Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы



Проделанная работа помогла нам в подведении итогов во время контрольного этапа.


2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе



После завершения формирующего эксперимента, следующей нашей задачей было проверить, верна ли наша гипотеза. Для этого было проведено анкетирование и тестирование учащихся в 1 «Б» классе, с целью выявления повышения интереса к предмету «Окружающий мир» и расширение знаний их по пройденным темам.

Целью анкетирования №2 являлось выявление отношения детей к предмету

«Окружающий мир», сравнение данных по изменению его в процессе формирующего эксперимента. Было проанкетировано 30 учащихся. По результатам анкеты №2 было составлена следующая таблица №4.



Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся





Математика

Русский язык

Окружающий мир

Чтение

Технология ИЗО

Анкета №1

2 (30%)

1 (40%)

3 (15%)

4

5

Анкета №2

3 (25%)

1 (35%)

2 (30%)

4

5



Из таблицы №4 и столбчатой диаграммы №3 мы видим, что предмет

«Окружающий мир» в 1 «Б» классе после формирующего эксперимента, занял второе место (30%). В начале эксперимента, данный предмет занимал 3-е место (19% учащихся).

Далее среди учеников 1 «Б» был проведен повторный тест, целью которого являлась проверка уровня знаний по уже изученным темам.


Таблица №5.

вопроса

% правильных полных ответов

1

95

2

95

3

90

4

97

5

100

6

100

7

100

8

95

9

98

10

100


Анализ этих круговых диаграмм №2 и №4 показал, что количество положительных ответов увеличилось с 40% до 77%, а количество неправильных ответов исчезло полностью. Количество неполных ответов уменьшилось до 23%.

Можно отметить, что преимущества данного комплекса средств наглядности очевидны и можно с уверенностью сказать, что цель нашего исследования - повышение качества естественнонаучных знаний младших школьников с помощью комплекса средств наглядности, достигнута.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что учащимися 1

«Б» класса было осуществлено более качественное усвоение понятий по теме «Что и кто?» с помощью комплекса средств наглядности.

Суммируя все полученные результаты, мы пришли к выводу, что проведенный нами эксперимент прошел успешно. Гипотеза, состоявшая в том, что для повышения качества естественнонаучных знаний учащихся необходимо применение различных средств наглядности, оптимальным является исползование специально разработанного комплекса средств наглядностей, разработанных и отличающихся в каждом конкретном случае, подтвердилась. Достигнуто это благодаря систематическому использованию средств наглядности на уроках окружающего мира.






Заключение




В программу общей начальной школы в соответствии со стандартом ФГОС НОО включен обязательный образовательный компонент «Окружающий мир». Анализ педагогической и психологической литературы по данному исследованию показал необходимость широкого применения принципа наглядности как одного из основных принципов дидактики при обучении детей младшего школьного возраста. Это объясняется, в первую очередь спецификой психологии учащихся начальных классов; особенностями памяти, мышления, восприятия, внимания и других психических процессов.

Вопрос об использовании в обучении наглядных средств в каждый конкретно исторический период претерпевал значительные изменения. Проблемой наглядности занимались Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, JI.B. Занков, С.Г. Шаповаленко и многие другие.

Анализируя фонд различных средств наглядности по предмету «Окружающий мир», определяя их дидактические функции и возможности, мы пришли к выводу, что использование наглядности, а именно комплекса средств наглядности в начальной школе способствует более прочному усвоению знаний, помогает учащимся убедиться в истинности приобретенных знаний, обеспечивает разностороннее, полное формирование у детей какого-либо образа, делает полученные знания осознанными, содействует выработке у учащихся эмоционально - оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает к ним интерес, делает процесс их усвоения более легким, поддерживает внимание ребенка.

Современному учителю для того, чтобы добиться наилучших результатов усвоения детьми программы, необходимо хорошо знать фонд имеющихся наглядных пособий по окружающему миру и их функции, а так же место средств наглядности в учебно-воспитательном процессе и методику их применения.