Файл: Международное сотрудничество в сфере оперативнорозыскной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие и цели международного сотрудничества
1.3 Субъекты, осуществляющие международное сотрудничество
2.1 Специфика организации взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2 Основные виды и направления международного сотрудничества
, всю полноту ответственности за ход и исход уголовного дела (суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, начальник подразделения дознания, орган дознания, дознаватель).
В качестве субъектов, осуществляющих международно-правовую помощь, можно назвать глав консульских представительств и дипломатических учреждений, а также их должностных лиц. Они призваны оказывать содействие своим согражданам в защите их прав, свобод и интересов, наделены процессуальными полномочиями при расследовании преступлений, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений;
б) субъекты, содействующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
В части 5УПК РФ, посвященной международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, названы участники, целью которых является содействие в оказании международной правовой помощи и обеспечение международного сотрудничества между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. К ним относятся: Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ и др. Особенностью этих участников является отсутствие в их компетенции полномочий по расследованию и разрешению уголовных дел11.
Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам также являются Президент РФ, Правительство РФ, Интерпол, межгосударственные и международные организации и др. Их деятельность регламентируется национальным законодательством, нормами международного права, международными договорами. Данные субъекты не являются участниками уголовного процесса, но в связи с возложенными на них полномочиями оказывают содействие в выполнении процессуальных действий, обеспечивают сотрудничество между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.
2. Субъекты, участвующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам:
а) субъекты, наделенные правом участия в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
Данную группу составляют субъекты, которые привлекаются или допускаются к участию в уголовно-процессуальной деятельности с целью защиты своих или представляемых ими прав и законных интересов. К ним относятся: осужденный, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители и законные представители. Законодатель наделяет
этих лиц такими процессуальными правами, совокупность которых создает для них возможность активного участия в судопроизводстве, закрепляет такую разветвленную систему гарантий, которая обеспечивает реальную защиту их прав и законных интересов;
б) субъекты, привлекаемые к участию в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
Сюда относятся субъекты, которые обладают значительно меньшим объемом прав, не имеют своего или представляемого интереса в деле и привлекаются к участию в процессе или для сообщения сведений об обстоятельствах, имеющих значение по уголовному делу (свидетели), или для применения специальных познаний (эксперт, специалист), или для оказания содействия компетентным органам в какой-либо иной форме (понятой, переводчик, статист и др.).
Следует сказать, что указанные участники процесса привлекаются при производстве по уголовным делам эпизодически, но тем не менее они участвуют в процессуальных действиях, могут нести процессуальную ответственность, подписывают процессуальные документы, имеют право делать заявления, имеющие процессуальное значение, обжаловать касающиеся их действия и решения органов, ответственных за ведение и разрешение уголовных дел, т.е. вступают в уголовно-процессуальные отношения.
Уголовно-процессуальное законодательство России недостаточно полно регламентирует деятельность некоторых субъектов международного сотрудничества по уголовным делам.
Таким образом, во многих международных договорах РФ содержатся нормы о возможном участии представителей иностранного государства при производстве процессуальных действий на территории России.
В современных условиях борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного взаимодействия различных оперативных подразделений в целях эффективного выполнения оперативно-розыскных задач.
Под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.
Взаимодействие оперативных подразделений классифицируется по различным критериям.
1. По этапам - взаимодействие включает в себя организационный и тактический этапы. Организационный этап предусматривает рабочие встречи между руководителями взаимодействующих сторон, формирование целей, задач, согласование прав и обязанностей, определение порядка обмена оперативной информацией, подготовку совместных планов, заданий.
Тактический этап заключается в определении конкретных тактических приемов решения поставленных задач, выборе наиболее эффективных методов и оперативно-технических средств каждой из участвующих сторон.
Основой организационного и тактического взаимодействия являются заранее составляемые планы комплексных мероприятий. В них отражаются проводимые совместные мероприятия, исполнители, сроки исполнения, формы контроля со стороны органа, координирующего совместную деятельность.
2. По характеру связей между структурами - взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых контактов между оперативными подразделениями. Примером данного вида является взаимодействие подразделений уголовного розыска с оперативными частями следственных изоляторов системы ФСИН.
Опосредованное взаимодействие осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий оперативное подразделение, в интересах которого организуется взаимодействие. Например, взаимодействие но преступлениям межрегионального характера может осуществляться через главные управления МВД России по соответствующим федеральным округам России.
3. По системе - взаимодействие может быть внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие осуществляется внутри системы, т.е. между оперативными подразделениями одного оперативно-розыскного органа (только ОВД или ФСБ и т.д.). Взаимодействие внешнее предполагает контакты двух и более оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, а также взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и международных полицейских организаций. Например, взаимодействие и сотрудничество полиции с правоохранительными органами закреплено в ч. 1 ст. 10 Закона о полиции.
4. По времени - взаимодействие может осуществляться постоянно и временно. Постоянное взаимодействие может иметь место в течение всей деятельности но выявлению, задержанию подозреваемого и оперативно-розыскному сопровождению процесса расследования. Временное взаимодействие направлено на решение конкретной оперативно-розыскной задачи (обмен оперативно-розыскной информацией, взаимное использование конфиденциальных сотрудников и др.).
По степени конспирации взаимодействие делится на гласное и негласное. При реализации оперативно-розыскной функции наиболее часто используется негласное взаимодействие. Наиболее отчетливо оно проявляется при проведении совместных негласных ОРМ, оперативно-технических и агентурных мероприятий.
Взаимодействие гласного характера осуществляется, когда нет необходимости в обеспечении конспирации. Это возможно при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий, комплексных профилактических операций.
Под формой взаимодействия понимается внешнее выражение согласованности действий оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, в целях выполнения стоящих перед ними задач.
К общим организационным формам взаимодействия относятся:
— совместный анализ оперативно-розыскной ситуации и принятие управленческого решения о взаимодействии:
— взаимный обмен оперативно-розыскной информацией:
—совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, направленных на принятие совместных решений и выработку согласованных действий по решению задач ОРД:
— проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-профилактических комплексных операций («Путина», «Заслон», «Янтарь», «Золото», «Мак» и др.):
— проведение совместных совещаний, осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия:
— издание совместных обзоров, методических рекомендаций и межведомственных подзаконных актов по вопросам взаимодействия.
Общие формы взаимодействия конкретизируются применительно к конкретному органу, осуществляющему ОРД.
Взаимодействие ОВД с ФСБ включает:
1) разработку совместных планов мероприятий по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, предусматривающих четкий порядок обмена информацией;
2) информирование органов ФСБ о лицах, подготавливающих государственные преступления и фактах утечки сведений, составляющих государственную тайну:
3) проведение мероприятий по отдельным делам оперативного учета;
4) использование специальных оперативно-технических средств ФСБ в целях предотвращения и раскрытия преступлений;
5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих интерес для органов ФСБ РФ, и др.
Взаимодействие различных оперативно-розыскных органов с оперативными подразделениями ФСИН включает12:
1) выполнение заданий различных оперативно-розыскных органов;
2) оказание помощи различным оперативным подразделениям в приобретении конфиденциальных сотрудников из числа освобожденных лиц;
3) передачу информации о лицах, намеренных продолжать преступную деятельность после освобождения из мест лишения свободы;
4) проведение согласованных ОРМ, обмен информацией по делам оперативного учета.
Взаимодействие оперативных подразделений ОВД и ФСНК включает:
1) создание действующих рабочих групп для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению
В качестве субъектов, осуществляющих международно-правовую помощь, можно назвать глав консульских представительств и дипломатических учреждений, а также их должностных лиц. Они призваны оказывать содействие своим согражданам в защите их прав, свобод и интересов, наделены процессуальными полномочиями при расследовании преступлений, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений;
б) субъекты, содействующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
В части 5УПК РФ, посвященной международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, названы участники, целью которых является содействие в оказании международной правовой помощи и обеспечение международного сотрудничества между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. К ним относятся: Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ и др. Особенностью этих участников является отсутствие в их компетенции полномочий по расследованию и разрешению уголовных дел11.
Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам также являются Президент РФ, Правительство РФ, Интерпол, межгосударственные и международные организации и др. Их деятельность регламентируется национальным законодательством, нормами международного права, международными договорами. Данные субъекты не являются участниками уголовного процесса, но в связи с возложенными на них полномочиями оказывают содействие в выполнении процессуальных действий, обеспечивают сотрудничество между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.
2. Субъекты, участвующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам:
а) субъекты, наделенные правом участия в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
Данную группу составляют субъекты, которые привлекаются или допускаются к участию в уголовно-процессуальной деятельности с целью защиты своих или представляемых ими прав и законных интересов. К ним относятся: осужденный, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители и законные представители. Законодатель наделяет
этих лиц такими процессуальными правами, совокупность которых создает для них возможность активного участия в судопроизводстве, закрепляет такую разветвленную систему гарантий, которая обеспечивает реальную защиту их прав и законных интересов;
б) субъекты, привлекаемые к участию в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
Сюда относятся субъекты, которые обладают значительно меньшим объемом прав, не имеют своего или представляемого интереса в деле и привлекаются к участию в процессе или для сообщения сведений об обстоятельствах, имеющих значение по уголовному делу (свидетели), или для применения специальных познаний (эксперт, специалист), или для оказания содействия компетентным органам в какой-либо иной форме (понятой, переводчик, статист и др.).
Следует сказать, что указанные участники процесса привлекаются при производстве по уголовным делам эпизодически, но тем не менее они участвуют в процессуальных действиях, могут нести процессуальную ответственность, подписывают процессуальные документы, имеют право делать заявления, имеющие процессуальное значение, обжаловать касающиеся их действия и решения органов, ответственных за ведение и разрешение уголовных дел, т.е. вступают в уголовно-процессуальные отношения.
Уголовно-процессуальное законодательство России недостаточно полно регламентирует деятельность некоторых субъектов международного сотрудничества по уголовным делам.
Таким образом, во многих международных договорах РФ содержатся нормы о возможном участии представителей иностранного государства при производстве процессуальных действий на территории России.
2 Правовые и организационные аспекты осуществления международного сотрудничество в оперативно-розыскной деятельности
2.1 Специфика организации взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности
В современных условиях борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного взаимодействия различных оперативных подразделений в целях эффективного выполнения оперативно-розыскных задач.
Под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.
Взаимодействие оперативных подразделений классифицируется по различным критериям.
1. По этапам - взаимодействие включает в себя организационный и тактический этапы. Организационный этап предусматривает рабочие встречи между руководителями взаимодействующих сторон, формирование целей, задач, согласование прав и обязанностей, определение порядка обмена оперативной информацией, подготовку совместных планов, заданий.
Тактический этап заключается в определении конкретных тактических приемов решения поставленных задач, выборе наиболее эффективных методов и оперативно-технических средств каждой из участвующих сторон.
Основой организационного и тактического взаимодействия являются заранее составляемые планы комплексных мероприятий. В них отражаются проводимые совместные мероприятия, исполнители, сроки исполнения, формы контроля со стороны органа, координирующего совместную деятельность.
2. По характеру связей между структурами - взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых контактов между оперативными подразделениями. Примером данного вида является взаимодействие подразделений уголовного розыска с оперативными частями следственных изоляторов системы ФСИН.
Опосредованное взаимодействие осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий оперативное подразделение, в интересах которого организуется взаимодействие. Например, взаимодействие но преступлениям межрегионального характера может осуществляться через главные управления МВД России по соответствующим федеральным округам России.
3. По системе - взаимодействие может быть внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие осуществляется внутри системы, т.е. между оперативными подразделениями одного оперативно-розыскного органа (только ОВД или ФСБ и т.д.). Взаимодействие внешнее предполагает контакты двух и более оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, а также взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и международных полицейских организаций. Например, взаимодействие и сотрудничество полиции с правоохранительными органами закреплено в ч. 1 ст. 10 Закона о полиции.
4. По времени - взаимодействие может осуществляться постоянно и временно. Постоянное взаимодействие может иметь место в течение всей деятельности но выявлению, задержанию подозреваемого и оперативно-розыскному сопровождению процесса расследования. Временное взаимодействие направлено на решение конкретной оперативно-розыскной задачи (обмен оперативно-розыскной информацией, взаимное использование конфиденциальных сотрудников и др.).
По степени конспирации взаимодействие делится на гласное и негласное. При реализации оперативно-розыскной функции наиболее часто используется негласное взаимодействие. Наиболее отчетливо оно проявляется при проведении совместных негласных ОРМ, оперативно-технических и агентурных мероприятий.
Взаимодействие гласного характера осуществляется, когда нет необходимости в обеспечении конспирации. Это возможно при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий, комплексных профилактических операций.
Под формой взаимодействия понимается внешнее выражение согласованности действий оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, в целях выполнения стоящих перед ними задач.
К общим организационным формам взаимодействия относятся:
— совместный анализ оперативно-розыскной ситуации и принятие управленческого решения о взаимодействии:
— взаимный обмен оперативно-розыскной информацией:
—совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, направленных на принятие совместных решений и выработку согласованных действий по решению задач ОРД:
— проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-профилактических комплексных операций («Путина», «Заслон», «Янтарь», «Золото», «Мак» и др.):
— проведение совместных совещаний, осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия:
— издание совместных обзоров, методических рекомендаций и межведомственных подзаконных актов по вопросам взаимодействия.
Общие формы взаимодействия конкретизируются применительно к конкретному органу, осуществляющему ОРД.
Взаимодействие ОВД с ФСБ включает:
1) разработку совместных планов мероприятий по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, предусматривающих четкий порядок обмена информацией;
2) информирование органов ФСБ о лицах, подготавливающих государственные преступления и фактах утечки сведений, составляющих государственную тайну:
3) проведение мероприятий по отдельным делам оперативного учета;
4) использование специальных оперативно-технических средств ФСБ в целях предотвращения и раскрытия преступлений;
5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих интерес для органов ФСБ РФ, и др.
Взаимодействие различных оперативно-розыскных органов с оперативными подразделениями ФСИН включает12:
1) выполнение заданий различных оперативно-розыскных органов;
2) оказание помощи различным оперативным подразделениям в приобретении конфиденциальных сотрудников из числа освобожденных лиц;
3) передачу информации о лицах, намеренных продолжать преступную деятельность после освобождения из мест лишения свободы;
4) проведение согласованных ОРМ, обмен информацией по делам оперативного учета.
Взаимодействие оперативных подразделений ОВД и ФСНК включает:
1) создание действующих рабочих групп для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению