Файл: 024- Вернадский Г В_История России-1_Древняя Русь_1943.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2021

Просмотров: 3632

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович

Древняя Русь

История России – 1

Аннотация

Георгий Вернадский

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Жизнь и труды Г.В. Вернадского

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПРЕДЫСТОРИЯ

1. Подход к проблеме происхождения русского народа

2. Историографические замечания

3. Палеолит 37.

4. Период неолита 45.

КУЛЬТУРА АНАУ 46.

ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА 47.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

КУЛЬТУРА ОКРАШЕННЫХ КОСТЯКОВ 50.

ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА 51.

ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИБИРЬ 54.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ В ЕВРАЗИИ.

5. Медный и бронзовый века 57.

РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 60.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 66.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ 68.

ТУРКЕСТАН И СИБИРЬ 70.

Глава II. КИММЕРИЙСКАЯ И СКИФСКАЯ ЭРА (1000‑200 гг. до н.э.)

1. Переход от бронзового к железному веку

СИБИРЬ И ТУРКЕСТАН 77.

КАВКАЗ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ 81.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 84.

УКРАИНСКАЯ ЛЕСОСТЕПНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА.

СЕВЕРО‑ВОСТОЧНАЯ РОССИЯ 89.

2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91

3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111

4. Северные соседи скифов

5. Восточные соседи скифов

6. Взгляд на политическую историю Скифии

Глава III. САРМАТО‑ГОТСКАЯ ЭПОХА (200 г. до н.э.‑370 г. н.э.)

1. Выводы главы. Источники и ссылки

2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162

3. Сарматы в Южной Руси 182

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205

5. Наследство иранской эпохи в русской истории

6. Западные и северные соседи сарматов

7. Восточные славяне в сарматский период

8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период

9. Готы на Украине 294

Глава IV. ГУННО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД (370‑558 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Гуннское вторжение и гото‑антская война

3. Великое переселение и западная эмансипация аланов

4. Гуннская империя на Дунае

5. Последние годы правления Аттилы 399

6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века

7. Падение империи гуннов

8. Анты с конца четвертого до середины шестого века

9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века

10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам

Глава V. АВАРО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД, (558‑650 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Вторжение аваров и появление тюрков

3. Византия, авары и анты в правление Маврикия

4. Аваро‑славянские отношения

5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке

6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века

8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии

Глава VI. ХАЗАРО‑БУЛГАРСКИЙ ПЕРИОД, (650‑737 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Хазарский каганат 682

3. Волжские булгары

4. Литовцы и финны в Северной Руси

5. Угры и асы в Южной Руси

6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)

7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)

8. Асы и Русь в Азовском регионе

Глава VII. СКАНДИНАВЫ И РУССКИЙ КАГАНАТ, (737‑839 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси

3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе

4. Варяжско‑русская проблема

5. Первый русский каганат

6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века

7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.

8. Византия и булгары в период правления хана Крума

9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)

10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)

Глава VIII. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839‑878 гг.)

1. Русские племена в девятом веке

а) ЮГО‑ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ.

б) ЮГО‑ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ.

в) ЗАПАДНЫЕ ЗЕМЛИ

г) ЛЕСНОЙ РАЙОН ПРИПЯТИ

д) СЕВЕР

2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами

3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде

4. Русь в Приднепровье и Причерноморье

5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси

6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358

7. Обращение дунайских бoлгap 1381.

8. Киев в 870‑е гг. и взятие его Олегом

9. Заключительные замечания

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

До н.э.

н.э.

СОКРАЩЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

I. Монументальные источники

1. Эпиграфические

2. Нумизматические и сигиллографические

II. Письменные источники

1. Греческие и латинские

2. Восточные

3. Славянские

4. Англо‑саксонские и скандинавские


5. Угры и асы в Южной Руси


Как мы видели,837 угорские племена, которые мигрировали с Урала и зауральского региона на Северный Кавказ, покорились гунно‑булгарам и, частью, хазарам. После распада Великой Булгарии северокавказские угры, по крайней мере — племя сарагутов (белых угров в русских летописях), двинулись на северо‑запад в причерноморские степи. Долгое время считалось, что угры, иначе — мадьяры, оставались в южнорусских степях недолго. Это предположение было основано на неверном понимании пассажа из 38‑й главы труда Константина Багрянородного «De Administrando Imperii». Из всех опубликованных изданий этого труда выясняется, что тюрки (так Константин называл мадьяр) жили совместно с хазарами, оказывая последним поддержку во всех войнах, в течение трех лет838. В соответствии с этим было высказано предположение, что мадьяры провели в южнорусских степях если и не буквально три года, то, в любом случае, краткий отрезок временя? Однако недавно Анри Грегуар доказал, что при издании книги Константина допущена ошибка: надо читать «триста лет» вместо «три»839.

Поскольку мадьяры пришли в Венгрию в конце девятого века, можно предположить на основании утверждения Константина, что они оставили свои северокавказские жилища и направились в южнорусские степи в конце шестого или в начале седьмого века. Конечно, число «триста лет» — приблизительное, и если мы пытаемся распознать, какое событие вынудило угров покинуть Северный Кавказ, то мы, естественно, имеем в виду падение Великой Булгарии с последующей массовой миграцией как булгарских, так и угорских племен. Верной поэтому представляется датировка первой угорской Landnahme второй половиной седьмого века.

Топонимические и археологические доказательства также свидетельствуют, что мадьяры оставались в Южной Руси длительный период, который может быть измерен скорее десятилетиями и веками, нежели годами840. Если бы они только промаршировали по черноморским степям, не оставаясь там на несколько десятилетий, они бы вряд ли оставили так много следов в названиях местностей и в курганных захоронениях.

Давайте сперва рассмотрим топонимику. Константин Багрянородный называет страну, занятую мадьярами, «Лебедией»841. В связи с этим следует упомянуть следующие названия южнорусских местностей и рек, поскольку некоторые из них сохраняют намять о древней Лебедии: Лебедин, деревня в Шигиринском уезде Киевской губернии; Лебедин в Браславской губернии (записано в шестнадцатом веке);842 Лебедин в Харьковской губернии; Лебедянь в Тамбовской губернии; река Лыбедь, впадающая в Днепр под Киевом; две реки с таким же названием соответственно в Черниговской и Рязанской губерниях. Примечательно, что первый в перечне Лебедин находится недалеко от истока реки Ингул, а Константин упоминает реку Чингилус в Лебедии, которая могла обозначать либо Ингул, либо Ингулец843. В дополнение к названию Лебедии в топонимике можно обнаружить следы племенного названия мадьяр (угры). Так, около древнего Киева было место, известное как Угорское844. В «Книге Большому Чертежу» упоминается река Угрин, приток реки Уда, которая, в свою очередь, является притоком Донца845. Один из притоков Оки также называется Угра. Возможно, что такие названия городов как «Кут» или те, в составе названий которых есть «кут», ‑ мадьярского происхождения: kut значит «колодец» по‑венгерски (это слово означает «угол» по‑украински). Мы можем указать здесь Кут Свежков Валковского уезда и Красный Кут Богодуховского уезда (оба — в Харьковской губернии).


Рассматривая вышеприведенные данные топонимики, мы видим, что много названий, которые, возможно, имеют мадьярское происхождение, относятся к региону верхнего Донца (бывшая Харьковская губерния); другая группа названий связана с Киевской губернией и бассейном рек Ингул и Ингулец. Можно предположить что мадьяры сначала концентрировались в верховьях Донца, а затем в районе Ингула. Что касается реки Угры, она находится к северу от района верхнего Донца, и вполне вероятно, что если на Угре было мадьярское поселение, то оно представляло собой гарнизон для защиты северных границ.

Необходимо отметить, что Н. Феттих и В.В. Арендт недавно определили, что некоторые древности, обнаруженные в ряде поселений и могильников Харьковской, Тамбовской и Воронежской губерний, являются мадьярскими846. К этой группе относятся городища в Верхнем Салтове, Ляде, Воробьеве и Гаевке. Знаменитый Черниговский рог также, согласно д‑ру Феттиху, относится к мадьярской археологической сфере. Следовательно, археологические свидетельства совпадают с топонимикой, хотя и частично. Вместе данные археологии и топонимики подтверждают, до определенной степени, наше предположение, что период мадьярского контроля над Южной Русью был продолжительным.

Особое внимание должно быть уделено району верхнего Донца, включая бассейн реки Оскол, — месту расселения спали‑асов847. Именно в этом регионе мы можем предположительно определить местонахождение народа аскалов, которые когда‑то, согласно Ибн‑Фадлану, были под контролем у поволжских булгар848. Этот народ аскалов, возможно, был связан с кланом Ашкала, который упоминают как Ибн‑Руста, так и Гардизи849. Они пишут, что эта страна была на границе мадьярских владений, но принадлежала поволжским булгарам. Мы можем предположить, что страна аскалов, или ашкалов (то есть, в нашей интерпретации, район верхнего Донца), видимо, какое‑то время была под контролем поволжских булгар, но позднее мадьяры захватили ее. К началу восьмого века она, вероятно, принадлежала мадьярам, о чем свидетельствуют находки мадьярских древностей в Верхнем Салтове.

Выясняется, что мадьяры, после того как мигрировали из северокавказских земель, сконцентрировались сначала в районе Донца, а позднее двинулись в район Ингула.

Мадьярская орда, согласно Константину Багрянородному850, состояла из семи кланов, или ogus. Вожди имели титул «воевода», это слово заимствовано из славянского языка. Первого воеводу звали Лебедиас. Можно предположить, что это не личное имя, а название клана851. «Лебедь» — русское слово; liba значит «гусь» по‑венгерски. Параллель с еще одним финно‑угорским племенем, вотяками, будет здесь весьма кстати. Еще в древние времена каждый клан вотяков имел свой собственный vorshud («тотем»)852, которому и поклонялся. Мы видели853, что птицы играли значительную роль в мифологии древних финно‑угорских племен. Примечательно, что многие названия кланов у вотяков854 произошли от названия птиц (а также растений). Так, varzia значит «ворона» по‑мордовски; chola (или tsola) — это «рябчик» по‑русски; iubera — «дрозд»; chabia (ср. chabei) — «пшенка». Поскольку обычаи разных финно‑угорских племен имеют много общего между собой, мы позволим себе провести определенные аналогии между вотяками и мадьярами. Между прочим, в Казанском музее есть изображение лебедя среди вотякских культовых древностей855. Более того, наше внимание может быть привлечено тем фактом, что лист лебеды имеет очертания и форму гусиной (или лебединой) лапы, а гусиная лапа была излюбленным мотивом орнамента у финно‑угорских древностей в пьяноборском и подобных ему типах. К примеру, в коллекции Заусайлова в Хельсинки есть несколько подвесок, имеющих форму гусиной лапы. Подобные же подвески были найдены в могильнике «Атамановы кости» в бассейне Камы856.


Помимо воеводы, в клане Лебедиаса источники отмечают еще два имени или титула мадьярских вельмож. Константин Багрянородный называет их gyla (Γνλαζ) и karkhan (Καρχαν)857. В восточных источниках эти имена передаются как gila (или jila) и kende (kender)858.

Можно ли полагать, что karkhan у Константина представляет из себя стяжение kender‑kagan (kender‑khan)? В любом случае, я Склонен считать эти названия также именами кланов. Теперь, имея в виду происхождение имени Лебедиас либо от «лебедь», либо от «лебеда», не могли бы мы объяснить названия кланов gila и kende тем же путем и допустить, что каждое из них произошло от названия соответствующего кланового тотема? Что касается первого, то, возможно, тотемом была птица; gila значит «горлица» по‑венгерски, что можно сравнить с упомянутым выше chola («рябчик») у вотяков. Что касается клана kende, представляется возможные что это был растительный тотем. Kender значит «конопля» по‑венгерски. Мы видели859, что один из хазарских чиновников был известей как Кендер‑Каган, и этот титул мы можем сопоставить с мадьярским Kender или Karkhan. Я считаю возможным, что в хазарском государстве титул Кендер‑Каган первоначально относился к предводителю мадьярского вспомогательного отряда, а позднее сохранился в Хазарии по традиции.

Мадьярская орда не была многочисленной. Согласно Ибн‑Руста их армия состояла из десяти тысяч всадников860; Гардизи удваивает это число861. Если даже мы примем число, называемое Гардизи, то весь мадьярский народ мог составлять в то время не более чем сто тысяч мужчин и женщин. Ввиду этого представляется едва ли возможным, что с приходом мадьяр коренное население было полностью вытеснено из причерноморских степей. Должно быть, большинство из них осталось, подчинившись господству мадьяр.

Так, вероятно, и произошло с асо‑иранцами и асо‑славянами (антами) в регионе Дона‑Донца. Между прочим, мадьяры, видимо, были в близком контакте с северокавказскими асами (предками осетинов) еще до миграции в Южную Русь.

Есть некоторые лингвистические свидетельства, указывающие на обоюдные взаимоотношения между мадьярами и асами (как иранскими, так и славянскими).

Можно привести здесь следующие осетинские (асские) слова, заимствованные мадьярами862:

Венгерский язык

Осетинский язык


Aladar («сотник»)

Aeldar («князь», «правитель»)


Legeny («юноша», «воин»)

Laeg («мужчина»)


Kard («меч»)

Kard («меч»)


Vert («щит»)

Vart («щит»)



Вышеприведенные слова относятся к военной организации. Еще одна группа слов имеет отношение к торговле и путям сообщения а именно следующие:

Венгерский язык

Осетинский язык


vendeg («чежестранец», «пришелец)»

faendag («дорога»)


hid («мост»)

khid («мост»)


gazdag («богатый»)

haezdug («богатый»)


jizet («платить»)

jid («платить»)


uveg («стекло»)

avg («стекло»)



В качестве дополнения мы отметим венгерское слово asszony («женщина»), которое можно сравнить с осетинским aekhsin, khsin («госпожа»); это идентично аланскому слову khsina, которое нам известно в греческой транскрипции (χστνα)863.


Что касается славянских слов, заимствованных мадьярами864, их число очень велико, но часть из них была привнесена в более поздний период, когда мадьяры расселились в Венгрии. С другой стороны, некоторые славянские слова, должно быть, вошли в венгерский язык во время пребывания мадьяр в Южной Руси, и, по крайней мере, одно из них, «воевода», упоминается Константином865. Слово «закон» (Zakanon) употреблялось, согласно Константину, хазарами, но представляется вполне вероятным, что им пользовались также и мадьяры866. К этой группе древних заимствований из славянского языка относятся также следующие венгерские слова: rab («раб») и jarom («ярмо», «ярем»). Многие венгерские слова, заимствованные из славянского языка, относятся к сельскому хозяйству, как например: borona, kosa, lopata, proso, rozs, len, kapusta, repa и т.д.867.

Характер мадьярского господства над анто‑славянскими племенами в Южной Руси, вероятно, был различным в разных случаях. Некоторые антские общины, видимо, приняли сторону мадьяр добровольно, и им, возможно, было позволено сохранить собственно организацию и воевод; таким путем титул «воевода» мог перейти от славян к мадьярам. Однако в целом подчинение славян очевидно было полным, и мадьярский контроль действительно оказался тяжелым для них. Ибн‑Руста говорит, что мадьяры правили славянами, своими соседями, и накладывали на них такую тяжкую дань, как будто славяне находились на положении военнопленных868. Согласно Гардизи, мадьяры полностью поработили славян, которых они считали своими рабами и от которых они получали продовольствие869.

Помня об этом, мы сможем лучше понять соотношение венгерского слова dolog н русского слова «долг». Первое из них значат «работа», «труд». Мадьяры вербовали славян для «работы», выполнять которую было их «долгом». Соотношение венгерского dolog и русского «долг» может быть также интерпретировано в том смысле, что в некоторых случаях славянский крестьянин обязан был исполнять «работу» в оплату за те средства (например, лошадь), которые он получал от своего мадьярского господина. Если так, то мы имеем здесь раннюю форму установления труда по договору, прототип закупа в Киевский период или кабалы в монгольскую эпоху870.


6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)


От судьбы восточных антов мы перейдем к истории западных антов на Балканском полуострове. Как мы уже знаем871, западные анты вынуждены были подчиниться булгарской орде Аспаруха. Аспарух подошел к нижнему Дунаю около 650 года. Выясняется, что сначала только часть булгарских кланов (ogus) под его командованием пришла с ним, но постепенно за ними последовали и другие кланы, ведя арьергардные бои с хазарами и уграми, так что потребовалось два десятка лет, прежде чем вся орда сконцентрировалась на нижнем Дунае. Даже после этого орда Аспаруха вряд ли была многочисленной и могла держать под контролем местное население, готовое, вероятно сотрудничать с ордой. Часть дунайских антов, видимо, отступила на север при приближении булгар, но большая часть антских племен на Балканском полуострове признала булгарское господство, которое, во всяком случае было менее тяжким, нежели аварское. Поскольку у нас нет точного информации об организации булгарского контроля над антами мы можем предположить, исходя из аналогий (у аваров и мадьяр), что анты обязаны были набирать вспомогательные войска для булгар, а также обеспечивать их сельскохозяйственными продуктами в виде дани872. Представляется, что анты не сильно обременялись налогами и их положение под булгарами было явно лучше, чем у их сородичей в Византийской империи, поскольку позднее антское население Фракии проявило готовность оказать поддержку булгарам против греков.


Во время оккупации нижнедунайского региона Аспарухом Византийская империя находилась в состоянии упадка по причине как внутренних беспорядков, последовавших после смерти Ираклия (641 г.), так и из‑за постоянных арабских набегов на восточные провинции империи. Вследствие этого константинопольское правительство оказалось не в состоянии защищать дунайскую границу и, в лучшем случае, могло как‑то сдерживать славянские племена, живущие во Фракии и Македонии.

В 658 г. император Констанций, внук Ираклия, послал войска в места славянских поселений в Македонии, известные как Склавения873. К этому времени славянам, чьи жилища располагались на берегах реки Стримон (Вардар), удалось установить контроль над частью Эгейского побережья, они постоянно перехватывали византийские корабли, курсирующие между Салониками и Константинополем, причиняя большой ущерб зерновым поставкам в столицу. Славянам даже хватало дерзости, чтобы нападать на Салоники. Именно этих славянских пиратов хотел наказать Констанций. Согласно Феофану Исповеднику, славяне были покорены. Под этим Феофан, видимо, подразумевал то, что они согласились прекратить набеги, платить дань и поставлять вспомогательные части в армию. Такие славянские части были не всегда надежными. Так, в 665 г., во время войны против арабов все славянское войско, составлявшее часть византийской армии, дезертировало и перешло на арабскую сторону. Около пяти тысяч этих славян было расселено в Сирии по приказу арабского главнокомандующего874.

В 672 г. халиф Муавия послал мощный флот на Константинополь. Все лето 673 г. город был под арабской блокадой, но к сентябрю этого года грекам удалось опять нанести поражение вражескому флоту с помощью устройства, известного как «греческий огонь»875.

Как мы видели, первый случай применения византийскими военными огнеметного приспособления имел место в 516 г.876, но, вероятно, позднее формула состава огненной смеси была утеряна. Теперь же она была вновь открыта и усовершенствована сирийским инженером Калиникосом877. Хотя в результате морской победы византийцев опасность, нависшая над столицей, была устранена, война продолжалась еще несколько лет, вплоть до 678 г., когда был заключен мирный договор между империей и халифатом сроком на тридцать лет878. Только после этого император Константин IV, сын Констанция, смог уделить внимание балканским делам.

В 679 г. он организовал хорошо спланированную экспедицию к устью Дуная, надеясь разбить булгар комбинированным ударом с земли и с моря. Экспедиция, однако, потерпела неудачу879. Булгары отступили, частью на остров Пеус, частью к болотам в районе нижнего Дуная, и там ожидали нападения византийцев. Стесненная неудобством местности, византийская армия приготовилась к систематической осаде булгарских укрытий. Император терял терпение, к тому же у него был тяжелый случай подагры. Поэтому он отправился для лечения в Месембрию к минеральным источникам. Его отъезд деморализовал армию, которая вскоре начала отступление. Булгары быстро перехватили инициативу; они пересекли Дунай и, не встречая сопротивления, захватили две византийские провинции: Скифию (Добруджу) и Нижнюю Мёзию. Население этих провинций в то время состояло большей частью из славян. В связи с этим Феофан упоминая племя, известное как «Семь кланов», и еще одно, называвшееся северяне (Σεβερειζ)880. Эти племена следует считать антскими881; они уступили Аспаруху без боя. Так было заложено основание для нового булгаро‑славянского государства на Балканском полуострове, современной Болгарии. Аспарух перенес свою ставку с острова Пеус в Абоба‑Плиску, что на полпути между современными Варной и Тутраканом. Со временем здесь был построен дворец, и вокруг него вырос город, первая столица булгарских ханов на Балканской земле.