Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Школьные причины антивитального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками являются весьма значимым фактором антивитального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь [52].

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства [20, 34], обсуждается их «тайна» и «красота». Руководствуясь подобными стереотипами, подростки рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности действий [17, 24].

  1. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков

Психологическая коррекция - один из нескольких видов психологической помощи; деятельность, которая направленна на исправление определенных особенностей развития психики у человека, которые не соответствуют оптимальной модели, с помощью средств психологического воздействия [46].

Коррекция - это исправление определенных недостатков личности, которая не требует коренных изменений корректируемого процесса или явления [51].

Коррекция может осуществляться педагогом-психологом в общеобразовательной школе в ходе его обычной деятельности: через использование диагностических средств
, специальных методов, тренингов и консультирования.

Психокоррекция - это совокупность и также система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специфических средств психологического воздействия [51].

Психологическому воздействию коррекционных мероприятий подлежат лишь те недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются довольно-таки рано и в будущем практически не изменяются.

Но что же такое психолого-педагогическая коррекция? Психолого­педагогическая коррекция - это основательное воздействие педагога на определенные характеристики внутреннего мира человека, когда педагог- психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие основывается на теоретических представлениях о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида [51].

Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием о «норме», что обозначает основную цель психокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей.

Психокоррекция планируется и осуществляется самим педагогом- психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие ее виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная.

Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.

Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по два человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии.

Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа.



Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению определенных проблем [46].

Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничестве педагога-психолога с учителями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком.

Общая цель коррекционных программ - создание психолого­педагогических условий для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности [51].

Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально-психологический тренинг.

Групповой коррекционно-развивающий тренинг - это способ формирования поддерживающей и контролируемой среды, в которой возможна коррекция неверно сложившихся функций и навыков, необходимых для успешной учебной деятельности [46]. Использование метода психологического тренинга в коррекционной работе с подростками предполагает доформирование и исправление неправильно сложившихся психических функций, создание психологических условий для личностного роста каждого подростка.

Моделирование в психологии - исследование процессов и психических состояний с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей, с целью формальной проверки их работоспособности. Под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства системы-оригинала. Специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные (в определенном контексте) черты

Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение [51].

В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная психокоррекция.

Общая модель коррекции - это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно­стимулирующий режим для подростка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности подростка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.


Индивидуальная модель коррекции ориентирована на психологическую коррекцию различных нарушений у подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико­психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов

[51].

Все три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с подростком, типовая модель - на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель - психокоррекцию недостатков в развитии подростка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических

особенностей.

На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов психологической коррекции.

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка [46].

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к подростку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности [46].

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др. [46].

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого подростка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию в данном периоде онтогенеза. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого подростка в сотрудничестве со взрослым [46].


Принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому подростку как к одаренному. Этот принцип означает, что подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как люди «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития происходит у подростка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему [46].

Рассмотрев все вышесказанное мы можем перейти к разработке модели психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков.




Рисунок 1 - Модель исследования психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков





Выводы по Главе I:

  1. Ознакомившись с некоторыми зарубежными работами о проблеме антивитальности, стоит сказать, что у зарубежных авторов проглядывается озабоченность взаимосвязи семейных отношений и образовательных учреждений. Отличительной чертой зарубежного взгляда на данный феномен является направленность и сравнение между собой не только регионального аспекта, но и сравнивания между собой стран. Сравнивают распределение антивитальных настроений и самоубийств на территории нескольких стран одновременно.

  2. Общим для отечественных ученых можно назвать то, что они проводят научные изыскания, составляют классификации причин и типологические особенности антивитальных настроений, но в итоге нет полной картины.В детском и подростковом возрасте на возникновение и распространение антивитального и суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых: печальное настроение; чувство скуки; чувство усталости; нарушение сна; соматические жалобы; неусидчивость, беспокойство, тревожность; фиксация внимания на мелочах; чрезмерная эмоциональность; замкнутость; фрустрационные настроения; стрессовость; злоупотребление алкоголем или наркотиками; плохая успеваемость; прогулы школы.

  3. Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность педагога- психолога, направленная на решение конкретных проблем обучения и развития учащихся группы риска, соответственно возрасту обучающихся в групповой или индивидуальной форме.


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

  1. Этапы, методы и методики исследования

Для исследования антивитального поведения подростков мы использовали теоретические методы такие как:

  1. Аналитико-синтетический.

  2. Метод моделирования.

  3. Целеполагание.

Анализ обычно представляется нам как многоступенчатый процесс. Что-то когда-то достигнутое в ходе предыдущего анализа будет являться предметом для более глубокого анализа в будущем. Этот переход от одного уровня анализа к другому и определяет характер новых задач, которые возникают в ходе познания.

Аналитико-синтетический метод представляет собой мыслительное соединение выделенных путем анализа частей в некоторое мысленное единство, в котором фиксируется общее или типичное в анализируемом предмете. Синтез в данном случае связан с упрощением анализируемого, с выявлением в нем существенных связей, конструирующих это мысленное единство, с получением нового результата познания.

Аналитико-синтетическая деятельность по обобщению и осмыслению результатов анализа является мощным инструментом для постижения новых истин посредством получения принципиального нового результата. Синтез всегда воспроизводит проанализированный материал и при этом он связан с уточнением и углублением знаний о предмете исследования. При синтезе мы используем аппарат той научной теории, в рамках которой производится анализ. Делая обобщение, мы приходим выводу, что синтез является процедурой, обратной анализу, но с которой анализ часто сочетается в практической и познавательной деятельности.

Метод моделирования наиболее актуальный метод исследования, который требует от педагога-психолога математической подготовки. При данном методе психические явления изучаются в форме модели - образа реальности максимально приближенного к правде. Моделирование предлагает возможность сосредоточить внимание лишь на важных чертах человеческой психики т.е. исследуемом явлении.

Конечно, можно сказать, что лучше сразу получить целостное представление об изучаемом нами явлении, однако, стоит оговорится и уточнить, что это невозможно из-за всей сложности психологических явлений человека.

Мы прибегли к данному методу так как:

  1. Антивитальное поведение является психическим процессом с достаточно высоким уровнем неопределенности.

  2. Иногда для антивитального поведения неизвестны некоторые закономерности и механизмы, которым оно подчиняется.

  3. Системная сложность и многофакторность антивитального поведения.

Метод целеполагания является важным элементом психологической деятельности. Сам по себе он представляет процесс выбора нескольких целей с определением допустимых отклонений от них, а также для управления процессом осуществления нашей гипотезы исследования.

Анализ опыта определения целей при нашей разработке психолого­педагогической программы коррекции антивитального поведения подростков, дает основание выделить следующие методы целеполагания:

  1. Логическое структурирование целей, при осуществлении которых существуют заранее выбранные принципы структурирования (метод структуризации).

  2. Метод парного сравнения, основанный на применении отношений «целое - частное».

На основаниях нашего теоретического материала, в работе мы использовали эмпирические методы исследования, такие как констатирующий эксперимент, тестирование и диагностическое анкетирование.

Для исследования антивитального поведения подростков был выбран метод тестирования, так как тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выявления закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.

Для исследования мы используем так называемые личностные тесты, которые предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Для выявления таких психических состояний как фрустрация (состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности) и тревожность (склонность человека к частым переживаниям состояния тревоги), которые сопровождают антивитальное поведение, мы использовали тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка [21, 35].

Испытуемому будет предложен список различных психических состояний. Если это состояние свойственно испытуемому и наблюдается достаточно часто, то ставиться 2 балла; если оно встречается редко - 1 балл; если нет, то 0 баллов. По каждой группе вопросов необходимо посчитать количество баллов и сопоставить с баллами интерпретации приведенной в Приложении 1.

Конечно, данная методика составлена для выявления четырех разнообразных состояний психики подростков, но также может применяться для обследования взрослых. Используя данную методику, мы делаем вывод об уровне сформированности тревожности и фрустрации, ведь именно они служат нам конкретными факторами о возможности существования у данного индивида антивитального поведения.

Для исследования депрессивных состояний, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и влияют на возникновение и распространение антивитального поведения мы использовали метод анкетирования - разновидность опроса, в котором цели исследования достигаются на основе анализа письменных ответов респондентов. Так как в настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения степени выраженности депрессии у подростков. Поэтому, для данного исследования мы использовали «Шкалу депрессии» А. Бека [21, 23, 26, 56], которая была разработана на основе клинических наблюдений автора и которая позволила выявить ограниченный набор наиболее значимых факторов депрессии. Для определения степени выраженности депрессивных состояний высчитывается сумма, а полученный результат соотносится с приведенной в Приложении 1 шкалой.

Для исследования антивитального поведения подростков используется модифицированный тест Г.В. Резапкиной «Витальность» [21, 22, 36], который позволяет выявить группу риска среди подростков на основании общего показателя витальности (стремление к жизни), самооценки, жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости и независимости подростков. При проведении испытуемым выдается бланк для ответов. Если испытуемый согласен с утверждением, необходимо в клетке рядом с номером вопроса поставить плюс, если не согласен - минус. Точность результатов будет зависеть от искренности испытуемого, а также обработка будет проводиться испытуемым самостоятельно, результаты будут известны только ему и психологу, проводящему исследование. Интерпретация проводиться в соответствии с ключом, данным в Приложении 1.

Если говорить про методы математико-статистического анализа, то мы для этого воспользовались Т-критерием знаковых рангов Уилкоксона [44].

Т-критерий Уилкоксона представляет собой непараметрический статистический критерий, который используется для проверки различий между двумя выборками парных измерений по уровню определенного количественного признака, который был измерен по конкретной порядковой шкале.

Суть данной математической методики состоит в том, что мы сопоставляем некоторые абсолютные величины выраженности сдвигов в том или ином направлении. Для этого необходимо проранжировать все полученные абсолютны величины, а затем сложить.

Назначения данного критерия таково, что после соотнесения показателей, которые были измерены на одной и той же выборке испытуемых дважды в разных условиях (в нашем случае - до и после проведения коррекционной программы), он позволяет установить:

  1. Какова была направленность изменений.

  2. Выраженность изменений.

Ограничения применимости критерия:

  1. В каждой из выборок должно быть не более 25 значений, так как чем больше значений наблюдаемого явления, тем более критерий будет приближаться к нормальному.

  2. В выборочных данных не должно быть совпадающих значений или количество таковых совпадений должно быть минимально.Нулевые сдвиги показателей должны быть исключены из рассмотрения.

  3. Сдвиги в более часто встречающемся направлении необходимо считать «типичным» для данного математического-статистического исследования, и наоборот.

  1. Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента

Исследование проводилось на базе ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж».

В экспериментальной работе приняли участие 20 человек группы 2м1. В целом коллектив обратил на себя внимание тем, что является доброжелательным и хорошо идущим на контакт. С преподавателями построены взаимоуважительные отношения, отсутствие отказов выполнение заданий предложенными преподавателями. Между собой обучающиеся не имеют трудностей в общении, ссор и недопонимания. Однако присутствует некоторое деление на микрогруппы, но при всем при этом в периоды командной работы присутствует взаимопомощь и взаимовыручка, понимание к обстоятельствам жизни другого человека. Со слов классного руководителя - коллектив является достаточно крепким и взаимовыручающим.

Опишем результаты диагностики по методике «Витальность» Г.В. Резапкиной (Рисунок 3) по первичным результатам предоставленными в Приложении 2.

К
ак видно по Приложению 2 у 15% испытуемых (3 из 20 человек) заметно занижены средние значения в группе по всем пяти показателям. Однако только у 10% испытуемых низкие показатели по четырем параметрам исследования и в пределах нормы находятся по одному какому-либо параметру (1 - независимость, 1 - жизненный тонус).

П
редоставим результаты диагностики по методике «Самооценки психических состояний» Г. Айзенка (Рисунок 4) по первичным результатам предоставленными в Приложении 2

.