Файл: Отчет по преддипломной практике 43. 02. 10 Туризм Студент Долгова Я. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ развития молодежного туризма Астраханского региона


В Астраханской области в направлении молодежного спортивного туризма функционируют творческие объединения, центры детей и молодежи, дома детей и молодежи, а так действуют секции на базе общеобразовательных учреждений. Все они подчиняются одному отделу по туризму и краеведению по Астраханской области. По состоянию на 2011 г.  на территории Астраханской области зарегистрированы следующие организации молодежные спортивного туристического направления:

✔ творческое объединение «Спортивный туризм» 

✔ творческое объединение «Туристы-краеведы» 

✔ творческое объединение «Туристы-горники» 

✔ творческое объединение «Юный турист»  

✔ творческое объединение «Спортивное ориентирование» 

✔ творческое объединение «Прометей» 

✔ творческое объединение  «Горный туризм» 

✔ ФСО (Федерация спортивного ориентирования)

✔ ЦЭВДиМ (Центр эстетического воспитания детей и молодежи)

✔ АТСК «Сигма» (Астраханский туристско-спортивный клуб «Сигма»)

✔ ДДТ «Успех» (Детский дом творчества «Успех»)

✔ ФААО (Федерация альпинизма по Астраханской области)

✔ ОРЦДП (Областной реабилитационный центр для детей и подростков)

✔ АВПЦ «Ривмар» (Астраханский водно-парусный центр «Ривмар»)

✔ Подростково - молодежный центр по комплексному туризму "Снежный Барс" 

✔ Астраханский яхт-клуб

Вследствие увеличения числа педагогов-совместителей численность обучающихся в отделе в 2020-2022 учебном году по сравнению с предыдущим годом значительно выросла и составила 714 человек в I полугодии, на конец учебного года - 738 чел (Рис. 5). Из них мальчиков 388 чел. (53%), девочек 350 чел. (47%). Примерно равное соотношение мальчиков и девочек в творческих объединениях объясняется одинаковой у детей обоих полов потребностью в занятиях туристско-краеведческой деятельностью.

Контингент обучающихся согласно классификации по возрастным группам может быть представлен в виде таблицы (Таблица 2). Такое соотношение обусловлено спецификой образовательных программ туристско-краеведческой направленности, рассчитанной преимущественно на подростковый и выше возраст

 

Таблица 2

Соотношение численности по ступеням обучения возрастных групп


Ступени

I ступень

(студены)

II ступень  

(25-30 лет)

III ступень

(30-35 лет)

Кол-во обучающихся в 2020-2023 учебном году

23,2%

35,1%

24,6%



Таблица 4

Образовательные программы 2020-2023 гг. в отделе внутреннего туризма и краеведения по АО

Направленность

II ступень 

(студенты)                          

II ступень 

(25-30 лет)                          

III ступень 
(30-35 лет)

 

Спортивный туризм

 

Юный турист

 

 Мой родной край




Мой родной край

Физкультурно-спортивная

 

Спортивный туризм

Спортивный туризм

 

 

 

Спортивное ориентирование

Эколого-биологическая

Юный эколог

Юный эколог

Юный эколог

 

Культурологическая

 

 

Музей воспитывает юных

 

 

У многих педагогов назрела необходимость специализации обучения, в связи с чем в следующем учебном году будут модифицированы на основе типовых программы «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма». 

В отделе туризма и краеведения используются различные технологии обучения, реализующиеся через систему учебных занятий, которые весьма разнообразны по форме: лекции, беседы,  семинары, тренировки, учебные игры, соревнования, экскурсии и походы, практические занятия, конференции, олимпиады и конкурсы.



В течение года методистами отслеживалась посещаемость обучающимися учебных занятий. В I полугодии были посещены 27 занятий 11 педагогов, во II полугодии – 42 занятий 18 педагогов. Занятия посещались как в Центре, так и на базах. Работа педагогов-совместителей, отслеживалась также на соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму. 

С целью совершенствования профессионального мастерства педагогов, обмена опытом между педагогами одного профиля, оказания методической помощи педагогам, а также с целью контроля за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков обучающихся, за состоянием образовательно-воспитательного  процесса педагогами отдела было проведено 4 открытых и контрольных занятия:

«Формы горного рельефа» (Каримова Э.Г.)

«Формы изображения рельефа на спортивной карте» (Саитова К.В.)

«Отработка навыков ориентирования по виду эстафета» (Громов Г.В.)

«Сердце города – Кремль» (Караваева Н.Л.)

Разнообразию содержания методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития, формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. 

С точки зрения развития молодежного спортивного туризма действующие в отделе программы можно разделить на две группы:

1. Программы туристско-спортивного содержания. В результате обучения по таким программам, как «Туристы-горники», «Спортивный туризм», «Спортивное ориентирование» «Юный турист» подростки выполняют требования массовых туристских и спортивных разрядов. В этих программах на первое место выступает, не только общая физическая подготовка, но и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка.

2. Образовательные программы, использующие оздоровительные возможности туризма, туристские навыки как вспомогательный элемент для достижения их основной цели, не связанной с активными занятиями спортивно-оздоровительным туризмом. К таковым относится программа «Туристы-краеведы».


Кроме планомерно проводимой диагностики учебных достижений, выявление результатов образовательного процесса происходит и через систему зачетных мероприятий. Формы таких мероприятий различны: соревнования, походы, слеты, зачетные занятия, викторины, олимпиады, конкурсы и др.  При отслеживании результативности освоения образовательных программ учитывается участие обучающихся во внутрицентровских, городских, областных и всероссийских мероприятиях.

За период 2020-2022 гг. был проведен расширенный комплекс мероприятий по молодежному (среди студентов) спортивному туризму.

Проведены традиционные 4-хдневные областные соревнования по технике пешеходного туризма, посвященные Всемирному Дню туризма. В соревнованиях приняли участие команды (6 команд, 48 участников) Красноярского, Харабалинского, Приволжского районов, г. Знаменска и г. Астрахани (ДДТ «Успех», ЦЭВДиМ). Соревнования проходили по видам: контрольно-туристский маршрут, туристская полоса препятствий, ориентирование, туристские навыки и быт, туристская песня. 

За 2020-2023 гг. отделом внутреннего туризма и краеведения проводилась целенаправленная работа по оказанию инструктивно-методической, практической, консультативной помощи педагогам Центра, организаторам туристско-краеведческой работы образовательных учреждений города и области по вопросам туризма и краеведения. В частности, по вопросам организации и проведения массовых мероприятий по туризму, спортивному ориентированию, краеведению, организации исследовательской деятельности, музейного дела.  

Всего за 2020-2023 гг. прошло 8 заседания областного методического объединения туристско-краеведческого направления, в которых приняло участие 73 человека: педагоги, как из образовательных учреждений города, так и районов области (Красноярского, Енотаевского, Лиманского, Приволжского, Наримановского, Камызякского, Харабалинского, Камызякского).

Тематика заседаний была подчинена решению поставленной цели и определенных членами методического объединения задач. Согласно плану работы были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

✔ Информационные ресурсы как средство координации туристско-краеведческой деятельности в регионе;   

✔ Формирования единого образовательного пространства в рамках региональной программы "Мое родное Понизовье; 


✔ Областной конкурс ТКД "Отечество": секция "Родословие", «Земляки». Итоги и перспективы;

✔ Организация районных конкурсов исследовательских краеведческих работ (в рамках ТКД "Отечество");

✔ Нормативно-правовая база организации туристской деятельности учащихся;

✔ Организация и проведение летнего передвижного лагеря «Пилигрим» (Камызякский район);

✔ Из опыта организации туристско-краеведческой работы в школе;

✔ О возрождении традиций военно-патриотического воспитания подрастающего поколения;

✔ Организация летнего палаточного лагеря: от разработки программы до реализации;

✔ Планирование туристско-краеведческой работы в летний период.

Работа областного методического объединения туристско-краеведческого направления осуществлялась через такие формы методической работы, как круглые столы, консультации. 

Таким образом, по результатам анализа показателей молодежного спортивного туризма по Астраханской области автором сделаны следующие выводы:

1. Молодежный спортивный туризм астраханской области находится на этапе становления. В 2020 г. наблюдалось значительное снижение количества обучающихся (368 чел.), в 2021 году наметилась тенденция роста (738 чел.) детей и подростков занимающихся спортивным туризмом.

2. Состав преподавательского состава очень ограничен, что оказывает влияние и на размер групп. В области нет специализированных направлений обучения именно инструкторов спортивного туризма. В основном преподаватели школ совмещают основную деятельность с факультативной (ведение спортивно-туристических кружков и секций).

3. На территории Астраханской области официально зарегистрировано порядка 25 молодежных спортивных организаций, но практически единицы имеют собственное отдельное оборудованное помещение для проведения занятий и тренировок, поэтому не могут принять в свои ряды расширенный поток детей и подростков желающих заняться спортивным туризмом.

4. За период 2020-2023 гг. по Астраханской области были проведены соревнования и слеты по разнообразным направлениям спортивного туризма для молодежи, а именно: 

● спортивное ориентирование,

● спелеотуризм,

● пешеходный туризм,

● горный туризм,

● водный туризм.

По сравнению с предыдущими годами (2017-2019 гг.) программа соревнований значительно расширилась, и теперь охватывает почти все направления.