Файл: Отчет по преддипломной практике 43. 02. 10 Туризм Студент Долгова Я. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целевая аудитория: 

Молодежь возрастом от 18 до 35 лет
- готовые развиваться и расширять свой кругозор по разным направлениям;
- заинтересованы в поддержке хорошей физической формы и ЗОЖ;
- увлекающиеся туризмом, и желающие познавать красоты и историю Астраханского края;

Направления туристических программ:

- климатические особенности: теплое лето, не продолжительные весна и осень (развитие пешего, велосипедного туризма).

- расширенная водная система (развитие водного, парусного туризма).

-ландшафтные особенности: пещеры, бугры, холмы, возвышенности г. Богдо (горный туризм, спелеотуризм).

- разнообразные природные территории: леса, луга, степи, полупустыни (развитие пешего, конного, велосипедного туризма).

Методы теоретического познания:

Изучение научных исследований по нужной теме, методические рекомендации.

Методы эмпирического исследования:

Практическая значимость исследования определяется проведенным анализом и обобщением практических материалов, касающихся деятельности ООО «Меридиан-тур». Работа содержит практические материалы, которые могут быть использованы при разработке новых видов туристических услуг.

 

Глава 1. Теоретические аспекты детско-юношеского спортивного туризма в России

1.1. Понятия молодежный туризм, их основные цели, задачи и особенности организации


 В молодежном туризме классификация маршрутов по степени сложности делится на три группы («Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов» - ЕВСКТМ) (Таблица 1). 

Учитывая специфику молодежного туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.

Популярным видом молодежного туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку (Куватов, 2005).

В молодежном спортивном туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца) и межсезонный.

Таблица 1

Классификация маршрутов в детско-юношеском спортивном туризме по степени сложности согласно Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов 

 

Степени сложности

Виды маршрутов

Протяженность, км

Продолжительность дней

3

Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные

75
60
120
60

6 - 8

2

Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные

50
40
80
40

4 - 6

1

Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные

30
25
50
25

4 - 6

По организационным принадлежностям молодежный туризм представлен в нескольких направлениях: туристские клубы, станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации. Одной из важных особенностей самодеятельных походов является четкая организация и систематическое проведение. Организацию и проведение похода вне зависимости от его сложности регламентируют «Правилами проведения туристских, спортивных походов», «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий»,  «Инструкцией о порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками», а также ведомственными инструкциями министерства образования и пр. Данные документы определяют, какие организации могут проводить походы и путешествия, как комплектуются туристские группы в зависимости от сложности выбранного маршрута и вида передвижения, устанавливают порядок оформления маршрутных документов. В них четко сформулированы требования к участникам и руководителям походов, а также обязанности и права руководителя и участников группы (Квартальнов, 2000).

В каждом спортивно-туристском клубе должна иметься картотека, которой можно воспользоваться при выборе маршрута. В то же время взрослые члены туристской секции должны сами заниматься разработкой и внедрением новых маршрутов. Наиболее распространенной формой самодеятельного туризма является поход выходного дня. Такие походы доступны подросткам, так как не отнимают учебного времени.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.



Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

1.2. Молодежный спортивный туризм как инструмент воспитания здорового молодого поколения


Молодежный спортивный туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности (Шутова, 2006).

Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода. 

Туризм, оказывая активное влияние на процесс обучения и воспитание учащихся, формирование их социальной активности, интенсифицирует личную и коллективную деятельность школьников в овладении знаниями, участие в общественно полезном труде, в идеологической работе, прививает бережное отношение к природе. Этому способствует работа спортивных туристических кружков, клубов, обществ, организующих походы и экспедиции, дальние путешествия и экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа осуществляется в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей учащихся (Нестеров, 2006).

Туристская деятельность отличается многообразием форм, содержания и методов, отражая единство учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности педагогических коллективов.

К социально-педагогическим функциям детско-юношеского спортивного туризма следует отнести (Сысоева, 1999):


1) Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, туристских походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях, туристских лагерях, привитие любви к знаниям.

2) Осуществление комплексного подхода к воспитанию, предполагающего единства умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, их физическое развитие.

3) Выработку у детей и подростков позиции деятельных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного, сознательного и активного выполнения взятых на себя обязательств.

Воспитательная работа в туризме строится на основе следующих принципов (Топуз, 1986):

● целеустремленности;

● соблюдения высокой культуры общения и поведения;

● социальной активности;

● общественно полезной направленности;

● соответствия туристской деятельности возрастным особенностям;

● разносторонности туристкой деятельности.

Осуществление этих принципов в детско-юношеском туризме формирует у молодого поколения социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации детских туристических спортивных клубов. Основная задача тренера или руководителя детско-юношеской спортивно-туристской группы в туристском клубе или секции, заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей (Глушанок, 2006).

1.3. История развития молодежного спортивного туризма в России перспективы развития


Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу.

Центрами развития детского спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), или туристические секции, действующие на базе Центров детского и юношеского эстетического и технического творчества.

Настоящий расцвет молодежного спортивного туризма в России был в 60-70-е годы прошлого века. Туристские секции и клубы работали на всех крупных предприятиях, в ВУЗах, во всех городах; по всей стране действовали доступные практически всем слоям населения туристские базы. Без преувеличения можно сказать, что миллионы молодых людей имели возможность лично увидеть и полюбить свою страну.