Файл: Международное сотрудничество в сфере оперативнорозыскной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие и цели международного сотрудничества
1.3 Субъекты, осуществляющие международное сотрудничество
2.1 Специфика организации взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2 Основные виды и направления международного сотрудничества
3 Особенности международного розыска по линии Интерпола
Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество между государствами в данной сфере реализуется на основе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного выполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека.
Международный розыск осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (МОУП) - Интерпол. Возможности данной организации позволяют организовать розыск преступников во всемирном масштабе.
Интерпол - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.
Международный розыск по линии Интерпола проводится при посредничестве НЦБ Интерпола, которое также координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными странами.
Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола.
1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников. Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.
Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.
2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.
3. Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства - инициатора розыска.
Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах родственников и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся также сведения о неопознанных трупах иностранцев.
4. Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.
Данная работа осуществляется в тесном сотрудничестве не только с государствами - членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.
При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.
На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Данная деятельность на территории России осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола при МВД России. В 2011 г. по линии Интерпола в международном розыске за правоохранительными органами России значилось 1659 обвиняемых и осужденных. Всего в базе Генерального секретариата числилось 68,2 тыс. таких лиц. В настоящее время из числа разыскиваемых по каналам Интерпола преступников 15% составляют лица, обвиняемые в совершении убийства: 19 - в совершении хищения путем мошенничества; 7% - в организации и участии в незаконных формированиях, а также лица, причастные к совершению террористических актов14.
Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:
— получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
— достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
— получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.
Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрею) ОВД, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Одновременно в запросе относительно розыска преступника за рубежом требуется сообщить: основание розыска, избранную меру пресечения, целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением, задержания и последующей экстрадиции (выдачи).
Запрос и другие необходимые материалы направляются в НЦБ Интерпола в России по почте, а в случае если необходимы безотлагательные действия, копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.
Территориальные подразделения уголовного розыска могут осуществлять запросы через НЦБ Интерпола по следующим направлениям: организованная преступность, терроризм, преступления в сфере экономики, преступления против личности, запросы информации о разыскиваемых лицах, преступлениях, связанных с оружием и незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, связанных с автотранспортом, фальшивомонетничеством, подделкой документов и кражей произведений искусства.
В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы:
а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры;
б) ОВД;
в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты);
г) оперативное управление ФСО России;
д) территориальные органы ФСКН России;
е) региональные таможенные управления и таможни;
ж) территориальные органы ФСИН России;
з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.
Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:
— по каналам единой сети электросвязи РФ (ЕСЭ России);
— по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
— по сети почтовой связи РФ;
— по сети федеральной фельдъегерской связи.
Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.
Запросы на проведение ОРМ силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории РФ, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.
Международные обращения рассматриваются в следующие сроки:
— немедленно - в течение суток со дня поступления;
— очень срочно - в течение трех суток;
— срочно - в течение пяти суток;
— обычно - в течение десяти суток.
Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, прекращается в связи с достижением цели розыска и по истечении его срока. Срок международного розыска ограничивается одним годом, но может быть при необходимости увеличен путем направления уведомления о его продлении.
Основаниями прекращения международного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются:
— выдача разыскиваемого иностранным государством либо его осуждение и пребывание в местах лишения свободы другого государства;
— задержание разыскиваемого на территории РФ;
— обнаружение на территории РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получение документально подтвержденных данных о смерти разыскиваемого;
— прекращение уголовного дела;
— изменение меры пресечения с заключения под стражу на иную;
— акт амнистии;
— истечение одного года после объявления международного розыска.
При наличии оснований для прекращения международного розыска выносится постановление.
В целях эффективного осуществления международного розыска Интерпол ведет уголовную регистрацию лиц с помощью электронно-вычислительной техники и помещает в открытую часть своего сайта в Интернете сведения о лицах, в отношении которых имеются международные уведомления о розыске. В автоматизированных банках данных Генерального секретариата Интерпола имеются сведения о более 47,5 тыс. преступников, разыскиваемых правоохранительными органами стран, входящих в Интерпол.
Начиная с 2000 г. дактилоскопические карты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, объявленных в международный розыск по линии Интерпола, включаются в Федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации. Передача дактокарт осуществляется через НЦБ Интерпола. Кроме того, в НЦБ Интерпола при МВД России ведется отдельная база данных «Международный розыск лиц». В ней размешается информация об обвиняемых, осужденных, пропавших без вести лицах, объявленных в розыск по каналам Интерпола российскими правоохранительными органами.
Итак, организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами России по линии Интерпола регламентируются межведомственными нормативными актами.