Файл: Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1100
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность законности и дисциплины
1.1. Понятие и сущность законности и дисциплины
Глава 2. Способы обеспечения законности и дисциплины
2.1. Способы обеспечения законности и дисциплины
Глава 3. Государственный контроль
3.3. Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти
3.4. Контроль в системе органов исполнительной власти
Глава 4. Административный надзор
4.2. Виды административного надзора
4.3. Элементы юридической конструкции функции административного надзора
Говоря о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», можно выделить две точки зрения:
- «контроль» и «надзор» - это равнозначные понятия;
- «надзор» является разновидностью контроля.
Конституция Российской Федерации уделяет совсем незначительное внимание соотнесению данных терминов. Точно также и, действующее законодательство РФ, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора. Нет этого и в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»16. Однако, проанализировав положения подзаконного нормативного правового акта, можно сделать вывод, что эти термины отождествляются.
К таким положениям можно отнести:
- осуществление мер по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления федеральных конституционных законов;
- разрешения, выдаваемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий для юридических лиц и граждан. «В ряде статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях точно также как и в рассмотренном Указе, «контроль» и «надзор» употребляются как равнозначные понятия» 17
Таким образом, можно выделить следующие различия между «контролем» и «надзором». Первой отличительной чертой является направление действия, то есть надзор всегда осуществляется извне, по отношению к контролируемому объекту, в то время как контроль также может осуществляться внутри системы. Второе отличие - результат деятельности, то есть при осуществлении надзора орган имеет право только указать на выявленные нарушения, поставить вопрос об их устранении (выдать предписание), поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших требования действующего законодательства. В рамках контроля, возможно разрешение выявленных нарушений. Одновременно, как по результатам контроля, так и надзора решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности (выносится протокол, постановление). Третье отличие заключается в широте распределенных действий, то есть надзор предполагает проверку соблюдения требований закона, но в рамках контроля деятельность контролируется более широко и включает в себя не только контроль за соблюдением требований закона, но и
вмешательство в операционную, и хозяйственную деятельность компании контролируемый субъект.
Я думаю, что целесообразнее разделить мнения тех авторов, которые в силу ранее указанных различий видят разницу между контролем и надзором, поскольку выделенные особенности демонстрируют независимость надзора как способа обеспечения законности и дисциплины.
Глава 3. Государственный контроль
3.1. Государственный контроль
«Государственный контроль - это один из элементов системы государственного управления, которая строится по тем же принципам, что и любая система управления.
Основными элементами системы государственного управления являются субъекты управления (органы государственной власти и другие уполномоченные государством органы), объекты и предмет управления. Взаимосвязи между этими элементами системы обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, ведомственными приказами и инструкциями, другими документами. Таким образом, осуществляется правовое, а на его основе методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение органов, составляющих систему государственного управления, определяется их организационная структура, научно-исследовательская и учебная база»18
Сущность контроля над деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют – не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности.
Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти является формой обеспечения верховенства закона, которая позволяет контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем предоставления обязательных для исполнения инструкций о методах и сроках устранения нарушений верховенства закона.
Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Опираясь на установленные Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви, различают следующие виды государственного контроля:
1) президентский контроль;
2) контроль законодательных (представительных) органов власти;
3) контроль в системе органов исполнительной власти;
4) судебный контроль.
3.2. Президентский контроль
«Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно статье 80 Конституции РФ», основных направлений внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти» 19
Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
«Президент осуществляет постоянный контроль над законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В определенных Конституцией случаях (статья 85 Конституции РФ)» Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента» 20
Главное контрольное управление, как подразделение Администрации Президента, организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителе. По результатам проверки вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел.
3.3. Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти
Данный вид контроля регламентирован Конституцией Российской Федерации, а именно статьей 102 и 103. Существует механизм построения контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам Российской Федерации. «Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (статье 102 Конституции РФ)»21 «К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в статье 103 Конституции РФ»22, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; «выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных статьей 93 Конституции РФ»23
«Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. «м» статье 83 Конституции РФ)»24 «Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен в Федеральном законе от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
- контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;