Одной из основных задач наглядного обучения Коменский считал использование:

- реальных предметов и непосредственное наблюдение за ними;

- когда это невозможно - использование моделей и копий предметов;

использование картинки с изображением предмета или явления. [25]

Значительно обогащен принцип наглядности был в трудах швейцарского педагога Г. Песталоцци (1746-1827гг.). Он подчеркивал, что беспорядочные сведения об окружающем мире, сами по себе предоставляют нам органы чувств, и именно обучение должно уничтожить эту беспорядочность в наблюдениях, разграничивать предметы (а близкие и однородные снова соединять), т.е. формировать у учащихся определенные понятия.



Профессор учительской семинарии, автор первого отечественного учебника по естественной истории В.Ф. Зуев (1754 - 1794) высказал мысль о не механическом запоминании материала, а о сознательном его усвоении. Для этого он рекомендовал вести обучение на основе предметности и наглядности, а таблицы, картины и другие средства использовать в тех случаях, когда невозможно предоставить натуральные предметы природы. [17]

Выдающийся педагог и методист в области начального обучения К.Д. Ушинский (1824 -1870) дал глубокое психолого-педагогическое обоснование наглядности обучения. В разработке наглядности обучения значительным шагом вперед были научные книги К.Д. Ушинского, в которых наглядность понималась им не только как непосредственное знакомство детей с природой, но так же и как использование на уроках пособий: картин, глобусов, карт, коллекций, макетов и других, которые помогают учащимся создать в своем сознании образ предмета или явления. По его мнению, наглядные пособия являются одними из средств для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа ребенка. Таким образом, не само наглядное пособие, а чувственный образ, который сформирован на основе наглядного пособия и является главным в обучении. К.Д. Ушинский разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями и существенно обогатил методику наглядного обучения [39].

А.Я. Герд (1841 - 1888)- методист-естественник. Его основное требование - осуществлять на каждом уроке естествознания наглядное преподавание в его разнообразных формах. Герд подчеркивал, что наглядное обучение должно соответствовать реальному процессу детского познания. При помощи органов чувств ребенок получает ощущения и «впечатления», т.е. восприятия, переходящие в представления и понятия. [9]

Педагог-методист начальной школы В.П. Вахтеров (1853 - 1924) продолжал развивать методические и теоретические основы школьного образования К.Д. Ушинского. Вахтеров критиковал словесное обучение и настаивал на том, чтобы педагоги при изучении природы с детьми делали упор на опыты, наблюдения, демонстрацию предметов природы. В своем труде «Предметный метод обучения» (1907г.) он раскрывал и излагал, перед учителем свои требования к проведению наглядного обучения.

Методист по естествознанию Л. С. Севрук (1867-1918гг.) считал необходимым дать в младших классах такой курс начального естествознания, который обеспечивал бы выработку у учащихся понятия о природе как о едином целом. Большое внимание он уделял доступности, систематичности наглядности обучения. Под наглядностью он понимал не только демонстрационные пособия, но и проведение самими школьниками различных опытов и наблюдений.


Педагоги и методисты 20-го века продолжали исследовать и разрабатывать область использования и применения различных средств наглядности по природоведению.

Методист по естествознанию в начальных классах К.А. Валерьянова (1885-1970) много времени уделяла работе с учителями, подчеркивала огромную роль и значение принципа наглядности. Ею был создан «Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для 1-4 классов, а также серия наглядных пособий и методических рекомендаций, включая диафильмы, диапозитивные серии.

Автор «Методики естествознания в начальной школе» (1956) М.Н. Скаткин утверждал, что наглядное пособие помогает образовать отчетливость представлений в сознании детей о предметах, явлениях природы. Он считал, что наглядные пособия особенно необходимы при изучении предметных явлений, которые недоступны для непосредственного восприятия их органами чувств.

Проблемой наглядности в обучении занимаются в настоящее время такие специалисты, как И.П. Конобеевский, Н.М. Шахмаев, Г.Ф. Суворова, Л.П. Прессман и многие другие.

В.Я. Стоюнин отмечал, что важность преподавания любого учебного предмета зависит не только от личности учителя, сколько от тех учебных средств, которыми он свободно распоряжается, так как без них у него отсутствует возможность удовлетворять многие педагогические требования к знаниям.

Н.М. Шахмаев видел основное значение наглядности в том, что она помогает вырабатывать соответствующие понятия. Поэтому значение принципа наглядности при обучении в младших классахогромно. [44]

Полученные ребенком от учителя знания, т.е. сложившиеся понятия, заученные правила и другие сведения, частично забываются. Забывание естественный процесс, закономерность жизни. Показателем прочности знаний служит время. Прочность знаний заключается в умении человека отобрать и сохранить самое главное, существенное от воспринятого материала, в гибкости, подвижности знаний, т.е. умении самостоятельно применить приобретенные ранее знания для решения новых задач.

И.М. Сеченов считал, что прочные знания надолго сохраняются в памяти и могут воспроизводится в любое время. Учитель в состоянии приостановить процесс забывания, продумано используя различные методы, приемы и средства обучения на уроках.


Одним из путей достижения прочности знаний в педагогической практике является широкое применение различных видов наглядности в обучении. Стремясь обогатить умственный опыт школьников, учитель применяет на уроке различные натуральные предметы и их изображения: макеты, муляжи, картинки и т.д. В качестве наглядных материалов используются различные схемы, чертежи, карты и пр.

Все наглядные пособия дают детям более конкретное представление о вещах, предметах, явлениях, о которых учитель рассказывает на уроках. Материал оказывается наиболее понятным, доходчивым, а значит, и запоминается более прочно, чем только словесный рассказ учителя.

Одной из причин возникающих трудностей в усвоении учебного материала, отсутствие интереса к предмету со стороны учащихся- является недостаток наглядных пособий, а порой и их полное отсутствие. Так А.Е. Добровольский пишет: «Учащиеся любят уроки природоведения, но только если эти уроки насыщены разнообразными опытам, наблюдениями, а для их постановки необходимо оборудование. Материально- техническая база обеспечивает формирование наглядных представлений, позволяет сочетать чувственное восприятие предметов с формированием научных понятий. На любом уроке дети должны что-либо увидеть, иногда взять в руки, проделать какую- либо работу с тем или иным материалом».

От средств обучения зависит в значительной степени выбор методов преподавания. Но следует помнить, что построение уроков зависит не от учебных пособий, а от того, какие пути формирования понятий намечены учителем при подготовке к занятию. Методически верное использование наглядности, лабораторного оборудования развивает любознательность учащихся.

Материальная база обучения дает возможность широко применять исследовательские приемы в процессе овладения знаниями. [36]

Подбор учебных пособий, необходимых для преподавания, является очень существенной частью формирования пропедевтических знаний. Учитель должен научиться планировать комплекс используемых средств наглядности с целью повышения качества естественнонаучных знаний учащихся.

Современная трактовка принципа наглядности имеет следующие положения: