Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы



На сегодняшний день в педагогической теории нет однозначного определения понятия «Средства обучения». Средства обучения - это различные объекты, которые используются учителем и учениками в процессе обучения.

Под современными средствами обучения необходимо понимать различные материалы и орудия учебного процесса, при использовании которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Одним из главных дидактических назначений средств обучения является ускоренный процесс усвоения учебного материала. Выбор таковых средств определяется:

· задачами урока,

· содержанием учебного материала,

· применяемыми методами обучения,

· предпочтениями учителя.

Становление новой системы образования отражённой в ФГОС НОО ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, где одним из мощных ресурсов преобразования в сфере образования является информатизация образования.

Целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях - это и есть информатизация образования.

Уже невозможно представить себе образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества, без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно ФГОС НОО, ряд требований к результатам образования напрямую связан с необходимостью использования ИКТ.

Для развития способностей младших школьников необходимо дальнейшее развитие начального образования, которое будет напрямую связано с более глубоким внедрением ИКТ. Задачи, которые ставит перед собой современная школа сегодня - поддержание стремления ребенка к самостоятельной деятельности, способствование развитию интереса к экспериментированию, создание условий для познавательной и исследовательской деятельности.


Существует несколько видов классификаций наглядных пособий. Многими авторами, такими как П.А.Завитаев, П.И.Боровицкий, И.П.Конобеевский и др. была разработана классификации по оборудованию уроков природоведения. Так, С.А. Павлович выделяет следующие группы материальных средств обучения при изучении природы:

1. Натуральные пособия, к которым относятся образцы почв, полезные ископаемые, коллекции, раздаточный материал;

2. Изобразительные пособия: модели и макеты, графические пособия, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и другие;

. Лабораторное оборудование. Классификация по А.Е. Ю.А. Дмитриевым:

- естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

- объемная (геометрические фигуры, чучела);

- изобразительная (фото, кадры кино-, теле, диапозитивов);

- графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

- символическая (географические карты, глобус);

звуковая (магнитофонная запись);

- натуральные - коллекции, гербарии, живые объекты;

- изображения предметов и явлений природы: плоскостные - таблицы, картины, карты;

- объемные - модели, муляжи;

- аудиовизуальные - кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи, презентации;

- вспомогательные средства обучения.

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:


1. По характеру воздействия на учащихся:

- визуальные: объекты, предметы, карты, макеты, видеофильмы, презентации и др.;

- аудиальные: музыкальный центр, радио;

- аудиовизуальные: телевидение, видеофильмы, ИКТ - презентации.

2. По степени сложности:

- простые: учебники, печатные пособия, демонстрационный материал, картины, модели;

- сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры и ноутбуки, электронные учебники.

3. По происхождению:

- натуральные природные средства (предметы, взятые из самой действительности: коллекции природного материала - растения, камни, шишки, желуди, семечки и др.);

- символические (представляют действительность с помощью знаков (символов):

- технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. Современные средства обучения обладают следующими функциями:

1. Познавательная функция - заключается в том, что средства обучения обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп дозволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу); служат непосредственному познанию действительности.

2. Формирующая функция - состоит в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция - заключается в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют деятельность учащихся на уроке.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Выделим основные виды средств обучения и их характеристику:

1. Вербальные средства обучения. К ним относятся: устное слово, учебник, речь учителя, где главный инструмент общения - это передача знаний.


2. Визуальные (наглядные) средства обучения. Данные средства позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. При использовании наглядных средств обучения необходимо соблюдать ряд условий:

- используемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру;

- нужно показывать ее только в определенный момент урока;

- четко нужно выделить главное при показе иллюстраций;

- пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов, продумывать детально;

демонстрируемая наглядность должна соответствовать содержанию материала;

- наглядность должна быть эстетически оформлена и хорошо видна с последней парты;

- необходимо привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: предметы или объекты, которые показываются на классной доске или учительском столе должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последних парт.

Во время демонстрации учителю необходимо выбрать позицию лицом к классу, для того, чтобы видеть реакцию учащихся. Объем и количество демонстрации должен быть оптимальным. Связано это с тем, что избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса, а недостаток наглядности снижает качество обучения.

.Технические средства обучения (ТСО) - устройства и приборы, используемые в процессе обучения. В ряде случаев технические средства обучения незаменимы, поскольку позволяют показать объекты, предметы и явления, их быстро протекающие процессы. Главное, их не следует применять там, где без них можно обойтись, например, провести наблюдение в природе или поставить опыт.

Существует определенная методика использования ТСО:

- при использовании технических средств обучения необходимо провести обучение среди учащихся по их пользованию и применению. Например, перед просмотром видеофильма необходимо дать учащимся инструктаж:

- где и когда, на что обратить внимание, что запомнить, что записать,

- после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра,

- необходимо избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро переутомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут).


- при демонстрации сложного материала следует делать паузы с целью комментирования учителем и осуществления записей учениками.

- рационально сочетать компьютерную технику и ИКТ с другими средствами обучения, так как они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя и общение.

К современным средствам технического обучения нового поколения так же относятся:

- современные персональные компьютеры, которые являются мультимедийными и позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком;

- электронные мультимедиа-проекторы, подключаемые к компьютеру и позволяющие демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки);

- электронные (интерактивные) копировальные классные доски, на которых все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на принтере;

- электронный учебник и электронный дневник;

- цифровой микроскоп, использование которого на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Цифровой микроскоп используется в образовательном процессе с целью повышения уровня мотивации и познавательной активности учащихся, проведения лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира, как индивидуально, фронтально, так и групповым методом с использованием мультимедийного проектора. Его применение так же направлено на развитие научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся и изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности.

Однако следует учитывать следующее: работа с цифровым микроскопом, ТСО, ИКТ и разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, предметами и световыми микроскопами.

Важно помнить, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными техническими средствами обучения приводит к снижению эффективности процесса обучения, так как внимание учащихся рассеивается, и они отвлекаются на второстепенные детали.