Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками
1.1 Принцип наглядности и его значение в обучении младших школьников в историко-педагогических исследованиях различных ученых и педагогов
1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
1.4 Обоснование необходимости комплексного использования наглядных средств обучения при усвоении учащимися качественных знаний
Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира
2.1 Уровни и показатели сформированности естественнонаучных знаний у учащихся на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Сегодня ФГОС НОО уделяет больше внимание использованию наглядных средств и пособий для обучения детей младшего школьного возраста. Связано это с тем, что наглядные средства обучения имеют возможность управлять индивидуальными процессами усвоения знаний, сообщать учебную информацию определенными «порциями», показывать развитие явлений, их динамику.
Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения, а именно:
· обеспечивают разностороннее формирование образов природы и общества;
· создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе;
· способствуют прочному усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью;
· стимулируют познавательные интересы учащихся.
При обучении на уроках в начальных классах, принцип наглядности получает свое распространение в методической и психолого-педагогической литературе, так как это связано с появлением и внедрением новых видов наглядных (демонстрационных, мультимедийных) пособий и их возможностями в обучении младших школьников.
Вопросы использования средств наглядности с целью формирования прочных знаний об окружающем мире изучали многие видные педагоги, психологи, методисты: Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Половцев В.В., Занков Л.В., Райков Б.Е., Герт А.Я., Шаповаленко С.Г., Вахтеров В.С., Шахмаев Н.М., Зуев В.Ф., Суворова Г.Ф. и другие.
К важнейшим задачам общего начального образования относятся:
· личностное и интеллектуальное развитие учеников;
· создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности;
· формирование духовно-нравственной и социальной культуры;
· развитие творческих способностей у младших школьников;
· саморазвитие и самосовершенствование детей младшего школьного возраста;
· сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Все вышеуказанное происходит в процессе обучения по всем предметам в начальной школе. Каждый из этих предметов имеет свою специфику.
Во-первых, русский язык, математика и чтение, создают базу для освоения остальных предметов.
Во-вторых, предмет «Окружающий мир» приучает детей к целостному, интегральному, рациональному постижению окружающего мира. Готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. [7]
Предмет «Окружающий мир» в начальных классах вооружает обучающихся элементарными знаниями о предметах, явлениях природы и общества, простейших взаимосвязях между ними, о взаимодействии и связи человека с природой и обществом.
Но, в условиях занятий в классе, невозможно всегда непосредственно наблюдать за предметами, явлениями в их естественнонаучном состоянии, поэтому необходимые понятия и представления, которые и могут быть сформированы при помощи наглядных средств обучения таких как: таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и видеофрагменты, мультимедийное оборудование. В свою очередь, отсутствие наглядности на уроке, приводит к снижению интереса и ограниченности знаний об окружающем мире.
Знакомясь с началами наук, ученик приобретает «ключ» к осмыслению личного опыта, что позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
Важным осмысление личного опыта является еще и потому, что в мир ученика вводится ценностная шкала, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Кроме всего этого, предмет «Окружающий мир» оказывает помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему его миру. [6]
Специфика курса «Окружающий мир» заключается в ярко выраженном интегрированном характере, что позволяет соединить исторические, природоведческие, обществоведческие знания, дает обучающимся материал естественнонаучных и социально-гуманитарных наук, который необходимым для целостного восприятия окружающего мира и его взаимосвязей.
Существенная особенность курса «Окружающий мир» состоит в широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Поэтому в нашем исследовании рассматривается использование научно- разработанного комплекса средств как фактора повышения качества знаний об окружающем мире.
Всё выше изложенное позволило нам выбрать тему данного исследования:
«Использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия и пути формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.
Цель исследования: изучение повышения качества знаний об окружающем мире у учащихся 1 классов с помощью использования комплекса средств наглядности.
Изучение проблемы исследования, наглядных и технических средств обучения в методической и психолого-педагогической литературе позволило нам выделить объект и предмет исследования, сформировать гипотезу.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: организация и методика использования средств наглядности в процессе обучения младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: мы считаем, что повышение качества знаний об окружающем мире учащихся зависит от применения различных средств наглядности, при этом оптимальным является использование специально разработанного комплекса
средств наглядности и отличающихся в каждом отдельном случае.
Задачи исследования:
1. Определить условия наиболее качественного усвоения естественнонаучных понятий и представлений;
2. Выявить и обобщить опыт педагогов и психологов прошлого и настоящего, по осуществлению активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;
. Проанализировать фонд имеющихся наглядных пособий с целью выявить оптимальный комплекс средств наглядности для использования на уроках окружающего мира;
. Разобрать и апробировать систему уроков по предмету «Окружающий мир» с подбором комплекса средств наглядного обучения;
. Доказать достоверность предполагаемой гипотезы на практике с помощью предложенного комплекса средств наглядности.
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Наблюдение на уроках окружающего мира за учащимися;
3. Тестирование и анкетирование учащихся;
4. Проведение педагогического эксперимента по использованию комплекса средств наглядности на уроках окружающего мира и последующее обеспечение последующих результатов;
. Обработка и анализ результатов эксперимента.
Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и выводов, заключения, списка литературы.
В первой главе содержатся теоретические и методические основы применения различных средств наглядности в начальной школе.
Во второй главе содержится опытно-экспериментальное исследование по комплексному использованию средств наглядности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 1619
города Москвы в 1 «Б» классе.
Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками
1.1 Принцип наглядности и его значение в обучении младших школьников в историко-педагогических исследованиях различных ученых и педагогов