Файл: Методика обучения катанию на коньках детей 78 лет, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов
2.1.1 Анализ научной и методической литературы
2.2.3 Методы статистической обработки данных
этом обучающийся разводит руки в стороны, а опорная нога немного сгибается. При успешном обучении данного торможения переходят к более распространенным и сложным. Торможение более сложное, это такое, которое осуществляется при одновременном повороте лезвий конька. Поворот этот осуществляется перпендикулярно траектории движения. Для того чтобы произвести такое торможение – один конёк ставится на внутреннее ребро, второй, параллельно ему на внешнее ребро. Важно во время торможения таким способом перенести вес тела в противоположную сторону движения, а голову и плечи развернуть по ходу движения.
При освоении этих простейших торможений, приступают к обучению торможениям в плуге и полуплуге. Эти торможения производятся краем лезвия конька, и они просты в выполнении, потом как задействованы только ноги. Положение туловища, плеч и головы остаются такими же. Спина сохраняет своё положение, а торможение осуществляется за счёт лезвий.
Любому новичку очень сложно освоить одноопорные торможения. Для этого надо при сохранении равновесия выполнить переход от скольжения к торможени. Еще сложней это выполнить во время движения по дуге, а не по прямой. Несмотря на то, что при торможениях на коньках сохраняются определенные принципы, встречаются еще и другие способы торможения. Особенно разнообразны торможения в хоккее. Только во время соревновательных упражнений можно оценить разнообразие вариантов возможных торможений на коньках, это очень осложняет обучение начальному катанию. Сколько не осваивай технику торомжений, во время соревновании в хоккее она будет индивидуальной. То есть для хоккеиста очень мало возможностей осуществить правильное по технике торможение в виду своей соревновательной деятельности.
При начальном обучении юных хоккеистов основной фoрмoй занятий со спортивно-оздоровительными группами, являются занятия в группах от 10 до 25 человек. Занятия с детьми спортивно-оздоровительными групп проводятся как на льду, так и в спортивном зале. Подготовка организма детей групп начальной подготовки достигается за счёт разнообразных средств ОФП. Занятия с группами начальной подготовки, с группами спортивно-оздоровительными по времени могут занимать от 45 минут до 90 минут. В зависимости от интенсивности тренировочного процесса [28].
При занятиях в группах начальной подготовке на льду, детям целесообразно до выхода на лёд следует дать небольшую разминку, включающую в себя упражнения на равновесия и приседания, для оптиальной подготовки мышц и связок, а также обретения детьми уверенности. С первых выходов на лёд, тренер-преподаватель должен пристально следить за осанкой детей, это при том, что первые шаги на коньках на льду очень часто приводят к падениям. Тренер должен обращать внимание занимающихся на рациональное расположение и поддержание туловища. Во время занятий на льду. Это поможет предотвратить травмы занижающихся. При этом необходимо следить, чтобы ноги были согнуты, а руки слегка вытягивались вперед или в стороны, для поддержания равновесия.
«Особенностью начального обучения катанию на коньках, должно стать то положение, что недопустимо тренеру-преподавателю акцентировать внимание детей на фактах падения на лёд. Очень многие тренеры делают ошибки, пытаясь акцентировать обучении юных хоккеистов падениям, убеждая их, что их будут много в карьере хоккеиста. Обучение падениям и акцентирование на них должно строиться тренером, когда юных хоккеисты уже в полной мере обладают навыками катания на коньках, и уверенно выполняют различные технические элементы хоккейной техники» [9].
Изучение основ катания на хоккейных коньках юных девочек и мальчиков, производится в определённой последовательности, которая может предусмотреть обучение не только катанию лицом вперёд, но и катанию по дуге и в обратном направлении – спиной вперёд. И всё же любая последовательность будет положительной в случае если тренировочная нагрузка насыщенна разнообразными физическими упражнениями, за действующими все двигательные качества ребёнка.
Обучение катанию на хоккейных коньках детей и юношей, при работе с детьми спортивно-оздоровительных группах или на секционных занятиях, необходимо в тренировочный процесс вводить упражнения с помощью тренера-преподавателя. Катание на коньках с тренером или более опытным хоккеистом позволяет юным девочкам уточнить и разъяснить характер изучаемых упражнений, а также позволяет предотвратить возникновения неправильных навыков катания на хоккейных коньках и получения нежелательных травм.
«Для начального обучения катания на хоккейных коньках девочек очень важно использовать игровой метод в процессе обучения. В играх, которые тренер-преподаватель использует в учебно-тренировочном процессе, должны содержаться изучаемые элементы, которые совершенствуют навыки катания на хоккейных коньках. Также играми можно воспитывать и двигательные качества – координационные способности, быстроту, выносливость, а также игры при начальном обучении катанию на коньках позволяют улучшить ориентирование в пространстве. Такими играми могут являться эстафетный бег на коньках. Эстафетный бег можно усложнять по мере усвоения начальных элементов обучающимися скольжением назад, прыжками через препятствия и т.д. Слалом, когда каждый участник должен оббегать флажки с правой или левой стороны, слалом может чередовать в себе передвижение вперед, назад» [35].
Еще одним оптимальным методом начальной тренировки и обучению катанию на хоккейных коньках является круговая тренировка на льду. По-другому тренеры-преподватели называют такой метод – метод цепочки. При таком подходе упражнение выполняется по расставленным ориентирам. Сюда могут включаться как различные перемещения на коньках, так и повороты, скольжения и торможения. Последовательность этих упражнений можно менять, в зависимости от освоения обучающися определенных элементов
На начальном этапе обучения катанию на хоккейных коньках применяется также и поточный способо, чтобы повысить общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия [34].
Целесообразно тренеру-преподавателю при начальном этапе обучения катанию на хоккейных коньках соблюдать принцип симметричного исполнения техники катания на коньках. Элементы катания юный хоккеист должен выполнять в обе стороны. Как на левой, так и на правой ноге. Это, в свою очередь, будет способствовать благоприятному развитию ребенка как юного хоккеиста. На начальном этапе уже можно будет выделить хоккеистов по их хвату клюшки, правый или левый хват не отменяте симметричности выполнения тренировочных заданий.
Для детей необходимы достаточно большие и равномерные интервалы отдыха между упражнениями. Это поможет избежать переутомления детей, что может отрицательно повлиять на развитие организма юного хоккеиста.
Еще одной очень важной и ответственной стороной начального является наличие педагогического и врачебного контроля, как во время занятий, так и вне учебно-тренировочных занятий. Отличным мотиватором для юных хоккеистов является оценивание текущей успеваемости. Оценивание успеваемости позволяет занимающемуся ребенку самому судить о росте или регрессе своего мастерства от учебного занятия к учебному занятию [35].
Правильное освоение техники конька, или хорошего катания на хоккейных коньках в детско-юношеском спорте зависит во многом, от тренера-педагога, который занимается детьми на начальном этапе обучения. Для более успешного овладения катанием на коньках, иногда приглашают специалистов из конькобежного спорта. А владение передвижением на коньках часто отрабатывают в спортивном или тренажерном залах.
Опираясь на материалы, наработанные в ходе организации занятий хоккеем в разных странах, можно утверждать, что обучение этому виду спорта актуально начинать с 7–8 лет.
Подвижные виды спорта в этот возрастной период пользуются у детей большой популярностью, и этот интерес необходимо правильно применить, организовать занятия систематически, приучить детей к регулярным спортивным нагрузкам и дисциплине [9].
Занятия могут быть организованы на крытых и открытых площадках, в этом отношении наши климатические условия являются довольно удобными для хоккеистов, позволяя большую часть года посвящать тренировкам на льду и не терять форму.
Хоккей с шайбой на данный момент занимает немалое место в развитии спорта, это одна из пятнадцати дисциплин, включенных в программу Олимпийских игр.
«Первый хоккейный турнир в рамках олимпиады состоялся в 1920 году. А в 1998 на играх в Нагано хоккей обрел новую жизнь, включив в программу олимпиады игру женских команд. Женский хоккей можно назвать довольно молодым спортивным направлением, но нельзя отрицать, что мировое признание оно уже получило» [23, 24].
Работу с детьми стоит строить, опираясь на широкий спектр подвижных игр и подводящих к хоккею игр по упрощенным правилам. Так же большую помощь тренеру окажут видеоматериалы со съемкой профессиональных игр, которые позволят наглядно продемонстрировать многообразие тактических решений в игре.
Хоккей относится к числу таких игр, которые требуют от участников способности переносить большие физические и психологические нагрузки. Сложность игры состоит в необходимости постоянно находиться в контакте с игроками противостоящей команды, что является испытанием для физической выносливости, а также психологической готовности вступить в конкурентную борьбу.
Кроме того, катание на коньках предполагает высокую скорость перемещения, быстрое изменение диспозиций и игровой ситуации, схемы игры, что требует мгновенной реакции и способности сориентироваться в происходящем.
«Высокая интенсивность борьбы значительно затрудняют выполнение и без того сложных технико-тактических действий (различные виды бега на коньках; ведение, обводка и отбор шайбы; удары и броски шайбы по воротам)» [4].
Принимая во внимание, какой объем внимания необходимо уделить тактическим умениям на этапе профессиональной игры в хоккей, особенно остро встает вопрос о том, что на этапе начальной подготовки необходимо многие ключевые действия отработать до автоматизма, чтобы в дальнейшем не затрачивать усилия на их отслеживание.
«Заложить фундамент двигательных умений, поставить правильную технику катания на коньках - вот главные задачи начального учебного этапа. Одновременно и возраст младшего школьника является сензитивным для развития таких качеств, как скорость, гибкость, координация движений, поэтому работа в этом направлении проходит более легко, чем с детьми старшего возраста» [14].
Для детско-юношеского спорта, все занятия спортом очень благоприятно сказываются на физическом развитии. Во время тренировочного процесса юных хоккеистов задействуются все системы организма, внутренние органы также подвержены значительным изменением в сторону оптимальной работы. Для этого тренеру-преподавателю необходимо учитывать физиологические особенности организма детей, с которыми он работает. Важно знать физиологические основы развития детей возраста, к которыми работает тренер. Однако, все занятия в детстве формируют не только физической качества, но и двигательные умения, осанку ребенка, а также навыки в определенном виде спорта.
При освоении этих простейших торможений, приступают к обучению торможениям в плуге и полуплуге. Эти торможения производятся краем лезвия конька, и они просты в выполнении, потом как задействованы только ноги. Положение туловища, плеч и головы остаются такими же. Спина сохраняет своё положение, а торможение осуществляется за счёт лезвий.
Любому новичку очень сложно освоить одноопорные торможения. Для этого надо при сохранении равновесия выполнить переход от скольжения к торможени. Еще сложней это выполнить во время движения по дуге, а не по прямой. Несмотря на то, что при торможениях на коньках сохраняются определенные принципы, встречаются еще и другие способы торможения. Особенно разнообразны торможения в хоккее. Только во время соревновательных упражнений можно оценить разнообразие вариантов возможных торможений на коньках, это очень осложняет обучение начальному катанию. Сколько не осваивай технику торомжений, во время соревновании в хоккее она будет индивидуальной. То есть для хоккеиста очень мало возможностей осуществить правильное по технике торможение в виду своей соревновательной деятельности.
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках
При начальном обучении юных хоккеистов основной фoрмoй занятий со спортивно-оздоровительными группами, являются занятия в группах от 10 до 25 человек. Занятия с детьми спортивно-оздоровительными групп проводятся как на льду, так и в спортивном зале. Подготовка организма детей групп начальной подготовки достигается за счёт разнообразных средств ОФП. Занятия с группами начальной подготовки, с группами спортивно-оздоровительными по времени могут занимать от 45 минут до 90 минут. В зависимости от интенсивности тренировочного процесса [28].
При занятиях в группах начальной подготовке на льду, детям целесообразно до выхода на лёд следует дать небольшую разминку, включающую в себя упражнения на равновесия и приседания, для оптиальной подготовки мышц и связок, а также обретения детьми уверенности. С первых выходов на лёд, тренер-преподаватель должен пристально следить за осанкой детей, это при том, что первые шаги на коньках на льду очень часто приводят к падениям. Тренер должен обращать внимание занимающихся на рациональное расположение и поддержание туловища. Во время занятий на льду. Это поможет предотвратить травмы занижающихся. При этом необходимо следить, чтобы ноги были согнуты, а руки слегка вытягивались вперед или в стороны, для поддержания равновесия.
«Особенностью начального обучения катанию на коньках, должно стать то положение, что недопустимо тренеру-преподавателю акцентировать внимание детей на фактах падения на лёд. Очень многие тренеры делают ошибки, пытаясь акцентировать обучении юных хоккеистов падениям, убеждая их, что их будут много в карьере хоккеиста. Обучение падениям и акцентирование на них должно строиться тренером, когда юных хоккеисты уже в полной мере обладают навыками катания на коньках, и уверенно выполняют различные технические элементы хоккейной техники» [9].
Изучение основ катания на хоккейных коньках юных девочек и мальчиков, производится в определённой последовательности, которая может предусмотреть обучение не только катанию лицом вперёд, но и катанию по дуге и в обратном направлении – спиной вперёд. И всё же любая последовательность будет положительной в случае если тренировочная нагрузка насыщенна разнообразными физическими упражнениями, за действующими все двигательные качества ребёнка.
Обучение катанию на хоккейных коньках детей и юношей, при работе с детьми спортивно-оздоровительных группах или на секционных занятиях, необходимо в тренировочный процесс вводить упражнения с помощью тренера-преподавателя. Катание на коньках с тренером или более опытным хоккеистом позволяет юным девочкам уточнить и разъяснить характер изучаемых упражнений, а также позволяет предотвратить возникновения неправильных навыков катания на хоккейных коньках и получения нежелательных травм.
«Для начального обучения катания на хоккейных коньках девочек очень важно использовать игровой метод в процессе обучения. В играх, которые тренер-преподаватель использует в учебно-тренировочном процессе, должны содержаться изучаемые элементы, которые совершенствуют навыки катания на хоккейных коньках. Также играми можно воспитывать и двигательные качества – координационные способности, быстроту, выносливость, а также игры при начальном обучении катанию на коньках позволяют улучшить ориентирование в пространстве. Такими играми могут являться эстафетный бег на коньках. Эстафетный бег можно усложнять по мере усвоения начальных элементов обучающимися скольжением назад, прыжками через препятствия и т.д. Слалом, когда каждый участник должен оббегать флажки с правой или левой стороны, слалом может чередовать в себе передвижение вперед, назад» [35].
Еще одним оптимальным методом начальной тренировки и обучению катанию на хоккейных коньках является круговая тренировка на льду. По-другому тренеры-преподватели называют такой метод – метод цепочки. При таком подходе упражнение выполняется по расставленным ориентирам. Сюда могут включаться как различные перемещения на коньках, так и повороты, скольжения и торможения. Последовательность этих упражнений можно менять, в зависимости от освоения обучающися определенных элементов
На начальном этапе обучения катанию на хоккейных коньках применяется также и поточный способо, чтобы повысить общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия [34].
Целесообразно тренеру-преподавателю при начальном этапе обучения катанию на хоккейных коньках соблюдать принцип симметричного исполнения техники катания на коньках. Элементы катания юный хоккеист должен выполнять в обе стороны. Как на левой, так и на правой ноге. Это, в свою очередь, будет способствовать благоприятному развитию ребенка как юного хоккеиста. На начальном этапе уже можно будет выделить хоккеистов по их хвату клюшки, правый или левый хват не отменяте симметричности выполнения тренировочных заданий.
Для детей необходимы достаточно большие и равномерные интервалы отдыха между упражнениями. Это поможет избежать переутомления детей, что может отрицательно повлиять на развитие организма юного хоккеиста.
Еще одной очень важной и ответственной стороной начального является наличие педагогического и врачебного контроля, как во время занятий, так и вне учебно-тренировочных занятий. Отличным мотиватором для юных хоккеистов является оценивание текущей успеваемости. Оценивание успеваемости позволяет занимающемуся ребенку самому судить о росте или регрессе своего мастерства от учебного занятия к учебному занятию [35].
Правильное освоение техники конька, или хорошего катания на хоккейных коньках в детско-юношеском спорте зависит во многом, от тренера-педагога, который занимается детьми на начальном этапе обучения. Для более успешного овладения катанием на коньках, иногда приглашают специалистов из конькобежного спорта. А владение передвижением на коньках часто отрабатывают в спортивном или тренажерном залах.
Опираясь на материалы, наработанные в ходе организации занятий хоккеем в разных странах, можно утверждать, что обучение этому виду спорта актуально начинать с 7–8 лет.
Подвижные виды спорта в этот возрастной период пользуются у детей большой популярностью, и этот интерес необходимо правильно применить, организовать занятия систематически, приучить детей к регулярным спортивным нагрузкам и дисциплине [9].
Занятия могут быть организованы на крытых и открытых площадках, в этом отношении наши климатические условия являются довольно удобными для хоккеистов, позволяя большую часть года посвящать тренировкам на льду и не терять форму.
Хоккей с шайбой на данный момент занимает немалое место в развитии спорта, это одна из пятнадцати дисциплин, включенных в программу Олимпийских игр.
«Первый хоккейный турнир в рамках олимпиады состоялся в 1920 году. А в 1998 на играх в Нагано хоккей обрел новую жизнь, включив в программу олимпиады игру женских команд. Женский хоккей можно назвать довольно молодым спортивным направлением, но нельзя отрицать, что мировое признание оно уже получило» [23, 24].
Работу с детьми стоит строить, опираясь на широкий спектр подвижных игр и подводящих к хоккею игр по упрощенным правилам. Так же большую помощь тренеру окажут видеоматериалы со съемкой профессиональных игр, которые позволят наглядно продемонстрировать многообразие тактических решений в игре.
Хоккей относится к числу таких игр, которые требуют от участников способности переносить большие физические и психологические нагрузки. Сложность игры состоит в необходимости постоянно находиться в контакте с игроками противостоящей команды, что является испытанием для физической выносливости, а также психологической готовности вступить в конкурентную борьбу.
Кроме того, катание на коньках предполагает высокую скорость перемещения, быстрое изменение диспозиций и игровой ситуации, схемы игры, что требует мгновенной реакции и способности сориентироваться в происходящем.
«Высокая интенсивность борьбы значительно затрудняют выполнение и без того сложных технико-тактических действий (различные виды бега на коньках; ведение, обводка и отбор шайбы; удары и броски шайбы по воротам)» [4].
Принимая во внимание, какой объем внимания необходимо уделить тактическим умениям на этапе профессиональной игры в хоккей, особенно остро встает вопрос о том, что на этапе начальной подготовки необходимо многие ключевые действия отработать до автоматизма, чтобы в дальнейшем не затрачивать усилия на их отслеживание.
«Заложить фундамент двигательных умений, поставить правильную технику катания на коньках - вот главные задачи начального учебного этапа. Одновременно и возраст младшего школьника является сензитивным для развития таких качеств, как скорость, гибкость, координация движений, поэтому работа в этом направлении проходит более легко, чем с детьми старшего возраста» [14].
Для детско-юношеского спорта, все занятия спортом очень благоприятно сказываются на физическом развитии. Во время тренировочного процесса юных хоккеистов задействуются все системы организма, внутренние органы также подвержены значительным изменением в сторону оптимальной работы. Для этого тренеру-преподавателю необходимо учитывать физиологические особенности организма детей, с которыми он работает. Важно знать физиологические основы развития детей возраста, к которыми работает тренер. Однако, все занятия в детстве формируют не только физической качества, но и двигательные умения, осанку ребенка, а также навыки в определенном виде спорта.