Файл: Методика обучения катанию на коньках детей 78 лет, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов
2.1.1 Анализ научной и методической литературы
2.2.3 Методы статистической обработки данных
Для детей, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе по хоккею, как и для других групп, наиболее важным считается формирование скелета, мышц, осанки. Не менее важно развивать двигательные качества, которые на данный момент являются сензитивными. Это позволит заложить прочный фундамент физической подготовки, на базе которой возможен рост ребенка или юноши до спортсмена высокого класса.
Таким образом, можно отметить важность правильного психолог-педагогического подхода работы с детьми при начальном абсолютно любого спортивного направления. Не менее важно стараться дать детям не однобокое развитие, а большое разнообразие двигательных действий, вся всестороннего и гармоничного развития ребенка в хоккее. С детско-юношескими группами по хоккею, необходимо также проводить подвижные и спортивные игры, тренировки в гимнастическом зале, занятия в бассейне.
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею
«Хоккей – уже достаточно устоявшийся вид спорта, чтобы иметь о нем глубокие статистические данные» [34].
Говоря о коньковой подготовке, стоит упомянуть такой факт: приблизительно семь километров приходится преодолеть хоккеисту на коньках во время матча.
Это существенное расстояние, особенно если мы говорим не о взрослых спортсменах, а о подростках, чей шаг не настолько широк и оттого передвижение требует гораздо чаще задействовать все группы мышц. Неправильная подготовка в области овладения коньками чревата повышенным травматизмом, потерей скорости и маневренности в игре, необходимостью затрачивать на передвижение гораздо большие усилия, чем игрок может себе позволить [29].
Таким образом, можно сказать, что коньковое передвижение – это та база, на которую ложатся все остальные моменты, и если эта база организована плохо, то пробел в обучении будет невосполним.
С точки зрения повседневной координационной нагрузки на человеческое тело – «бег на коньках является неестественным и сложным, особенно для ребенка, способом движения» [6].
Во время выступления на соревнованиях, юный хоккеист должен быть приучен в учебно-тренировочном процессе принимать особое положение, которое для хоккея обозначается как посадка хоккеиста. Другими словами, как и в любом другом виде спортивных игр, у которых есть свои стойки во время соревнований, у хоккеиста это посадка во время катания на льду. Суть обучения правильной посадке – этосистема которая поможет сформировать правильное представление о посадке, а также позволит при движениях на коньках менять напрвление движения, скорость движения, траекторию движения, и даже падать. Падения в хоккее бывают частые, поэтому не менее важно, чтобы хоккеист из посадки мог совершать безболезненные падения во время игры.
Когда хоккеист находится в движении на коньках, при движении лицом вперёд, ему необходимо совершать последовательные отталкивания по направлению назад – в сторону. При этом возможно, как одноопорное скольжение на коньках, так и двух опорное в зависимости от игровой ситуации.
Передвижение на хоккейных коньках, является специфичным видом двигательной деятельности, поэтому невозможно приступить к нему сразу и выполнять его правильно, опираясь на неподготовленные мышцы.
Потому необходим комплекс упражнений, подготавливающий организм к работе на коньках. Это так называемые «подводящие» упражнения, которые формируют предпосылки для правильного катания на коньках [10].
Техническая подготовка к катанию опирается на упражнения координационного спектра. Без хорошей координационной подготовки невозможна в дальнейшем постановка сложных элементов на льду. Потому тренер ни в коем случае не должен пренебрегать этой последовательностью.
Правильно подготовленный к выходу на лед, обучающийся совершает меньше ошибок, а это значит, что у него гораздо меньше риск установить неверные стереотипы передвижения, которые затем очень сложно будет исправлять.
Начальное обучение при работе с хоккеистами, во время постановки навыков владения конькобежной подготовки невозможно без подводящих и подготовительных упражнений. Какие то из этих упражнений можно выполнить непосредственно на ледовой площадке, а какие-то только в спортивном зале. Необходимо помнить, что только подготовленные мышцы и связки детей, позволят им уверенно сохранять равновесие на льду во время передвижения на коньках.
Наряду с вышесказанным, следует учтывать, что техника бега на хоккейных коньках весьма специфична, и редко когда хоккеист выполняет длительное скольжение вперед, или у него есть возможность совершать передвижения плавно по дуге. Хоккей предусматривает своеобразную технику перемещений на коньках по хоккейной площадке. Эти перемещения включают в себя - в себя резкие смены направления движения, быстрые торможения, падения и другие элементы, которые не свойственны простым перемещениям по ледовой площадке.
Если подводящие упражнения используются без элементов беговой техники, то понимание механизмов движения может сформироваться кардинально неправильно, и в дальнейшем это скажется в ходе работы на льду [10].
Начинать работу с коньками не нужно сразу на льду. Сперва обучение проходит на резиновом коврике в любом удобном помещении, в зале, на площадке. На первых занятиях следует уделить вниманию способу шнуровки ботинка и плотности фиксации голеностопа, чтобы в дальнейшем избежать травм и смазанности в выполнении упражнений из-за скольжения ноги внутри конька.
Прежде, чем стопа будет зафиксирована коньком, с ней необходимо произвести разминку, в этом плане хороши беговые упражнения, прыжки, передвижение с опорой на разные части стопы. Уделить такой атлетической подготовке нужно 10-15 минут.
«В ходе подготовительных и разминочных упражнений тренер уже начинает работать с обучающимся, оценивая правильность его стойки и навыки в перенесении центра тяжести, все ошибки в этой сфере так же желательно исправить до выхода на лед» [11].
Если рассматривать стойку хоккеиста, как и во всех других видах спорта есть стойки. То у хоккеиста более правильно называть хоккейную стойку – посадкой хоккеиста. Описание посадки коротко можно свести к таким обозначениям – ноги согнуты в коленях и голеностопах, тазобедренные суставы сгибаются так, чтобы уровень плеч не опускался ниже уровня колен, голова хоккеиста должна быть поднята, чтобы видеть всё происходящее на хоккейной площадке.
Первые занятия по коньковой подготовке можно провести на снегу, чтобы ребята ощутили себя на скользящей поверхности и смогли найти точку равновесия, но при этом оказались в более щадящих условиях по сравнению с тренировочным льдом.
Обучение начинается с отработки правильного, наименее травматичного падения из разных положений.
Следующим этапом обучения становится бег на коньках и техника скольжения [11].
«Последовательность обучения такая: толчок одной ногой — скольжение на другой (число шагов на определенном отрезке вначале не учитывают, а затем уменьшают, делая скольжение более продолжительным: разбег попеременным толчком каждой ногой и скольжение на обоих коньках в посадке. Затем то же, но с переносом центра тяжести с одной ноги на другую во время скольжения» [12].
Для хорошего освоения отталкивания во время бега на коньках, существуют много подводящих упражнений. Упрощающих закрепление навык отталкивания лезвием. Наиболее простое упражнение – это ёлочка. Для подготовки этого подводящего упражнения, тренер сначала чертит на льду рисунок, напоминающий елочку, а ребёнок старается точно по этим указателям выполнить отталкивание лезвием. Затем это упражнение выполняется ребенком без опорных знаков и без заранее начерченных линий.
Эффективно будет отработать упражнения на резиновом ковре, а затем повторить их, уже знакомые, на снегу, а также ввести в занятие подвижные игры на снегу, ориентируясь на возраст обучающихся.
Дальнейшее обучение – это практика на льду. Для выхода на лед недостаточно только технической подготовки, обязательно нужно правильное оснащение занятия. Сюда относятся вопросы заточки коньков, наличия хоккейной формы и защитного снаряжения [12].
Специалисты рекомендуют для первого выхода детей в коньках на лёд не убирать лёд, не вычищать его. По этим причинам лёд не такой скользкий, и это позволяет детям освоить равновесие пока еще не на скользком льду. Затем, постепенно специалисты рекомендуют усиливать очищение ледовой площадки, для более скользких показателей льда.
Овладение навыками катания будет затруднено, если у обучающихся присутствует страх падения на льду. Поэтому, повторимся, важно своевременно научить их правильной технике падения, исключающей излишний травматизм. Значение имеет и экипировка, которая предотвратит боль при падениях, защитит суставы, которые наиболее подвержены травмам.
Требования к обучающимся должны быть сообразны возрасту и уровню общей физической подготовки, если требования тренера слишком высоки, то детям сложно справиться с нагрузкой, если же требования занижены и занятия оказываются слишком легкими, это ведет к ухудшению дисциплины и падению интереса [1].