Файл: Личностные особенности психолога консультанта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С помощью данной методики, мы смогли проанализировать выраженность эмпатии по каждой из 6 отдельных шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный каналэмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность вэмпатии, идентификация в эмпатии.

По полученным результатам исследования мы выяснили, что у студентов-психологов и студентов- не психологов в структуре эмпатии значим такой параметр как установки, способствующие эмпатии или препятствующие ей, которые соответственно, будут облегчать или затруднять действие эмпатических каналов. Эффективность эмпатии будет снижаться, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявление любопытства к другой личности, убеждает себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих.

По результатам, как и у студентов-психологов и студентов-не психологов, не значимым оказался параметр — рациональный канал эмпатии, характеризующийся направленностью внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека (состояние, проблемы, поведение). У студентов- не психологов не значимой оказалась и идентификация, то есть они не проводят идентификацию себя с другим человеком.



Заключение



Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что определено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом обеспечении самых различных сторон жизнедеятельности российского общества. Растет потребность и в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование.

Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

Эмпатия – сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности, тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.

Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Профессиональное самоопределение начинается после выбора профессии, имеет свою профессиональную специфику и зависит от уровня профессиональной подготовки начинающего специалиста, его профессионального самосознания и мотивационных факторов молодого специалиста.

Мы предположили, что что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей.

В результате исследования, мы выяснили, у студентов строительного факультета эмпатия более выражена, а студенты радиотехнического факультета обладают наименее выраженными эмпатическими способностями.

С помощью вычисления среднего балла и графического анализа полученных данных, мы пришли к выводу, что уровни развития эмпатии по методике Юсупова, и уровни эмпатических способностей по методике Бойко у студентов различных специальностей отличаются различной степенью выраженности. Что подтверждает гипотезу исследования.



Цель работы достигнута, задачи выполнены. Но, тем не менее, мы считаем, что исследование по данной теме можно продолжить. Было бы интересным, на наш взгляд, сравнить профессионально важные качества личности у студентов первого и пятого курсов, чтобы проследить, как происходит формирование эмпатии и личностное развитие студентов за время их обучения в вузе.

Список использованной литературы





  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е.- М.: «Класс», 2004. – 208 с.

  2. Адамс Дж.Л. Модель личностных черт «Большая пятерка» // Дж. Л. Адамс / Элитариум: центр дистанционного образования. – 2009. – URL:

  3. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост. И общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА;СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2009. – 811с.

  4. Дж. Бьюдженталь. Искусство психотерапевта. 3-е международное издание, Питер, Санкт-Петербург. 2001- 294 с.

  5. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.

  6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. –– СПб.: Питер, 2002. – 672.

  7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. - 240 с.

  8. Мей Р. Искусство психического консультирования. – М., 1994. - С. 78

  9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

  10. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 687с.

  11. Новейший психологический словарь / под общ.ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.

  12. Оллпорт Г.В. Личность в психологии / Г.В. Оллпорт. – М.: КСП+, СПб: Ювента, 1998. – 345 с.

  13. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000.

  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  15. Маклаков А.Г. Общая Психология: учеб. пособие / А.Г. Маклаков. – СПб.и др.: Питер, 2000. – 582 с.

  16. Шостром Э. Терапевтическая психология, М., 2003.

  17. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. – М.: Класс,1999. – 576 с.

  18. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.

  19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.