Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Общие цели формирующего этапа:
• Исследовать возможности уроков, на которых в комплексе применен разработанный комплекс наглядности;
• Проследить, как применение данного комплекса средств наглядности влияет на активность работы учащихся, на формирование интереса к учебной деятельности, а значит, и прочных, осознанных, полных знаний.
Задачи эксперимента (общие: образовательные, развивающие, воспитательные):
• Сформировать качественные представления и понятия учащихся, определенные программой по окружающему миру с помощью разработанной нами системы уроков, с использованием комплекса наглядных средств;
• Развивать логическое мышление (работа со схемами, кроссвордами);
• Разнообразить методы проверки домашнего задания;
• Осуществлять экологическое воспитание.
Нами было взято за основу планирование по предмету «Окружающий мир» для 1 класса А.А. Плешакова (ОС «Школа России»). Следует отметить, что при подборе наглядных средств обучения и составлении их комплексов к урокам мы исходили из реальной ситуации с наличием средств обучения в школе.
Поэтому на первое место поставлены таблицы, учебник, демонстрационный материал, мультимедийный проектор (презентации по темам уроков). И помня о взаимозаменяемости средств обучения, мы постарались извлечь максимальную пользу из имеющихся средств.
Для примера предлагается разработать комплекс средств наглядности для 1 «Б» класса по предмету «Окружающий мир» в рамках программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова (ОС «Школа России»). Было дано 7 уроков.
Рассмотрим экспериментальные уроки:
Тема: Что у нас над головой?
На этом уроке дети отгадывали загадки о небесных телах, познакомились с тем, что можно увидеть на небе днем и ночью, познакомились с различными видами облаков, понятиями Луны и Солнца, одним из созвездий звездного неба - Большой Медведицей, слушали рассказ педагога о данном созвездии, научились изготавливать модель Солнца и созвездий. Дети с удовольствием участвовали в моделировании звездного неба при помощи пластилинографии. Урок прошел
интересно и незаметно.
Тема: Что у нас под ногами?
На уроке учащиеся познакомились с различными видами коллекций камней: гранит, известняк, кремень; научились сравнивать и классифицировать их по основным признакам, научились сортировать камни по цвету, форме, размеру, выполнили практическую работу по определению камней с помощью атласа- определителя А.А. Плешакова. Урок вызвал огромное количество положительных эмоций, желание узнать больше о различных видах камней. Дома дети повторили для родителей опыт, проведенный на уроке.
Тема: Что общего у разных растений?
Данный урок был посвящён ознакомлению с различными видами растений. Дети узнали, из каких частей состоят растения, научились находить и показывать эти части. Учащимися активно проводилась практическая работа по изучению частей растений. Было использовано лабораторное оборудование. В конце урока дети сделали выводы о том, из каких частей состоят различные растения. На уроке использовались иллюстрации учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова (ОС «Школа России») и гербарные листы.
Тема: Что растет на подоконнике?
На уроке дети познакомились с названиями комнатных растений, при помощи атласа-определителя А.А. Плешакова научились определять названия комнатных растений. Рассмотрели комнатные растения класса и познакомились с понятием паспорт комнатных растений. Урок прошел в активной работе и положительных эмоциях. В заключении были сделаны выводы по теме.
Учащиеся с удовольствием просмотрели видеофильм «Зеленые друзья на подоконнике».
Тема: Что растет на клумбе?
На уроке дети познакомились с названиями растений, растущих на клумбе, научились определять с помощью атласа-определителя А.А. Плешакова их названия, провели экспериментальную деятельность по посадке семян в горшок, с целью последующего выращивания и пересаживания на клумбу семян бархатцев. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), возможность самостоятельно выбрать вопрос на этапе закрепления полученных знаний. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Просмотрели презентацию «Что растет на клумбе».
Тема: Что это за листья?
На уроке учащиеся закрепили знания о различных видах деревьев, их классификации, рассмотрели гербарии из листьев и научились определять деревья по листьям, поиграли в дидактические игры: «С какой ветки детки?», «К названному дереву иди». После урока дети с родителями прогулялись по территории школы и определили, какие деревья растут на ее территории.
Тема: Что такое хвоинки?
На этом уроке дети познакомились с понятиями хвойные и лиственные деревья, научились сравнивать ель и сосну, описывать их по плану. Продолжили дидактическую игру «С какой ветки детка?». На уроке использовалась система проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическая работа, использовалась групповая форма работы, при которой все дети были вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовались разные виды деятельности учащихся, рационально распределялось и использовалось время урока.
Урок прошел интересно, незаметно. В процессе всего урока дети являлись не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.
На каждом из серии уроков для самостоятельной работы нами были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой.
Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию любознательности, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые.
Участие в практической работе (выполнение опытов) способствовало
развитию умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, обеспечивало развитие универсальных учебных навыков.
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
№ урока | Тема урока | Наглядные средства обучения | |||||
1 | • Что головой? | у | нас | над | Мультимедийная интерактивная презентация. Плакаты солнечной системы Пластилин Атлас звездного неба Модель солнечной системы Учебник, рабочая тетрадь | ||
2. | Что у нас под ногами? | Коллекция камней Атлас-определитель А.А. Плешакова Открытки с изображением камней | |||||
| | Учебник, рабочая тетрадь | |||||
3. | Что общего у разных растений? | Плакаты и иллюстрации по теме Модели различных растений в разрезе Лабораторное оборудование Учебник, рабочая тетрадь. Гербарий | |||||
4. | • Что растет подоконнике? | на | Мультимедийная интерактивная презентация. Плакаты и иллюстрации по теме Атлас-определитель А.А. Плешакова Выставка комнатных растений Паспорт комнатных растений Учебник, рабочая тетрадь | ||||
5. | • Что растет клумбе? | на | Мультимедийная интерактивная презентация. Плакаты и иллюстрации по теме Атлас-определитель А.А. Плешакова Лабораторное оборудование: горшок, земля, лопаточки, лейка, семена бархатцев Учебник, рабочая тетрадь | ||||
6 | • Что это за листья? | Мультимедийная интерактивная презентация. Плакаты и иллюстрации по теме Атлас-определитель А.А. Плешакова Коллекция гербария Д/И «С какой ветки детки?» Учебник, рабочая тетрадь | |||||
7 | • Что такое хвоинки? | Мультимедийная интерактивная презентация. Плакаты и иллюстрации по теме Атлас-определитель А.А. Плешакова Д/И «С какой ветки детки?» Учебник, рабочая тетрадь |