Файл: Международное сотрудничество в сфере оперативнорозыскной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие и цели международного сотрудничества
1.3 Субъекты, осуществляющие международное сотрудничество
2.1 Специфика организации взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2 Основные виды и направления международного сотрудничества
Методологическую базу настоящего курсового исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Объект работы - уголовно-правовые отношения в сфере международного сотрудничество оперативно-розыскных органов.
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе изучения норм российского законодательства и международных нормативно-правовых актов об ОРД изучить вопросы международного сотрудничества.
Достижение этой цели определило следующие задачи исследования:
– изучение основных понятий и общих положений оперативно-розыскной деятельности, а также исторических аспектов ее становления и развития;
– рассмотрение системы органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность и правовой основы их работы;
– проанализировать основные направления, форм, средств, сил и методов осуществления оперативно-розыскной деятельности;
– определить организации контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
В процессе изучения предмета использовались методы анализа и синтеза и сравнительный метод.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности
1.1 Исходные теоретические положения оперативно-розыскной деятельности в сфере международного сотрудничества
Оперативно-розыскная деятельность является одним из наиболее значимых способов реализации государством функции по защите конституционных прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности страны от развивающихся, во многих своих аспектах эффективности эволюционирующих и видоизменяющихся внутренних и внешних угроз3.
В различных своих формах указанная деятельность находит свое проявление практически во всех государствах и в зависимости от правовой регламентации имеет ту или иную степень известности, но неизменно является наиболее закрытым видом государственной деятельности.
Вместе с тем постоянно совершенствующиеся способы и методы противодействия выполнению одной из наиболее важный функций государства со стороны противоборствующих сторон, в совокупности с тенденциями развития преступности, в частности приобретением ей свойств международного характера, в том числе связанных с вопросами ее организации, позволяют прийти к выводу о растущей необходимости постоянного совершенствования сферы международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью, в первую очередь в одном из наиболее эффективном сегменте такой борьбы, каковым является оперативно-розыскная-деятельность. Представляется, что основанием для такого взаимодействия будет являться наличие факта осуществления на территории нескольких государств противоправной деятельности, связанной как с подготовкой, так и совершением преступлений, а ровно и попыткой скрыться от правоохранительных органов как отдельных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, так и организаторов, участников, созданных с этой целью структур.
Свое выражение данная деятельность находит во взаимном оказании правовой помощи компетентными органами при возникновении определенных условий, оснований посредством применения действующих норм права.
Не вызывает сомнений, что для достижения целей совершенствования рассматриваемой сферы необходимо своевременно и точно решать вопросы интерпретации текущего состояния данной работы, что, в свою очередь, обусловлено множеством факторов, обладающих различной степенью очевидности и значимости. К ним мы относим -- вопросы теории, правовой основы и, безусловно, правоприменительной практики.
В общем виде, на теоретическом уровне вопросы в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью рассматривались такими учеными, как А.И. Бастрыкин, Я.М. Бельсон, А.Г. Богатырев, Р.М. Валеев, А.Г. Волевозд, К.К. Горяинов, И.И. Карпец, Д.И. Лепехин4 и многими другими, отдельные аспекты международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности изучались учеными Я.А. Посковым, А.А. Масловым, А.А. Бабушкиным, И.Л. Хромовым, М.Ю. Ворониным, А.Б. Артюшенковым и др.
Вместе с тем в совокупности с изученными сторонами и полученными обобщенными выводами по ряду направлений исследований в области международного сотрудничества в процессе совершенствования разработки методики интерпретации состояния и механизмов выработки путей решения проблемных вопросов международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности представляется необходимым выделить изучение теории, правовой основы с позиции правоприменительной практики.
На теоретическом уровне условно можно выделить следующие основные формы международного сотрудничества: во-первых, выдача лиц для уголовного преследования, во-вторых, исполнение запросов, поручений о производстве следственных и иных процессуальных действий, в-третьих, передача лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания
Принимая во внимание изложенное, необходимо отметить, что международное сотрудничество в рамках уголовно-процессуальных функций неотъемлемо связано с оперативно-розыскной деятельностью, а решение ее задач, в свою очередь, как известно, пролегает в плоскости строго регламентируемой государством посредством регулирующего законодательства иных правовых актов, исполнение предписаний, которые зачастую связаны с ограничением конституционных прав граждан, и может рассматривается как следствие возникновения определенных ситуаций, создающих основания для осуществления уполномоченными органами таковой деятельности .
Перечень оперативных подразделений, входящий в состав органа внутренних дел, определяется руководителем вышеуказанного органа. Принимая во внимание положения ст. 6 указанного закона, согласно которым должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия, сравнительно бесспорно возможно отнести указанных лиц к субъектам ОРД, гораздо сложнее обстоят дела в вопросах отнесения к субъектам ОРД других категорий.
Под субъектом, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понимается лицо, наделенное определенными юридическими правами и обязанностям. Руководствуясь данной дефиницией, согласно положениям Федерального закона № 144-ФЗ, к субъектам следует отнести весьма широкий круг лиц, значительная доля которых к непосредственной деятельности, осуществляемой посредством проведения ОРМ, прямого отношения не имеют, их деятельность заключает в себе ряд регулирующих, контролирующих и обеспечивающих функций, кроме того, в некоторых отдельно взятых случаях, при наступлении определенных условий, лица, являющиеся объектами проведения ОРМ, также могут быть отнесены к субъектам (например, в случаях возникновении обстоятельств, предусмотренных ст. 5 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а именно -- наделение правом лица, в отношении которого проводилось ОРМ истребовать сведения о полученной о нем информации, при условии, что виновность лица не доказана)5.
Не меньше вопросов вызывает правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД. И в первую очередь это определение круга лиц, на которых она распространяется, и в каких объемах в зависимости от имеющих место правоотношений. Под содействием, как правило, понимается помощь, поддержка какой-либо деятельности, тогда как сотрудничество подразумевает совместную работу, быть сотрудником и т.д. Исходя из приведенного толкования, термин «содействие» является более емким и включает в себя сотрудничество. Также это следует и из содержания Закона об ОРД, а именно в п. 2 ч. 2 ст. 15 говорится, что органы, осуществляющие ОРД, имеют право устанавливать с отдельными из лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, отношения сотрудничества. Предусматривают ли такие отношения обязательное заключение контракта, при буквальном толковании Закона выглядит не однозначно, что создает определенные трудности при определении правоотношений, к которым применимы установленные ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гарантии.
Таким образом, изложенное лишний раз свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования, основу которого во многом должен определить опыт применения существующих норм или его отсутствие.