Файл: Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1106

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета»25


3.4. Контроль в системе органов исполнительной власти


Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.

«Правительство Российской Федерации как орган общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции26 и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации»27, оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента»

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль (К примеру, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам). Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономического развития и торговли, государственного имущества, Центральный банк России.

Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юстиции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Минэкономразвития и торговли, Федеральная служба лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения), Министерство по связи и информатизации (контроль над использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития (контроль над соблюдением законодательства о труде и охране труда), Министерство культуры (контроль над вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей).



3.5. Судебный контроль


«Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского административного и уголовного судопроизводства» 28 Судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть - это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле над исполнительной властью.

Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

«Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Деятельность органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны» 29

«На общегосударственном уровне вводился специализированный орган Конституционный суд Российской Федерации, который осуществлял конституционный контроль по средством конституционного судопроизводства. Стоит отметить, что данный орган осуществлял (и осуществляет) только последующий конституционный контроль, то есть контроль законов и иных нормативных правовых актов уже вступивших в законную силу и только в результате обращения к нему» 30

«Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены статьей 125 Конституции, реализуя эти полномочия
, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти, и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Также разрешает споры о компетенции между органами исполнительной власти Российской Федерации, и ее субъектами. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем над актами органов исполнительной власти и её должностных лиц» 31

«Но, по мнению В.А. Кряжкова, принципы законности и правопорядка, т.к. он не назван в ФКЗ “О Конституционном суде Российской Федерации”, не имеет отношения к этому органу, поскольку Конституционный суд призван не подчиняться законам, а проверять их на предмет соответствия Конституции РФ»32

Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и других дел. Контрольная функция осуществляется не отдельно, а в ходе рассмотрения этих дел.

Также особая роль в рыночной экономике отводится системе арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить строгую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно провести процедуру банкротства с целью защиты интересов предпринимателей. «Контроль над деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»33

Глава 4. Административный надзор

4.1. Административный надзор


«По мнению ряда ученых, надзор является видом надведомственного государственного контроля. Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, дабы разобрать эти понятия, а не отождествлять их, определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Административный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, к которым относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, лесного, санитарного, геодезического и другого надзора), а также территориальные органы надзора. Как представляется, в данном случае подразделение органов на контрольные и надзорные довольно условно. Практически все органы государственного контроля, входящие в систему исполнительной власти, обладают надзорными функциями, т. е. осуществляют административный надзор. Их так и называют — контрольно-надзорные органы»34

4.2. Виды административного надзора


«По кругу субъектов:

- в отношении неопределенного круга субъектов (все граждане РФ, иностранные граждане);

- в отношении определенного круга лиц (иностранные граждане и лица без гражданства, водители транспортных средств, охотники, лица, освобожденные из мест лишения свободы.).

«В зависимости от объекта выделяют надзор:

- за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил (санитарный надзор);

- за соблюдением ветеринарных правил (ветеринарный надзор);

- за оборотом оружия и боеприпасов;

- за соблюдением правил охраны окружающей природной среды (экологический надзор);

- за соблюдением таможенных правил (таможенный надзор)

пожарный надзор»35

Административный надзор включает в себя выполнение важных целей и задач публичного управления. С его помощью обеспечиваются конституционные права и свободы граждан, законные интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.