Файл: Международное сотрудничество в сфере оперативнорозыскной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преступлений в сфере оборота наркотических средств;

2) проведение совместных ОРМ;

3) содержание в ИВС граждан, задержанных органами ФСНК;

4) проведение совместных профилактических мероприятий в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, и др.

Взаимодействие различных оперативных подразделений с таможенными органами включает в себя:

1) совместное участие с другими оперативными органами при проведении мероприятий по пресечению незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных, находящихся под угрозой исчезновения;

2) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международных гражданских авиаций;

3) содействие органам, осуществляющим ОРД, в проведении ОРМ - контролируемая поставка, осуществляемая за пределы Российской Федерации;

4) исполнение запросов таможенных органов государств членов Таможенного союза и др.

Взаимодействие органов, осуществляющих ОРД, с органами государственной охраны (ФСО) осуществляется исключительно при выполнении последними правоохранительных функций: проведения охраны и других специальных защитных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, работы должностных лиц; охраны зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, которые находятся в ведении высших органов государственной власти.

Служба внешней разведки взаимодействует с другими органами, осуществляющими ОРД, путем обмена информацией: о взаимодействии организованных преступных формирований (ОПФ), действующих на территории РФ и стран СНГ, с ОПФ иностранных государств; преступной деятельности российских граждан на территории иностранных государств; проявлении транснациональной преступной деятельности международных террористических организаций; каналах и способах противоправного перемещения капиталов из Российской Федерации в зарубежные банки и фирмы; государственных служащих, имеющих коррумпированные связи с гражданами иностранных государств; каналах утечки за рубеж сведений, составляющих государственную тайну; фактах сращивания правоохранительных органов иностранных государств с криминальными структурами в Российской Федерации для их последующего разобщения или привлечения их членов к уголовной ответственности.


Организация взаимодействия между рассмотренными оперативными подразделениями обеспечивает целеустремленность, комплексный подход и единство действий различных ведомств в борьбе с преступностью.


2.2 Основные виды и направления международного сотрудничества



Международная организация уголовной полиции (МОУП, или Интерпол) является ведущей международной организацией в области координации международного полицейского сотрудничества .

В Интерпол входит свыше 180 государств, в том числе Россия как правопреемник СССР, которая вступила в Интерпол в 1990 г. С 1992 г штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе (Франция) Интерпол - международный центр регистрации лиц, совершивших преступление, и координатор международного розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления и пропавших без вести, а также розыска похищенных ценностей Уставом Интерпола запрещена деятельность политического, военного, религиозного или расового характера либо вмешательство в такую деятельность13.

Выделяют две группы таких субъектов:

— национальные оперативно-розыскные органы (например, российские), которые в соответствии с международными договорами полномочны непосредственно сотрудничать с аналогичными органами в других государствах в ходе так называемых прямых контактов;

— специально созданные наднациональные органы.

Среди субъектов второй группы международного сыскного сотрудничества наиболее представительны:

— на универсальном уровне - ООН и ее органы, занимающиеся прежде всего вопросами международного сотрудничества в борьбе с преступностью (но не непосредственно сыском). Вопросами уголовного сыска непосредственно занимается Международная организация уголовной полиции, или Интерпол.

В ООН известны Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат (в нем имеется Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию), Комиссия международного права, Международный суд, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) Кроме того, ряд специализированных учреждений в пределах своих полномочий также ведет борьбу с преступностью ВОЗ, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.

— на региональном уровне - Европол. Кроме того, на региональном уровне государствами - участниками СНГ созданы специальные органы межгосударственного сыска.

Направления международного сыскного сотрудничества.


Основные направления сотрудничества: международный розыск. Такой розыск есть комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мер, принимаемых право охранительными и иными компетентными органами государств (инициатора розыска и запрашиваемого), для установления, ареста и выдачи разыскиваемого лица.

Международный розыск осуществляется на территории каждого из участвующих в розыске государства в соответствии с принципами и общими нормами международного права, а также международными соглашениями, заключенными между этими государствами, и национальным законодательством; экстрадиция (выдача) разыскиваемых лиц; сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и его финансированием; взаимодействие и координация мер по борьбе с организованной преступной деятельностью; взаимодействие и координация усилий в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов; борьба с легализацией (отмыванием) преступно нажитых доходов; борьба с фальшивомонетничеством; борьба с незаконным оборотом культурных ценностей; борьба с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией; борьба с хищением имущества, включая мошенничество, хищением и незаконным оборотом автотранспортных средств, и др.

Формами такого сотрудничества могут быть:

— обмен оперативно значимой информацией;

— исполнение запросов;

— осуществление в отдельных случаях совместных ОРМ по розыску лиц; проведение официальных встреч и совещаний на различных уровнях; проведение международных научных конференций, семинаров, круглых столов и т.п.;

— оказание правовой, научной, технической и иной помощи;

— совместная разработка международно-правовых актов в области сыска и др.

Так, в результате усилий заинтересованных государств в 2000 г. принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в которой агентурная операция признается специальным методом расследования.


Конвенции определено, что если это допускается основными принципами внутренней правовой системы, каждое государство-участник в пределах своих возможностей и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает необходимые меры, с тем чтобы разрешить надлежащее использование агентурных операций его компетентными органами на его территории с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности (п. 1 ст. 20).

Хотя агентурная операция, предусмотренная этой Конвенцией ООН, не является собственно ОРМ, известным российскому оперативно-розыскному законодательству (не включена в перечень ОРМ в ФЗ об ОРД), тем не менее эта операция имеет много общих признаков с:

— разновидностью такого ОРМ, предусмотренного ФЗ об ОРД, как оперативное внедрение;

— агентурным сыском (полностью последним ее признать нельзя так как операция согласно Конвенции ООН, во-первых, является не формой организации агентурной деятельности, а только отдельным конкретным актом (схожим с оперативным внедрением) и, во-вторых, ограничена борьбой с организованной преступностью).

Таким образом, членами Европола могут быть только государства - участники Евросоюза. Остальные страны взаимодействуют с Евросоюзом на основании специальных соглашений. Россия как член Европола взаимодействует в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений против жизни и здоровья человека, а также по иных основным направлениям международного сотрудничества в сыске