Файл: 024- Вернадский Г В_История России-1_Древняя Русь_1943.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2021

Просмотров: 3655

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович

Древняя Русь

История России – 1

Аннотация

Георгий Вернадский

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Жизнь и труды Г.В. Вернадского

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПРЕДЫСТОРИЯ

1. Подход к проблеме происхождения русского народа

2. Историографические замечания

3. Палеолит 37.

4. Период неолита 45.

КУЛЬТУРА АНАУ 46.

ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА 47.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

КУЛЬТУРА ОКРАШЕННЫХ КОСТЯКОВ 50.

ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА 51.

ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИБИРЬ 54.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ В ЕВРАЗИИ.

5. Медный и бронзовый века 57.

РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 60.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 66.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ 68.

ТУРКЕСТАН И СИБИРЬ 70.

Глава II. КИММЕРИЙСКАЯ И СКИФСКАЯ ЭРА (1000‑200 гг. до н.э.)

1. Переход от бронзового к железному веку

СИБИРЬ И ТУРКЕСТАН 77.

КАВКАЗ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ 81.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 84.

УКРАИНСКАЯ ЛЕСОСТЕПНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА.

СЕВЕРО‑ВОСТОЧНАЯ РОССИЯ 89.

2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91

3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111

4. Северные соседи скифов

5. Восточные соседи скифов

6. Взгляд на политическую историю Скифии

Глава III. САРМАТО‑ГОТСКАЯ ЭПОХА (200 г. до н.э.‑370 г. н.э.)

1. Выводы главы. Источники и ссылки

2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162

3. Сарматы в Южной Руси 182

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205

5. Наследство иранской эпохи в русской истории

6. Западные и северные соседи сарматов

7. Восточные славяне в сарматский период

8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период

9. Готы на Украине 294

Глава IV. ГУННО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД (370‑558 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Гуннское вторжение и гото‑антская война

3. Великое переселение и западная эмансипация аланов

4. Гуннская империя на Дунае

5. Последние годы правления Аттилы 399

6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века

7. Падение империи гуннов

8. Анты с конца четвертого до середины шестого века

9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века

10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам

Глава V. АВАРО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД, (558‑650 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Вторжение аваров и появление тюрков

3. Византия, авары и анты в правление Маврикия

4. Аваро‑славянские отношения

5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке

6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века

8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии

Глава VI. ХАЗАРО‑БУЛГАРСКИЙ ПЕРИОД, (650‑737 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Хазарский каганат 682

3. Волжские булгары

4. Литовцы и финны в Северной Руси

5. Угры и асы в Южной Руси

6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)

7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)

8. Асы и Русь в Азовском регионе

Глава VII. СКАНДИНАВЫ И РУССКИЙ КАГАНАТ, (737‑839 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси

3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе

4. Варяжско‑русская проблема

5. Первый русский каганат

6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века

7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.

8. Византия и булгары в период правления хана Крума

9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)

10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)

Глава VIII. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839‑878 гг.)

1. Русские племена в девятом веке

а) ЮГО‑ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ.

б) ЮГО‑ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ.

в) ЗАПАДНЫЕ ЗЕМЛИ

г) ЛЕСНОЙ РАЙОН ПРИПЯТИ

д) СЕВЕР

2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами

3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде

4. Русь в Приднепровье и Причерноморье

5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси

6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358

7. Обращение дунайских бoлгap 1381.

8. Киев в 870‑е гг. и взятие его Олегом

9. Заключительные замечания

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

До н.э.

н.э.

СОКРАЩЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

I. Монументальные источники

1. Эпиграфические

2. Нумизматические и сигиллографические

II. Письменные источники

1. Греческие и латинские

2. Восточные

3. Славянские

4. Англо‑саксонские и скандинавские

Государство поволжских булгар747, как и хазарское государство, процветало за счет внешней торговли и поэтому зависело от контроля над сетью торговых путей. Верхняя Волга предоставляла булгарам линию связи с Прибалтикой, а Кама — с Уралом и Сибирью. Вниз по Волге товары могли переправляться на кораблях из булгарского государства либо в Каспийское море, либо, используя волок между Волгой и Доном, к Азовскому морю. Поскольку Район нижней Волги и нижнего Дона составлял часть хазарского Государства, булгарская торговля зависела там от доброй воли хазарского кагана, и, конечно, из булгарских товаров изымалась десятая часть в соответствии с основными предписаниями Хазарии. Выясняется, что первоначально зависимость булгар от хазар была не только экономического, но и политического характера. Скорее всего поволжские булгары признавали над собой сюзеренитет хазарского кагана по крайней мере до середины восьмого века.

Чтобы приобрести экономическую независимость от хазар, булгарам нужны были новые пути торговых сообщений с югом, которые позволили бы избежать хазарского контроля. В конечном итоге им удалось установить прямую связь с Туркестаном, по яицко‑му речному пути. Арабская миссия, которая была послана из Хорезма к булгарам в 921 г., использовала яицкий путь748. Что касается Азовского и Черноморского регионов, то булгары были заинтересованы в установлении прямого торгового сообщения. Выясняется, что они время от времени совершали набеги на Тавриду; русский князь Игорь, по крайней мере в своем договоре с Византией, обещал не допускать нападений черных булгар на Тавриду749.

Булгарская орда на средней Волге вряд ли была многочисленной. Согласно Аль‑Бакри, у них было всего пятьсот глав семейств; впрочем, эта цифра относится, скорее, к количеству кланов750. Гардизи упоминает пятьсот тысяч семей, что, скорее всего, является поэтических преувеличением751. В «Худуд аль‑Алам» упоминается о двадцати тысячах булгарских всадников752.

Эта орда состояла из трех племен, или подразделений (улусов): Барзула, Ишкиль (Ашгиль) и Балгар753. Все эти три названия, по‑видимому, связаны с названиями племен или местностей на Северном Кавказе. Племя тюркского происхождения под названием балкары и сейчас существует на Северном Кавказе754. Название Берзилия (или Барсилт) упоминается в некоторых византийских источниках755. Что касается Ишкиля, то в Кабардинском районе есть деревня (аул) Искилти756. Мы можем предположить, что когда большая часть булгар двинулась на север (в седьмом веке часть этого народа осталась на Северном Кавказе, таким образом от каждого племени или улуса кто‑то мигрировал, а кто‑то оставался на прежнем месте.

Границы государства поволжских булгар могут быть определены лишь приблизительно. Как и в случае с хазарским государством, нам следует различать первоначальное ядро булгарского государства и позднейшие захваченные территории. Центр государства располагался в регионе средней Волги и Камы. Здесь находились и два главных города, Булгар и Сувар757. Они служили пакгаузами и обменными центрами как для волжского региона, так и для уральской территории. Город Булгар, или «Великий Булгар», существовал еще в тринадцатом веке. Развалины городских сооружений находятся рядом с селом Успенское Спасского района Казанской области на восточном берегу Волги тридцатью километрами ниже устья Камы758. В настоящее время руины расположены на расстоянии 6 км от берега Волги, но река изменила с тех пор свое русло; во времена процветания города он, вероятно, стоял прямо на берегу. Судя по тому, что осталось от города, он, очевидно, был большим,759 располагался на холме и защищался рвом и земляным валом. Остатки его деревянной крепостной стены можно видеть и сейчас. На южном склоне холма был внутренний замок, в котором, вероятно, располагалась резиденция хана. Сохранившиеся развалины мечетей и других каменных зданий относятся к сравнительно более позднему архитектурному стилю, возможно, двенадцатого и тринадцатого веков. Поскольку более древние руины не были обнаружены, можно полагать, что местоположение первоначального города было не здесь. Уже высказывалось предположение, что изначально город располагался в другом месте, около 70 км от «Великого Булгара» недалеко от современного города Билярска760.


Город Биляр упоминается в некоторых арабских источниках, и высказывалось предположение, что название его является искаженной формой от «Булгар»761. С другой стороны, следует заметить, что Билярск расположен не на Волге, а на Черемшане, притоке Волги, а автор «Худуд аль‑Алама» специально оговаривает, что город Булгар располагался на берегу Итила (Волги)762. Поэтому Биляр не может быть идентифицирован с Булгаром.

Что касается Сувара, то его местонахождение рядом с деревней Кузнечиха на берегу Утки, притока Волги, в Спасском районе Татарской автономной республики, то есть ниже «Великого Булгара»763.

Постепенно булгарам удалось распространить свой контроль на соседние финские племена, такие как буртасы (мордва), мари (черемисы) и др.764. Буртасы в это время были сильным племенем, способным мобилизовать десять тысяч всадников. Как мы видели,765 они сначала подчинялись хазарам, а затем булгарам. Согласно Ибн‑Русте, «у них не было вождя, чтобы править ими <...>. У них в каждом округе был один или двое старейшин, к которым они обращались за судом со своими делами» 766. Из‑за отсутствия централизованной власти у буртасов булгарам приходилось иметь дело с каждым старейшиной в отдельности и навязывать свое господство, посылая войска для сбора дани.

Мед и меха составляли главное богатство буртасов, согласно Ибн‑Русте. В связи с этим мы можем также вспомнить те сведения, что сообщал Ибн‑Хакал об эрьзя — еще одно название мордовского племени767.

Он сообщает: «Эрьзя появились [в Булгаре], спустившись вниз по реке Итиль, и привезли свои товары, но они ничего не рассказывали о своих торговых делах и о своей земле и не позволили никому сопровождать их на обратном пути домой. Именно у эрьзи приобретались соболиные и куньи меха, а также и свинец» 768.

Из этого заявления видно, что контроль над финскими племенами был важен для булгар, особенно из‑за торговли мехами. Примечательно, что вплоть до десятого века у булгар не было монет, а в качестве валюты использовались куски меха769.

Можно предположить, что вдобавок к взаимоотношениям с финнами булгары находились в контакте с некоторыми племенами асов и асо‑славян. Ибн‑Фадлан говорит, что у царя булгар был вассал, известный как царь Аскал, то есть царь племени аскалов770. Вполне вероятно, что аскалы жили в районе реки Оскол и могли быть отождествлены с племенем опали‑ас771. Ниже мы увидим,772 что асы, жившие в районе верхнего Донца, к восьмому веку была под контролем мадьяр. Булгарский контроль над этим регионом, возможно, предшествовал мадьярскому господству, и территория Оскола стала позднее спорной областью для двух народов. В любом случае, между мадьярами и булгарами, по всей вероятности, были какие‑то отношения, и примечательно то, что имя булгарского хана Алмуша,773 который принимал у себя Ибн‑Фадлана в 992 г., звучит по‑венгерски. Оно идентично имени видного мадьярского воеводы девятого века774. К десятому веку основная мадьярская орда ушла в регион среднего Дуная, и в это время больше не было прямых контактов между двумя народами. Поэтому мы можем оценивать появление мадьярского имени у булгарского хана в десятом веке как пережиток старой традиции.


Что касается организации экономики у булгар, то особую важность имела внешняя торговля; большая часть доходов поступала в казну от сбора таможенных пошлин. Как и в хазарском государстве, иностранные купцы платили десятипроцентную пошлину ad valorem (по стоимости — лат.)775. Другой важной отраслью булгарской экономики было коневодство. Согласно Ибн‑Русте, «когда кто‑то из их мужчин женился, царь забирал у него коня или двух»776. Вдобавок, они также занимались земледелием. Выращивались пшеница, ячмень и просо777.

Благодаря высокому уровню экономического развития булгары пользовались среди соседей репутацией богатого народа. Вот характерная история в русской «Повести временных лет» о походе князя Владимира на булгар в 985 г. Несмотря на победу в первом бою, воевода Владимира Добрыня посоветовал ему заключить мир. "Сказал Добрыня: «Я видел пленников, которые все обуты в сапоги. Они не будут платить нам дани. Давай лучше поищем противника в лаптях». И Владимир заключил мир с булгарами"778.

Сведения о булгарских властях и правительстве довольно скудны. Согласно арабским источникам титул правителя был «малик» (царь), что, вероятно, является переводом тюркского титула «хан»779. Согласно Ибн‑Фадлану, имя хана, правившего в 921 ‑922 гг., было Алмуш, сын Шилки780. В другом месте заметок Ибн‑Фадлана это имя, в соответствии с версией Якута, звучит следующим образом: «Алмуш, сын Шилки, Блтвар»781. В Месхедском манускрипте, в том же фрагменте имя обозначено как «Хасан, сын Блтвара»782. О.И. Сенковский и Ч.М. Фраен оба толковали слово «Блтвар» не как собственное имя, а как титул булгарского правителя, и объясняли его как искаженный славянский термин «владавац» (правитель)783. Это слово до сих пор существует в сербском языке, но его нет в русском, что делает такое объяснение сомнительным. Должно быть предложено какое‑то другое объяснение. По моему мнению, «Блтвар» — сложное слово, состоящее из двух слов: «бл» и «твар». Первое слово, «бл», возможно, читается как «был». Это слово встречается в форме «быль» в знаменитом «Слове о полку Игоревом» (1185)784. Его значение соответствует слову «бойл», употреблявшемуся дунайскими булгарами, от которого происходит русский термин «боярин»785.

Чтобы разъяснить вторую часть слова, «твар», нам тоже следует обратиться к терминологии дунайских булгар. Согласно Анастасию Библиотекарю, один из булгарских послов, прибывших в Константинополь в 869 г., чтобы принять участие в Церковном Соборе, состоявшемся в этом году, носил титул «табар»786. Здесь мы имеем со всей очевидностью тот же термин, что и «твар», только в слегка отличной транскрипции. Таким образом, «Блтвар» поволжских булгар — это составной титул, который следует читать: «был тавар».


4. Литовцы и финны в Северной Руси


В предыдущем рассказе мы уделяли главное внимание судьбам Южной Руси. В какой‑то степени нас вынудил к такому подходу тот факт, что как в византийских, так и восточных источниках слишком мало сведений о Северной Руси. Однако, даже безотносительно к различию в объеме информации, касающейся юга или севера, политическая важность событий в причерноморских степях склоняет исследователя русской истории отдать предпочтение югу — в определенной мере и до определенного периода. Несомненно, что анты были наиболее сильным из проторусских племен, и столь же несомненно, что они были тесно связаны с причерноморскими землями, как экономически, так и политически. С другой стороны, однако, мы не должны забывать, что некоторые из славянских племен в раннюю эпоху стали продвигаться на север; к примеру, миграция склавен (словене) в район озера Ильмень может быть датирована концом четвертого века787. С возрастанием товарооборота в Прибалтийском регионе в седьмом и восьмом веках — в районе, эксплуатировавшемся скандинавами, — и с усилением влияния торговой империи поволжских булгар,788 северные русские племена оказались на пересечении важных торговых путей.


В своем продвижении к озеру Ильмень славяне вклинились между некоторыми литовскими и финскими племенами789. Достигнув истоков Волги, а затем продолжая экспансию Верхневолжья в главном восточном направлении, славяне вступили в более тесные отношения с различными финскими племенами. Чтобы получить определенное представление об обстоятельствах этой ранней славянской экспансии в Северной Руси, нам следует рассмотреть ее основной исторический и этнический фон, и поэтому сказать несколько слов о литовцах и финнах, которые были аборигенами в этих северных землях. В письменных источниках очень мало информации по этому предмету, и исследователь оказывается в зависимости, главным образом, от лингвистических и археологических источников, а также от данных сравнительной этнографии.

Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской семьи, которая ближе к славянской группе, чем к какой‑либо другой, с лингвистической точки зрения790. Это обстоятельство упростило контакт между славянским и литовским языками в ранние периоды, но в то же время затруднило для филологов и историков возможность определить взаимодействие языков. Поскольку в литовском языке много слов, сходных со славянскими, и наоборот, схожесть во многих случаях может быть вызвана скорее общностью балто‑славянских корней, чем влиянием одного языка на другой. Соглашаясь, что следует подходить к этой проблеме с большой осторожностью, надо сказать, что исследование словарного состава обоих языков обнаруживает много слов, несомненно перешедших из одного языка в другой791.

Среди литовских слов, заимствованных русскими, первым следует упомянуть слово «янтарь». Янтарь был основным предметом прибалтийской торговли в древние времена, и он экспортировался из районов, контролировавшихся предками литовцев. Лингвистическое заимствование, в данном случае, просто отражает собой область торгового взаимодействия. Следующие русские слова, так же предположительно, заимствованы из литовского языка: ковш, кувшин, пуня, ендова. Что касается славянских слов в литовском языке, многие из них были заимствованы в период с тринадцатого по шестнадцатый век, когда Западная Русь была частью Великого княжества Литовского. Однако, некоторые из этих слов, возможно, представляют собой заимствования более ранних лет.

Мы укажем несколько слов, имеющих отношение к пище и земледелию, таких как литовское asetras, русское «осетр»: ikrai, русское «икра»; bartys, русское «борть»; kasa, русское «коза». Некоторые слова, относящиеся к городской жизни и торговле, также показательны, например, литовское miestas, западно‑русское «место» (город); svetlycia, русское «светлица»; miera — «мера».

Поскольку литовцы в их продвижении на север вошли в контакт с финнами (от которых позднее были частично отрезаны из‑за проникновения славян), естественно, финский язык испытал значительное влияние литовского792. Результатом этого стало то, что многие финские слова имеют литовские корни: такие, например, как tutar («дочь») от литовского dukter; silta («мост») от литовского tilta; tuohi («береста») от литовского toszis и т.д.


Взаимоотношения между литовцами и славянами и литовцами и финнами могут быть также проиллюстрированы данными археологии. В связи с этим нам следует в первую очередь рассмотреть археологические свидетельства для исследования древней литовской цивилизации, как таковой793. На протяжении последних нескольких десятилетий русскими и литовскими археологами проводились раскопки значительного количества курганов и городищ, датирующихся седьмым — десятым веками, на территории раннего расселения литовцев, то есть в районах Вильно, Ковно, Сувалок и в Курляндии. Древние литовские городища обычно располагались на крутых берегах рек или озер, чтобы сделать поселение недоступным для неожиданного нападения. Подступы, в случае необходимости, укреплялись земляным валом и рвом. Литовские курганы обычно очень низкие. В отдельных районах, как, например, в западной Курляндии, вовсе не было могильных холмов. Поскольку известно, что в дославянский период литовские племена распространились на восток за Смоленск вплоть до Оки,794 некоторые из древних курганов Смоленской и Калужской областей могут рассматриваться как литовские.

С приходом славян их народ часто расселялся в городах, ранее находившихся во владении литовцев, поэтому в некоторых городищах древности более раннего слоя — литовские, а верхнего слоя — славянские. Одним из наиболее важных городищ такого типа является знаменитый Гнездовский могильник под Смоленском795. На этой территории насчитывается более тридцати восьми сотен курганов, большинство из них низкие, но некоторые достигают семя метров в высоту. Будучи расположенным на пересечении нескольких важных торговых путей, Гнездово, по всей вероятности, играло большую роль в развитии северо‑западных земель еще в сарматский период, но большинство вещей из раскопанных к настоящему времени захоронений относятся к девятому и десятому векам. Гнездовские древности этого периода являются славянскими, скандинавскими и восточными — свидетельство того, что круг торговых связей гнездовских купцов был широк.

Группа захоронений, относящихся к седьмому и восьмому векам и обнаруженных в некоторых курганах Гнездовского могильника, представляет также большую важность, поскольку эти захоронения содержат ряд предметов того же типа, что и предметы, обнаруженные в Азовском и Северокавказском регионах. Это указывает на возможность торговых отношений между Гнездово и юго‑востоком даже в тот ранний период. Возможно, рынок в Верхнем Салтове на верхнем Донце был местом встречи гнездовских купцов, с одной стороны, и аланских (асских) купцов, — с другой. Собственно литовские древности обнаружены в самых ранних курганах Гнездовского могильника, особенно в тех, что расположены на берегу реки Ольши, возле деревни Батеки; эти курганы были исследованы в 1922 г.796