Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 570
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Личностные особенности психолога – консультанта
1.1 Общая характеристика личных особенностей, как психических черт
1.2 Личностные особенности психолога-консультанта в трудах по психологии
2. Исследование личностных особенностей психолога-консультанта
Открытость личному опыту. Тут открытость понимается не в значении откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии личных чувств. Общественный навык обучает нас опровергать, отбрасывать средства чувства, тем более негативные. Ребенку говорят: "Замолчи, другие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или же "Не нервничай!" Нажим находящихся вокруг вынуждает теснить грусть, раздражительность, гнев. Действенный консультант не обязан гнать всевозможные чувства, в что числе и негативные. Лишь в этом случае возможно благополучно держать под контролем свое поведение, потому что вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы понимаем чувственные реакции, то можем сами избирать что или же другой метод поведения в истории, а не дозволять неосознанным чувствам не соблюдать регуляцию нашего поведения. Консультант способен помогать положительным переменам клиентов, лишь только когда показывает терпимость ко всему обилию чужих и собственных психологических реакций.
Становление самопознания. Ограниченное самопознание значит лимитирование свободы, а основательное самопознание наращивает вероятность выбора в жизни. Как говорит Е. Кенеди (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, наращивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, не считая того, растет возможность лечь жертвой ублажения в процессе консультирования собственных неосознанных необходимостей. Ответ на вопрос, как возможно посодействовать другому человеку, скрывается в самооценке консультанта, адекватности его дела к личным возможностям ив общем к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант обязан знать, кто он такой, кем имеет возможность стать, чего желает от жизни, что для него принципиально по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, установленные ему жизнью, и каждый день подвергает проверке значения. Как в проф работе, например, и в собственной жизни консультанту не нужно быть обычным отблеском надежд иных людей, он обязан работать, оперируя личной внутренней убеждением. Это дозволит ему чувствовать себя крепким в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Почти все люди некомфортно чувствуют себя в обстановках, в которых так не хватает структуры, ясности, определенности. Но потому что одной из предпосылок развития личности считается "прощание" человека с обычным, знакомым из личного навыка и введение на "незнакомую территорию", консультанту абсолютно важна уверенность в себе в обстановках неопределенности. По существу, как раз эти истории и оформляют "материал" консультирования. Так как мы не знаем, с какими клиентами и задачей столкнемся, какие будет необходимо брать на себя решения. Уверенность в собственной интуиции и адекватности чувств, убежденность в корректности принимаемых заключений и дееспособность рисковать — все эти свойства могут помочь выносить усилие, формируемое неопределенностью при частом содействии с клиентами.
Принятие собственной ответственности. Потому что почти все ситуации в консультировании появляются под контролем консультанта, он обязан чувствовать обязанность за воздействия в данных обстановках. Осознание собственной ответственности разрешает бегло и осознанно воплотить в жизнь выбор в всякий момент консультирования — соглашаться с резонами клиентов или же вступать в продуктивное противоборство. Собственная обязанность может помочь больше конструктивно понимать критику. В этих случаях критика не вызывает устройств психической обороны, а работает нужной оборотной связью, улучшающей эффективность работы и в том числе и компанию жизни.
О глубине отношений с другими людьми. Консультант должен расценивать людей — их чувства, взоры, особые черты личности, но создавать это без осуждения и наклеивания ярлычков. Подобный нрав отношений с клиентами очень важен, что не наименее идет по стопам принять во забота боязни, которые тянет основная масса людей, пробуя завязать ближайшие, теплые дела с другими. Кое-каким видится, что выражение позитивных чувств обязует, ограничивает свободу, готовит уязвимым. Кого-либо пугает неприятие партнером позитивных чувств, аномалия их, вследствие этого больше неопасной ведется отсрочка углубления межличностных отношений. Действенному консультанту чужды эти боязни, он способен бегло формулировать средства чувства перед другими людьми, в что числе и перед клиентами.
Постановка близких к реальности целей. Как правило триумф вдохновляет назначать перед собой гигантские цели, а беда, напротив — опустить ниже планку требований. Временами данный аппарат самозащиты нарушается, и за это время очень гигантская задача станет заблаговременно обречена на беду или же желание к малозначительной цели не принесет ни малейшего ублажения. Наконец, действенный консультант обязан воспринимать невсеобъемлемость собственных вероятностей. До этого всего, принципиально не забывать, что всякий консультант автономно от проф подготовки не всемогущ. В реальности ни один консультант не способен выстроить верные отношения с любым клиентами и посодействовать всем клиентам допустить их трудности. Подобный доверчивый оптимистичность имеет возможность стать предпосылкой "морозного душа" в ежедневном консультировании и каждый день вызывать чувство вины. Консультант обязан отречься от невозможного желания стать идеальным. В консультировании мы всякий раз можем исполнять собственную работу "хорошо", но не безупречно. Тот, кто не в состоянии принять невсеобъемлемость собственных вероятностей, проживает иллюзиями, что способен всецело постичь и взять в толк иного человека. Подобный консультант каждый день обвиняет себя за промахи вместо нужных уроков, и в итоге его работа неэффективна. В случае если мы допускаем личную невсеобъемлемость, то избегаем лишнего напряжения и чувства вины. За это время дела с клиентами становятся больше основательными и близкими к реальности. Верная оценка личных вероятностей разрешает назначать перед собой достижимые цели.
Обобщая оговоренные выше запросы, предъявляемые к личности консультанта, возможно признать, что действенный консультант — это взрослый человек. Чем разнообразнее у консультанта манера собственной и профессиональной жизни, что эффективнее станет его работа. Временами формулировать чувства и просто выслушивать, что говорит клиент, — это одно из лучших способов работы, но небезопасно ограничиваться лишь только подобный стратегией консультирования, иногда нужно вступать с клиентами в конфронтацию. Временами консультант идет по стопам интерпретируя его поведение, и вдохновляет клиентов беседовать о значении собственного поведения. Иногда в консультировании потребуется директивность и структурированность, а иногда возможно разрешить для себя увлечься разговором без конкретной структуры. В консультировании, как и в жизни, идти пользуюсь не формулами, а собственной интуицией и необходимостями истории. Такая одна из наиглавнейших установок взрослого консультанта.
К. Шнайдер (1992) выделяет три значимые постулата квалифицированного психического консультирования и психотерапии:
1. Собственная взрослость консультанта. Имеется ввиду, что консультант благополучно постановляет средства актуальные трудности, откровенен, терпим и искренен по отношению к для себя.
2. Общественная взрослость консультанта. Имеется ввиду, что консультант способен посодействовать людям, в преодолении их трудностей, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиенту.
Взрослость консультанта — это процесс, а не положение. Имеется ввиду, что нельзя быть взрослым всякий раз и всюду.
Описанный нами образ действенного консультанта с первого взора может показаться очень величавым и далеким от реальности. При данном навязывается заявление, что личностные особенности действенного консультанта совпадают с личностными особенностями преуспевающего человека. К подобному образу и обязан устремляться консультант, в случае если вожделеет быть не техничным ремесленником, а художником психического консультирования.
Некоторые авторы, такие как Р.Мэй, Р. Немов выделяют такой критерий, отличающий практического психолога, как эмпатия - способность к сопереживанию.
Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Эмпатия – это ведущее межличностное качество, которым обязан владеть психолог-консультант. Ключевым в данном качестве считается готовность, стремление и способность человека психологически чувствовать и воспринимать иного, глядеть на мир его глазами, на время, забывая о собственном восприятии мира, о собственной личной точке зрения. Это качество психолог-консультант показывает на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным глубже и лучше воспринимать, эффективнее ему помогать.
Эмпатия - от греч. empatheia - "сопереживание".
Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
- сопереживание - переживание собеседником тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место;
- сочувствие - переживание из-за чувств другого.
Эмпатическая способность личности возрастает с ростом жизненного опыта.
Различают три вида эмпатии:
-
эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах подражания поведению другого человека; -
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.); -
предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях.
Выводы:
-
Мной рассмотрены личностные особенности, как психологические черты личности. Психологические черты личности – это устойчивые, повторяющиеся особенности человека, определяющие его отношение к мыслям, чувствам, поведенческим реакциям, культуре, другим людям. -
Психолог-консультант должен обладать, такими особенностями как, любовь к людям, добродушие, терпение, общительность, серьезность в подходе к важному делу, способность к эмпатии, безоценочное отношение к клиенту, способность обдумывать, расценивать и избирательно применять собственную интуицию. Так же не менее важна интеллектуальность и рассудительность, оригинальность, находчивость, любознательность, спонтанность, теплота, честность и искренность, лояльность к развитию, как развитию клиента, так и к своему личному. -
Психические черты, особенности свойственные именно отечественным психологам и психотерапевтам, альтруистическая базисная установка, искренняя заинтересованность в помощи клиенту, простата в осознании человеческих задач, человечная позиция в отношении психологических аномалий (патологий)
2. Исследование личностных особенностей психолога-консультанта
2.1 Организация исследования
Цель исследования – изучить личностные особенности психолога-консультанта.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить личностные особенности студентов факультета психологии.
2. Изучить личностные особенности студентов информатики и математики
3. Сопоставить данные, полученные в ходе изучения личностных особенностей студентов факультета психологии, и студентов факультета информатики и математики.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы:
- Анализ и систематизация научных данных (при исследовании научно-теоретических положений относительно личностных особенностей психолога-консультанта)
- Тестирование «Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105)»
- Тестирование «Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)»
- t-критерия Стьюдента
В исследовании принимали участие студенты-выпускники факультета психологии и управлении человеческими ресурсами, и студенты-выпускники факультета информатики и математики БФУ им. Канта, в
Опросник 16 PF был предложен Р. Кеттеллом в1949г.на основе полученной им модели личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика имеет две эквивалентные формы А и В, каждая из которых содержит 105 вопросов, и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один. В отличие от многих других данный личностный опросник предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого.
С целью изучения уровня эмпатии студентов, нами было проведено исследование, в котором приняло участие 20 человек: 10 студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению профиля, и 10 студентов, обучающихся по направлению информатики и математики.