Файл: Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1105
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность законности и дисциплины
1.1. Понятие и сущность законности и дисциплины
Глава 2. Способы обеспечения законности и дисциплины
2.1. Способы обеспечения законности и дисциплины
Глава 3. Государственный контроль
3.3. Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти
3.4. Контроль в системе органов исполнительной власти
Глава 4. Административный надзор
4.2. Виды административного надзора
4.3. Элементы юридической конструкции функции административного надзора
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6510/
Учебная и научная литература
Административное право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Агапов А. Б. и др.]; под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной; Московская гос. юридическая акад. - Москва: Изд-во Норма, 2008. - 991 стр.
Административное право: Учебник. Особенная часть / С. Н. Братановский. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 502 стр.
Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 340 стр.
Бельский, К. С. Пропедевтика административного права. Избранные произведения: в 2 т. Том 1: сборник научных трудов / К. С. Бельский. - Москва: РГУП, 2020. - 408 стр.
Конституционное право: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки «Юриспруденция» / [М. В. Варлен и др.]; отв. ред. В. И. Фадеев. - Москва: Проспект, 2015. – 581 стр.
Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие / А. К. Измоденов, А. В. Курдюмов ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2018. — 109 стр.
Административная юстиция и право жалобы: В теории и законодательстве / М. Д. Загряцков – М.: Книга по Требованию, 2014. – 100 стр.
Административное право Российской Федерации: Практикум: учебное пособие / А. П. Алехин, А. А. Демин, С. О. Шохин [и др.]; ответственный редактор А. П. Алехин. — 2-е изд. — Москва: Зерцало-М, 2018. — 256 стр.
Алехин, А. П. Административное право России: общая часть: учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий; отв. ред. А. П. Алехин. - Москва: Зерцало-М, 2018. - 480 стр.
Витрук Н. В. Право, демократия и личность в конституционном измерении (история, доктрина и практика): Избр. Тр. , (1991-2012 гг.) / Н. В. Витрук. - Москва: Норма, 2012. - 687 стр.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по специальности «Юриспруденция» / С. М. Шахрай; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - 4-е изд., измененное и доп. - Москва: Статут, 2017. – 622 стр.
Мартынов, А.В. Административный процесс России: учебно-методическое пособие / А.В. Мартынов, М.Д. Прилуков, Е.В. Ширеева. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018 - 194 стр.
Общее административное право: учебник: в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова; Воронежский государственный университет. – 2-е изд., пересмотр. и доп. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. – 760 стр.
Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / [А. В. Малько и др.]; под ред. А. В. Малько; Ин-т государства и права Российской акад. наук, Саратовский фил. - 4-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2015. - 334 стр.
Попов, Л. Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 704 стр.
Неопубликованные документы
Кряжков В.А. Законодательство о Конституционном Суде РФ: новеллы 2014 года // Государство и право. 2014. - № 12.
Научная статья - Бибиков Максим Анатольевич Начальник Тыла ОМВД России по району «Косино Ухтомский» г. Москва. (научный интернет журнал мир науки) // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-nadzor
Приложение
Правовые основы организации работы с обращениями граждан
Работа органов прокуратуры по рассмотрению обращений подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Ее целью является своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.
Данная деятельность прокуратуры регламентирована Федеральными законами от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 02.05.2006 N 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
В органах прокуратуры рассматриваются и разрешаются обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращения и запросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (исполнительных) органов власти, должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной форме, по почте (в т. ч. электронной), телеграфу, информационным системам общего пользования (интернету), поступившие из средств массовой информации, а также поданные на личном приеме.
Порядок приема граждан в органах прокуратуры
Рассмотрение обращений, а также личный прием граждан являются одной из основных правозащитных функций органов прокуратуры. Работа на данном направлении подчинена решению задач по охране прав и свобод граждан, укреплению законности и правопорядка, своевременному, объективному и окончательному разрешению обращений.
Прием граждан, должностных и иных лиц в прокуратуре проводится в течение всего рабочего дня по специальному графику, утверждаемому прокурором.
В аппарате прокуратуры области прием граждан, в том числе, в вечернее время, в выходные и праздничные дни осуществляется дежурными прокурорами.
При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Личный прием граждан прокурором области, его заместителями, осуществляется по предварительной записи, в соответствии с Положением об организации приема граждан в прокуратуре.
В ходе личного приема в необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, в какой орган и в каком порядке им следует обратиться по поставленным вопросам.
Форма обращения
Законодательством не установлено строгой формы оформления обращения к прокурору. Заявление или жалоба составляются в произвольной форме. Вместе с тем, установлены основные требования к письменным обращениям, без выполнения которых они не рассматриваются и считаются анонимными.
Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать наименования органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. По обращениям с просьбой о личном приме прокурором и его заместителями необходимо указывать контактный телефон.
При изложении существа вопроса необходимо указать, когда и кем приняты обжалуемые решения. Необходимо учитывать, что органы прокуратуры в надзорной деятельности не вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятий и организаций, не подменяют контролирующие и вышестоящие органы, правомочные проводить проверки и принимать решения. Меры прокурорского воздействия используются в случаях, когда обязанность прямо предусмотрена законом или полномочий других органов для устранения нарушений недостаточно.
На практике заявители не всегда выполняют эти требования: не указывают свои контактные телефоны, информацию о лице либо организации, на действия которых жалуются, не прикладывают документы, на которые ссылаются в заявлении и которые играют существенную роль в установлении истины и объективном рассмотрении обращения. Это значительно усложняет работу сотрудников прокуратуры, вынужденных возвращать заявителям обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, с предложением восполнить недостающие данные.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Инструкции «О порядке рассмотрения обращения и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (п. 2.8.) в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть дан ответ, ответ на обращение не дается.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлен территориальный надзор, жалоба подается, как правило, на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена по почте, вручена на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, а также оставлена в ящике «Для обращений и заявлений», который размещается в доступном для заявителей месте.
Для направления обращения электронной почтой необходимо заполнить электронную форму обращения, предлагаемую в разделе «Приемная» на официальном сайте прокуратуры, указав суть обращения.
В случае необходимости, в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы или материалы, либо их копии.
Порядок рассмотрения обращений
Обращения, поступившие в органы прокуратуры, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии к разрешению;
- об оставлении без разрешения;
- о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
- о направлении в другие органы;
- о прекращении рассмотрения обращения;
- о приобщении к ранее поступившему обращению;
- о возврате заявителю.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
На основании ст. 10 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Первичные обращения рассматриваются, как правило, межгоррайпрокурорами на местах.
В прокуратуре области принимаются решения по обращениям, которые были отклонены руководителями нижестоящих прокуратур (прокурорами городов и районов), а также в тех случаях, когда разрешение поставленных вопросов входит в компетенцию прокуратуры области.
Обращение в прокуратуру может быть оставлено без ответа по существу в случаях, если:
- свидетельствует о прямом вмешательстве автора в компетенцию органов прокуратуры (в данном случае автору в 7-дневный срок направляется мотивированное сообщение);
- текст письменного обращения не поддается прочтению (об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению);
- обращение не содержит сведений о фамилии и адресе заявителя;
- обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, в этом случае заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.