Файл: 024- Вернадский Г В_История России-1_Древняя Русь_1943.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2021

Просмотров: 3407

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович

Древняя Русь

История России – 1

Аннотация

Георгий Вернадский

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Жизнь и труды Г.В. Вернадского

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПРЕДЫСТОРИЯ

1. Подход к проблеме происхождения русского народа

2. Историографические замечания

3. Палеолит 37.

4. Период неолита 45.

КУЛЬТУРА АНАУ 46.

ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА 47.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

КУЛЬТУРА ОКРАШЕННЫХ КОСТЯКОВ 50.

ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА 51.

ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИБИРЬ 54.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ В ЕВРАЗИИ.

5. Медный и бронзовый века 57.

РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 60.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 66.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ 68.

ТУРКЕСТАН И СИБИРЬ 70.

Глава II. КИММЕРИЙСКАЯ И СКИФСКАЯ ЭРА (1000‑200 гг. до н.э.)

1. Переход от бронзового к железному веку

СИБИРЬ И ТУРКЕСТАН 77.

КАВКАЗ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ 81.

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 84.

УКРАИНСКАЯ ЛЕСОСТЕПНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА.

СЕВЕРО‑ВОСТОЧНАЯ РОССИЯ 89.

2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91

3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111

4. Северные соседи скифов

5. Восточные соседи скифов

6. Взгляд на политическую историю Скифии

Глава III. САРМАТО‑ГОТСКАЯ ЭПОХА (200 г. до н.э.‑370 г. н.э.)

1. Выводы главы. Источники и ссылки

2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162

3. Сарматы в Южной Руси 182

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205

5. Наследство иранской эпохи в русской истории

6. Западные и северные соседи сарматов

7. Восточные славяне в сарматский период

8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период

9. Готы на Украине 294

Глава IV. ГУННО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД (370‑558 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Гуннское вторжение и гото‑антская война

3. Великое переселение и западная эмансипация аланов

4. Гуннская империя на Дунае

5. Последние годы правления Аттилы 399

6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века

7. Падение империи гуннов

8. Анты с конца четвертого до середины шестого века

9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века

10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам

Глава V. АВАРО‑АНТСКИЙ ПЕРИОД, (558‑650 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Вторжение аваров и появление тюрков

3. Византия, авары и анты в правление Маврикия

4. Аваро‑славянские отношения

5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке

6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века

8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии

Глава VI. ХАЗАРО‑БУЛГАРСКИЙ ПЕРИОД, (650‑737 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Хазарский каганат 682

3. Волжские булгары

4. Литовцы и финны в Северной Руси

5. Угры и асы в Южной Руси

6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)

7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)

8. Асы и Русь в Азовском регионе

Глава VII. СКАНДИНАВЫ И РУССКИЙ КАГАНАТ, (737‑839 гг.)

1. Предварительные замечания

2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси

3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе

4. Варяжско‑русская проблема

5. Первый русский каганат

6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века

7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.

8. Византия и булгары в период правления хана Крума

9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)

10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)

Глава VIII. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839‑878 гг.)

1. Русские племена в девятом веке

а) ЮГО‑ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ.

б) ЮГО‑ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ.

в) ЗАПАДНЫЕ ЗЕМЛИ

г) ЛЕСНОЙ РАЙОН ПРИПЯТИ

д) СЕВЕР

2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами

3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде

4. Русь в Приднепровье и Причерноморье

5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси

6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358

7. Обращение дунайских бoлгap 1381.

8. Киев в 870‑е гг. и взятие его Олегом

9. Заключительные замечания

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

До н.э.

н.э.

СОКРАЩЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

I. Монументальные источники

1. Эпиграфические

2. Нумизматические и сигиллографические

II. Письменные источники

1. Греческие и латинские

2. Восточные

3. Славянские

4. Англо‑саксонские и скандинавские

1173 1177. Cross, p. 143.


1174 1178. См. Гл. VI, 8.


1175 1179. См. Гл. IV, 8.


1176 1180. Niederle, IV, 182 — 186.


1177 1181. Idem, pp. 189 — 191; П. Рыков, «Юго‑восточные границы радимичей», Cap. Унив., X, 3, 39 — 53.


1178 1182. M.Хрущевский, «Допытання про розееленне вятичей», НТС, 118 (неприемлемо для меня); Niederle, IV, 191 — 197.


1179 1183. Niederle, IV, 1.93; Шахматов, Поселения.


1180 1184. См. Гл. VI, 8.


1181 1185. Готье, 228. Столь же скептичны И. И. Ляпушкин, «Славяно‑русские поселения IX‑X вв. на Дону и Тамани», ИИМ, 6 (1940), 89 — 92, и A.H. Насонов, «Тмутаракань», ИЗ, VI, (1940), 80. См., однако, В. Мавродин, «По поводу одной теории о местоположении Тмутаракани», ПИДО, N9‑10 (1936), о кагором я знаю по ссылке Насонова; также, В. Мавродин, «Славяно‑русское население нижнего Дона и Северного Кавказа в Х — XIV веках», ПИГ, II (1939), прорецензировано И. Ляпушкиным, BДИ, 1 (1940), 150 — 153.


1182 1186. См. Гл. IV, 8.


1183 1187. См. Гл. IV, 5.


1184 1188. Орлов, cc. I — 2; А. Спицын, «Тмутараканский камень», ОРСА, 9 (1915), 103‑132.


1185 1189. О ранних археологических исследованиях Таманского полуострова см.: Герц, П; Minus, pp. 21 — 24, 566; о недавних исследованиях см.: А. С. Башкиров, «Археологическое обследование Таманского полуострова летом 1927 года», ИАИ, III (1928), 71‑86; Д. Эдинг, «Экспедиционная работа московских археологов в 1937 году», ВДМ, I (1941), cc. 220 — 222. Скудность памятников может быть частично объяснена изменением уровня моря, в результате чего части древних городищ оказались покрыты водой. См.: Герц, I, 48 и ВДИ I, (1938), с. 141.


1186 1190. Гаркави, с. 38, 76.


1187 1191. Барсов, сс. 147 — 152; Хрущевский, I, 170 — 174; О6 археологических свидетельствах см. H. Макаренко, «Отчет об археологических исследованиях в Полтавской губернии», АК, 22 (1907), 38 — 90; Д. Самоквастов, Могилы русской земли (Москва, 1908), ее. 188 — 200; его же «Северянские курганы», TAG, III, 1.


1188 1192. Рыбаков, с. 337.


1189 1193. Готье, сс. 226 — 227.


1190 1194. Арциховский, Курганы; П.М. Еременко и А.А. Спицын, «Радимичские курганы», РАО, 8 (1895); Б.А. Рыбаков, «Радзимичы», БАН, III (1932); Греков, с. 28, ‑неприемлемо для меня.


1191 1195. Ип., кол. 10; ср. Cross, р. 141.


1192 1196. Шахматов, Судьбы, сс. 37 — 39.


1193 1197. Готье, сс. 218 — 219.


1194 1198. Vernadsky, PDH, pp. 226 — 227.


1195 1199. Готье, cc. 212 — 215.


1196 1200. Там же, cc. 54 — 62.


1197 1201. Миллер, Словарь, cc. 934, 1407. Можно также вывести название «радимичи» из осетинского radornun (radaernun) — «смирять», «покорять» (Миллер, Словарь, cc. 934 — 935). Нидерле принимает точку зрения русского летописца, что названия «радимичи» и «вятичи» следует выводить из личных имен Радиме и Вятко; последнее, согласно Нидерле, — это стяжение имени Вячеслав (Niederle, IV, 190, 194). Шахматов предполагает происхождение имени «вятичи» от «венты», это название он сравнивает с венетами (венедами) у Тацита и с кельтским племенем венетов. См. А. Шахматов, «Zudcn aeltesten slavisch‑keltischen Beziehungen», ASP, 33 (1912), 61. Ср. также его «Поселения», с. 728. Позднее Шахматов представил промежуточную польскую форму, «Wetic» (Судьбы, с. 38). Ср. Арциховский, Курганы, с. 152 и Niederle, IV, 194 ‑196.



1198 1202. Арциховский, Курганы; Готье, с. 212.


1199 1203. Готье.с. 212.


1200 1204. Там же, с. 214.


1201 1205. Барсов, с. 95; Хрущевский, I, 184 — 187; Niederle, IV, 172 — 175.


1202 1206. Hanptmann, Kroaten, pp. 343 и ниже; Vinski, pp. 20 — 21.


1203 1207. См. 6 и 8, ниже.


1204 1208. Vernadsky, PDH, p. 46.


1205 1209. Барсов, cc. 100 — 102; Хрущевский, I, 180 — 184; Niederle, IV, 172 — 175.


1206 1210. Барсов, с. 101.


1207 1211. Mas'udi, III, 65.


1208 1212. Markwart,p.l47.


1209 1213. Принимая во внимание возможность чередования "м"/"б" не только в тюркском, но и, в определенных условиях, в осетинском языках (о последнем см. Miller, Sprache, р. 34). Ср. Гл. V, 3.


1210 1214. Charmoy,p.311,n.bbb.


1211 1215. Куник, Аль‑Бекри, с. 33.


1212 1216. Готье, с. 241. Подробнее см. В. Антонович, «Раскопки курганов в западной Волыни», ТАС, XI, 1; Е. H. Мельник, «Раскопки в земле лучан», ТАС, XI, 1, (1902).


1213 1217. Барсов, cc. 127 — 128: Niederle, IV, 177 — 178.


1214 1218. См. начало главки.


1215 1219. Пархоменко, с. 45.


1216 1220. Готье, с. 240 — 241; Niederle, IV, 257. См. также В. Антонович, «Раскопки в стране древлян», MAP, 11 (1813).


1217 1221. Mas'udi, III, 64.


1218 1222. Хрущевский. I, 364. О Дире см. 4, ниже.


1219 1223. Барсов, cc. 124 — 128; Niederle, IV, pp. 186 — 189; В. В. Завитяевич «Формы погребальных обрядов в курганах Минской губернии», ТАС, IX, 2 (1897).


1220 1224. Готье, с. 217.


1221 1225. Барсов, cc. 174 — 180; Niederle, IV, pp. 197 — 199.


1222 1226. Барсов, cc. 191 — 192; Niederle, IV, pp. 202 — 203.


1223 1227. См. Гл. III, 7.


1224 1228. Готье, cc. 206 — 207; Niederle, IV, pp. 267 — 268. Подробнее см. H. Бранденбург, «Курганы южного Приладожья», MAP, 18 (1895); В.Н. Глазов, «Гдовские курганы», MAP, 29 (1903): Л.К. Ивановский, «Курганы Петербургской губернии», MAP, 20 (1896).


1225 1229. Сопка в местных диалектах обозначает вулкан, либо любой Холм конической формы.


1226 1230. Готье, с. 207.


1227 1231. См. Гл. VII, 4.


1228 1232. Готье, cc. 207 — 208; Niederle, pp. 202 — 203; Третьяков, cc. 69 — 97; исследование Третьякова стало доступным для меня слишком поздно, чтобы я мог использовать его во всей полноте.


1229 1233. Kemer,pp.l09‑113.


1230 1234. Idem, pp. 115 — 116.


1231 1235. Готье, с. 222.


1232 1236. TAC, I,2.


1233 1237. Niederle, IV, 248 — 266: ср. А. А. Спицын, «Владимирские курганы», АК, 15, (1905).


1234 1238. И.А. Тихомиров, «Кто насыпал ярославские курганы?» Труды второго Тверского областного археологического съезда (Тверь, 1906) (неприемлемо для меня, см. Смирнов, с. 145).


1235 1239. Смирнов, с. 145.


1236 1240. См. Гл. VII, 2.


1237 1241. До недавнего времени исследователи средневековой Руси выделяли развитие внешней торговли как характерную черту русской экономики раннего киевского периода. Ключевский был типичным выразителем этой теории. Сейчас существует тенденция уделять больше внимания земледельческой сфере. См. особ.: Греков, cc. 21‑33. Эта проблема будет рассмотрена во втором томе.


1238 1242. См. Гл. III, 8.


1239 1243. Тревер, Сенмурв, с. 324.


1240 1244. Ил., кол. 6: Лавр., кол. 79.


1241 1245. Firdausi, Wamer's trans., 1, 241, 246, 253, 276, 302; III, 158, 313, 330; V, 132 ‑133.


1242 1246. О языческих культах в Киеве до обращения Владимира см.: Mansikka, ReligiOH, и Niederle, Zivot, II, I, pp. 116 — 128.



1243 1247. Готьс.с. 235 — 239.


1244 1248. О географическом распространении находок восточных монет в России см. Любомирова и Маркова.


1245 1249. Ю. Д. Талко‑Гринцевич, «Опыт физической характеристики древних восточных славян», Статьи по славяноведению. III (1910), 109‑111,123— 124. Ср. Пархоменко, с. 24.


1246 1250. Jan Caskanowski, «Anthropologische Beitrage zum Problem der Slawisch‑Finnischen Веziehungen», SMYA, 35, 4 (1925).


1247 1251. Ип., кол. 10.


1248 1252. См. Гл. VII, 3.


1249 1253. См. 1, выше.


1250 1254. См. Гл. VII, 10.


1251 1255. Cross, p. 144.


1252 1256. Ип., кол. 12 — 13.


1253 1257. Cross, p. 143.


1254 1258. Idem, p. 145.


1255 1259. An. Bel., p. 11.


1256 1260. Vernadsky, Lebedia, p. 199.


1257 1261. An. Bel., p. 11.


1258 1262. Ип., кол. 18.


1259 1263. Там же.


1260 1264. De Adm., 38.


1261 1265. Macartney, p. 109.


1262 1266. Cross, pp. 140, 145.


1263 1267. Гордлевский, Словарь, с. 594.


1264 1268. Vernadsky, Lebedia, p. 202.


1265 1269. См. Гл. VII, 9.


1266 1270. An. Bel., p. 8.


1267 1271. См. Гл. VI, 5.


1268 1272. Vernadsky, Lebedia, p. 203.


1269 1273. Cross, p. 144.


1270 1274. О хронологии в «Повести временных лет» см.: Cross, pp. 109 — 115.


1271 1275. См. Гл. VII, 10.


1272 1276. Аrnе, р. 20; Markov, pp. 16 — 23.


1273 1277. О6 Асхерадене‑Асгарде см. Гл. VII, 2.


1274 1278. С.Ф. Платонов, «Руса», ДД, 1 (1920), 1 — 5; Шахматов, Судьбы, с. 56.


1275 1279. Rimbert, Vita Anskarii, p. 43.


1276 1280. О недостоверности даты 862 г. см. Ключевский, I, 101.


1277 1281. Ип., кол. 15.


1278 1282. Татищев, I,33.


1279 1283. Ип., кол. 15.


1280 1284. Об истории текста и литературной основе легенды о «призвании варягов» см.: А. А. Шахматов, «Сказание о призвании варягов», АНОРИ, 9. 4, (1904), 284 ‑365; ср. Смирнов, ее. 151 — 152: Stender‑Petersen.pp. 42 — 76.


1281 1285. Ип., кол. 15.


1282 1286. Лавр., кол. 19. Прочтение «руси» (дательный падеж) появляется в Радзивилловском изводе, а также в изводе Московской духовной академии. В Лаврентьевском и Троицком списках есть «русь», как и в Ипатьевском.


1283 1287. Ип., кол. 15.


1284 1288. Поскольку «Повесть временных лет» была составлена после норманского завоевания, слово «англяне» следовало бы передавать как «англичане», а не как «англы».


1285 1289. См. Гл. VII, 3 и 5.


1286 1290. Ф. Крузе, «О происхождении Рюрика», ЖМНП, 9 (1836), 43 — 73.


1287 1291. Беляев, сс. 237 — 239.


1288 1292. Там же, сс. 225 — 270.


1289 1293. Крузе, сс. 88 — 103.


1290 1294. Беляев, с. 230.


1291 1295. Крузе, сс. 164 — 167, 190.


1292 1296. Беляев, с. 232; Крузе. с. 190 — 191.


1293 1297. Крузе, с. 233.


1294 1298. Беляев, сс. 244 — 245.


1295 1299. Там же, сс. 246 — 247.


1296 1300. Там же, с. 251.


1297 1301. Ип., кол. 15.


1298 1302. См. 3, выше.


1299 1303. Татищев, I,34.


1300 1304. Ип., кол. 15.


1301 1305. Там же, кол. 16.


1302 1306. Поэтому я не могу принять точки зрения Н. Т. Беляева, который предполагает, что Аскольд был послан Рюриком на Константинополь (Беляев, с. 241).


1303 1307. Ип., кол. 16.


1304 1308. См. 2, выше.


1305 1309. См. 8, ниже.


1306 1310. Ип., кол. 18.


1307 1311. Cross, p. 145.


1308 1312. Ostrogorsky, p. 159.


1309 1313. См. выше, в начале этой главки.


1310 1314. Bron, I, 174 — 209.


1311 1315. См. Гл. VII, 10.


1312 1316. О русском набеге на Амастрис см. Василевский, III, I‑CXLI.



1313 1317. Да Коста‑Луйе недавно попыталась показать необоснованность использования «Жития» Св. Георгия из Амастриса в качестве источника для изучения русского набега на этот город. Она предположила, что фрагмент о набеге в «Житии» является поздней интерполяцией и относится к походу Игоря 941 г. (Da Costa, pp. 246 ‑248). Такая интерпретация не нова, и уже Василевский рассматривал и критиковал се (Василевский, III, CXXXVI — CXXXVIII). А. А. Васильев связывает события в Амастрисс с русской кампанией 860 г. (Vasiliev, Arabes, I, 243).


1314 1318. Bury, Eastern, pp. 419 — 422; Ostrogorsky, p. 159; Vasiliev, Arabes, 1, 240 — 247


1315 1319. См. сн. 177, выше.


1316 1320. Касательно даты см.: Ostrogorsky, р. 159.


1317 1321. Vasiliev, Arabes, I, 244.


1318 1322. Photius, Homily, II, p. 222.


1319 1323. См. Гл. IV, 10.


1320 1324. См. Гл. V, 6.


1321 1325. См. 4, выше.


1322 1326. О Фотии см.: Dvornik, «Etude sur Photins», BYZ, II (1936), I — 19; Dvornik, Slaves, pp. 119 — 146; J. Hergensother, Photius, 3 vols (Ratisbonn, 1869): Т.M. Россейкин, Первое патриаршество Фотия (Сергиев Посад, 1915), неприемлемо для меня.


1323 1327. Последние исследования А. Грегуара (Byz., 4, 437 — 468; 5, 327 — 346; 8, 515 ‑550) показали, что Михаил III был лучшим правителем, чем считалось ранее, в что его царствование имело большое значение для истории Византии. Однако, не самому Михаилу, а его советникам, особенно Бардасу и Фотию, следует воздать должное за успехи его политики. Ср. Ostrogorsky, р. 155.


1324 1328. См. Гл. VI, 2.


1325 1329. Life, chap. 8.


1326 1330. См. Гл. VI, 2.


1327 1331. Существует обширная литература о Св. Кирилле и Мефодии, об их жизни л деяниях, библиографию см. у Ильинского. Наиболее важная из работ последнего времени: Dvornik, Legendes.


1328 1332. Life, chap. 8.


1329 1333. Life, chap. 6; ср. Dvornik, Legendes, pp. 85‑III.


1330 1334. Life, chap. 8; Dvornik, Legendes, p. 185. А. Вайян предполагает, что упоминание самаритянина в «Житии» Константина следует понимать метафорически: «Самаритянин, которого Константин встретил в Херсонесе, — это добрый самаритянин, то есть самаритянин Евангелия» (RES, 15, 76). Однако, в «Житии» упоминается не только самаритянин, но и самаритянские книги, поэтому толкование Вайяна не достигает своей цели.


1331 1335. Он был dningarius. См.: Dvornik, Legendes, pp. 2 — 19.


1332 1336. Life, chap. 8.


1333 1337. О проблеме существования рунического письма у славян см.: В. Ягич, «Вопрос о рунах у славян», ЭСФ, III, 1‑36.


1334 1338. См. Dvornik, Legendes, pp. 185 — 188; Ильинский, cc. 66 — 67.


1335 1339. См. Vasiliev, p. 113.


1336 1340. A. Vaillant, «Les lettres russes de la vie de Constantin», RES, 15 (1935), 75 — 77


1337 1341. Д‑р P. Якобсон сообщил мне в частной беседе, что он — сторонник сирийской гипотезы.


1338 1342. Life, chap. 16.


1339 1343. См. выше. Гл. VI, 2.


1340 1344. См. выше. Гл. VII, 6.


1341 1345. См. сн. 234, ниже.


1342 1346. Life, chap. 8 and 9; ср. Vernadsky, Eparchy, pp. 70‑71.


1343 1347. См. Гл. VII, 5.


1344 1348. См. Гл. VI, 2.


1345 1349. Life of Methodius, chap. 4.


1346 1350. Macartney, pp. 201 — 202; ср. Vernadsky, Conversion, p. 84.


1347 1351. Life, chap. II.


1348 1352. Vernadsky, Conversion, p. 85.


1349 1353. Life, chap. II.


1350 1354. Idem, chap. 12.


1351 1355. Ibid.


1352 1356. Brosset, III, 484.



1353 1357. Markwart, p. 15.


1354 1358. De Adm„ 9.


1355 1359. Photius, «Epistola 13», sec. 35 (PG, 102, cols. 736 — 737); ср. Les Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople, 1, 2, No 481 (Istanbul, 1936), pp. 88 — 89.


1356 1360. Vernadsky, Eparchy, pp. 70 — 75.


1357 1361. См. Vernadsky, Status, pp. 300 и ниже.


1358 1362. См. Dvornik, Legendes, pp. 212 — 230; Dvornik, Slaves, pp. 147 — 183; Ильинский, cc. 71 — 84.


1359 1363. См. Гл. VII, 9.


1360 1364. О Ростиславе см.: Грот, cc. 97— 119; Успенский, Монархии, cc. 40 — 52.


1361 1365. Bury, р. 383; Zlatarsky, pp. 14 — 15.


1362 1366. См. 5, выше.


1363 1367. Life, chap. 14.


1364 1368. Dvornik, Slaves, p. 318; Г. Ильинский, «Где, когда и с какой целью глаголица была заменена кириллицей?» ВС, 3 (1931), 87.


1365 1369. О проблеме происхождения и взаимоотношения кириллицы и глаголицы см.: В. Ягич, «Глаголическое письмо», ЭСФ, III, 51 — 230; Карский, Палеография, cc. 158 — 223; В. Н. Щепкин, Учебник русской палеографии (Москва, 1818), cc. 11— 20; Vajs, pp. 13 ‑21.


1366 1370. A. Rahifs, «Zur Frage nach der Herkunft des Glagolitischen Alphabets», ZVS, 45 (1913), 285‑287. cm., однако, Vajs, p. 39.


1367 1371. О сходстве глаголицы с грузинским алфавитом см.: R. Abicht, Ist die Aehnlichkeit des glagolitischen mit dem grusinischen Alphabet Zufall (Leipzig, 1895), неприемлемо для меня; об армянских параллелях см.: М. Gaster, llchester Lectures on Greeko‑Slavonie Literature (London, 1887), pp. 209 — 229. Важность кавказской почвы для изучения проблемы была подчеркнута В. Ф. Миллером, «К вопросу о славянской азбуке», ЖМНП, 232 (1884), 1 — 35. Он выдвинул предположение о происхождении глаголицы от древпеперсидского, что неубедительно. В 1927 г. В. Пожидаев предложил еще одну гипотезу, связанную с кавказской почвой. Согласно ему, глаголицу можно вывести из кавказских клановых эмблем (tamga). См.: М. Грунскый, «Нова теория про похождения глаголицы», УАН, 19 (1928), 266 — 277. Эта теория мало правдоподобна.


1368 1372. Никольский, Письмена.


1369 1373. Там же, сс. 36 — 37.


1370 1374. Об употреблении глаголицы как тайного письма в некоторых кириллических рукописях см.: Карский, ее. 249 — 250.


1371 1375. См. 7, ниже.


1372 1376. См.: P. I. Alexander, «The Papacy, the Bavarian Clergy, and the Slavonic Apostles», SR, 20 (1941), 206— 293.


1373 1377. Life, chap. 17; ср. Dvornik, Slaves, p. 199.


1374 1378. «Схима» — это славянская транскрипция греческого σχημα.


1375 1379. Dvornik, Slaves, р. 207.


1376 1380. О Святополке см.: Грот, cc. 121 — 124; Успенский, Монархии, cc. 63 — 94.


1377 1381. Dvornik, Slaves, 262 — 270.


1378 1382. См. 7, ниже.


1379 1383. Выясняется, что сначала был переведен ряд фрагментов из Нового Завета непосредственно для церковных служб, см.: Dvornik, Slaves, р. 166. Со временем были сделаны дальнейшие переводы, ср. Ильинский, сс. 115— 136.


1380 1384. Н. Дурново, «Мысли и предположения о происхождении старославянского языка», ВС, 1, (1929), 48‑85 и 3 (1931), сс. 68 — 78; Ильинский, сс. 136 — 164.


1381 1385. См.: Bury, Eastern, pp. 381 — 392; Dvornik, Slaves, pp. 184 — 195; Runciman, pp. 99 — 130; Zlatarsky, I, 2, pp. 21 — 201.


1382 1386. См. 6, выше.


1383 1387. Bury, Eastern, p. 383.


1384 1388. Приселков, cc. 21 — 35: Vernadsky, Status, pp. 294 — 302.


1385 1389. Dvornik, Slaves, p. 186.


1386 1390.. Приселков, cc. 10‑11, 35‑36; Vernadsky, Status, p. 298.


1387 1391. A. Vaillant and М. Lascaris, «La date de la conversion des Bulgares», RES, 13 (1933), 5 ‑15.