Файл: Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1109
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность законности и дисциплины
1.1. Понятие и сущность законности и дисциплины
Глава 2. Способы обеспечения законности и дисциплины
2.1. Способы обеспечения законности и дисциплины
Глава 3. Государственный контроль
3.3. Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти
3.4. Контроль в системе органов исполнительной власти
Глава 4. Административный надзор
4.2. Виды административного надзора
4.3. Элементы юридической конструкции функции административного надзора
На первом этапе к должностным лицам более высокого уровня государственного управления следует применять более жесткие требования к исполнительской дисциплине, учитывая неисправимость этой наиболее актуальной проблемы. Наибольшее внимание в реализации требований дисциплины отводится нормам административного права. Эти нормы призваны под угрозой административных наказаний регулировать и охранять не только отношения в сфере государственной управленческой деятельности, но и общественные отношения в иных отраслях права. Административное право осуществляет различные функции в определении, установлении и реализации дисциплинарной ответственности.
«В первую очередь это касается определения перечня субъектов (органов и должностных лиц), имеющих право налагать дисциплинарные взыскания»11
Таким образом, подводя итог данной подтемы под дисциплиной в государственном управлении понимается фактическое поведение государственных служащих, которое отражается в управленческих решениях и действиях, а также в служебном общении.
Традиционно в юридической литературе понятие законности рассматривается с трех сторон:
– как принцип государственной деятельности;
– как метод государственного управления обществом;
– как режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти.
В первом случае законность понимается как принцип, имеющий конституционное закрепление и заключающийся в безусловном исполнении всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями требований закона и судебных решений, что предполагает эффективную защиту прав и законных интересов граждан, возможность судебного обжалования действий должностных лиц.
Во-вторых, законность понимается и как метод государственного управления обществом. Для советского периода развития государства было характерно именно такое определение законности. Законность представляет собой совокупность приемов и способов решения задач и функций для достижения целей государственного руководства.
В-третьих, эти подходы правомерны, хотя нуждаются в некоторой корректировке, поскольку носят порой односторонний характер. В правовом государстве права одних реализуются посредством выполнения определенных обязанностей других и наоборот, поэтому огромное значение имеет уяснение понятия законности именно как режима системы взаимоотношений граждан и организаций с государственными органами.
Например, академик В. Н. Кудрявцев дает следующее определение понятия: «Законность – это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».
Поэтому можно сказать, что законность есть система реально действующего права. Это означает следующее:
Во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства. Иными словами, это означает, что действующие законы адекватно выражают идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Применительно к иерархии системы правовых нормативных актов, Конституция и другие законы обладают высшей юридической силой. Это качество диктует требование непротиворечивости подзаконных актов содержанию Конституции и других законов.
Во-вторых, эффективную защиту действия Конституции и других законов. Эта система юридической защиты включает как систему государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.
После прочтения и анализа множества разных определений понятия «законность», я пришел к выводу, что «законность» - это принцип, и, что законность включает в себя два составляющих - наличие качественных, полноценных законов и их воплощение в жизнь.
Таким образом, законность - это сложное социально-политическое явление, которое является сутью нормального функционирования всех элементов системы управления. Несмотря на разные подходы и определения законности, все ученые сходятся во мнении, что ее суть заключается в строгом соблюдении и исполнении законов всеми без исключения участниками общественных отношений. «При рассмотрении этой категории в широком смысле наиболее верным является определение законности как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами государственного управления, при котором устанавливается такое правовое состояние, когда все последовательно, полно и согласованно исполняют нормы права»
12
Глава 2. Способы обеспечения законности и дисциплины
2.1. Способы обеспечения законности и дисциплины
Законность и дисциплина в сфере государственно – управленческой деятельности обеспечивается системой организационно – правовых средств. Совокупность таких средств, различных по юридической значимости и содержанию, составляет способы обеспечения данных явлений.
Под обеспечением законности понимается «деятельность по не допущению любого рода отклонения или нарушения требований законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; обнаружению соответствующих отклонений; устранению выявленных нарушений законности; восстановлению нарушенных прав и законных интересов».
Из этого определения ясно, что система таких действий подразумевает использование юридически авторитетных полномочий, и, соответственно, разные типы граждан, государственные и негосударственные образования этими полномочиями не обладают.
Таким образом, жалобы граждан или заявления государственных объединений не будут являться самостоятельным методом обеспечения законности. Их роль заключается в том, чтобы сообщать информацию о различных нарушениях законности и дисциплины в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Другими словами, заинтересованные организации имеют право только инициировать процедуру обеспечения безопасности, но сами они не имеют права ее проводить.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»13, профсоюзы вправе контролировать соблюдение законодательства о труде и его охране, требовать от администрации предприятий и учреждений устранения выявленных нарушений, составлять соответствующие акты, но сами они устранить такие нарушения не могут. «Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей», объединениям потребителей предоставлено право на осуществление собственного контроля, итогом которого является внесение в компетентные государственные органы предложений о привлечении виновных в
нарушении прав потребителей к ответственности, об изъятии из оборота товаров» 14
Таким образом, перечисленные в определении меры, обеспечивающие законность действий, являются прерогативой исключительно уполномоченных органов исполнительной власти и должностных лиц. Система методов имеет ряд особенностей, но в то же время такие методы и формы имеют свою специфику, которая определяется кругом решаемых задач, полномочиями, как органа, так и отдельных должностных лиц. Государство юридически закрепляет гарантии обеспечения законности и дисциплины. Под гарантиями понимаются обусловленные действующим законодательством факторы, обеспечивающие соблюдение законности.
К таким гарантиям относятся:
-
Общие гарантии:
Экономические - вытекают из многообразия форм собственности; Политические - определяются конституционными положениями; Правовые - заключаются в создании эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм.
-
Специальные гарантии:
- состояние законодательства;
- доступность и качество правосудия;
- уровень деятельности по предупреждению правонарушений;
- эффективность контроля.
Чаще всего, способы обеспечения законности классифицируются в зависимости от субъекта контролирующего воздействия. «В частности, М.С. Студеникина выделяет следующие способы обеспечения законности» 15:
1. Контроль представительных органов;
2. Контроль органов государственного управления;
3. Контроль суда;
4. Контроль прокуратуры.
Более рационально разделить методы обеспечения законности на контроль и надзор, поскольку они являются необходимыми условиями поддержания законности, дисциплины, порядка и организованности, защиты свобод и соблюдения прав граждан в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц и являются важной частью аппарат государственного управления.
Понятия «контроль» и «надзор» широко используются как в теории, так и в законодательной деятельности. Между тем, существуют различные мнения ученых по поводу определения «контроля» и «надзора», следствием чего явилось наличие дискуссии на тему соотношения данных понятий.