Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации ооо инфоурок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины «Экономика труда»
Тема 1. Труд как общественно полезная деятельность
Тема 2. Трудовой коллектив как социально-экономическая система
Тема 3. Организация, нормирование, производительность и оплата труда
Тема 4. Доходы и уровень жизни населения
Различают два основных вида методов нормирования труда: суммарные и аналитические.
К основным методам изучения затрат рабочего времени относят хронометраж и фотографию рабочего дня (Слайд 8,9).
Разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени ведется на основе сопоставления фактического и нормативного балансов рабочего времени.
В современных условиях важнейшее назначение нормирования труда – активное воздействие на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятия с целью производства конкурентоспособной продукции и рационального использования рабочей силы.
Производительность труда можно охарактеризовать как эффективность затрат труда в материальном производстве. Она определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции (Слайд 10).
Уровень производительности труда характеризуется двумя показателями:
1) выработкой продукции в единицу времени (прямой показатель);
2) трудоемкостью изготовления продукции (обратный показатель).
Существуют разные показатели измерения производительности труда. Например, в зависимости от способа измерения объема выпуска произведенной продукции бывают:
1. Натуральные показатели.
2. Условнонатуральные показатели.
3. Трудовые показатели.
4. Стоимостные показатели.
Стоимостной показатель применяют в случае определения выработки разнородной продукции.
Пути роста производительности труда – это основные направления, по которым может идти экономия затрат труда, т.е. пути снижения затрат живого труда. Источниками роста производительности труда выступают конкретные виды труда, за счет которых обеспечивается экономия этих затрат труда.
Стоит отметить, что на внутрипроизводственные резервы оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы.
К группе субъективных факторов, которые оказывают влияние на производительность труда можно отнести:
- возраст, пол, состояние здоровья;
- общее и специальное образование, квалификация, дальнейшая работа по обучению и профессиональной подготовке, владение смежными специальностями;
- стаж работы общий по специальности, стаж работы на данном предприятии;
- жилищные условия, семейное положение, время, затрачиваемое на поездку к месту и с места работы и др.
Улучшение использования рабочего времени является определяющим фактором в процессе совершенствовании организации производства и труда.
Уменьшение численности работников (∆ ) за счет улучшения использования рабочего времени определяется по формуле:
∆ = (1 - )
где – полезный фонд рабочего времени одного рабочего в базисном году, ч; – то же в анализируемом году, ч; – число всех рабочих в анализируемом году, чел.
Возможный рост производительности труда от использования выявленных фотографией рабочего дня потерь рабочего времени определяется по формуле:
∆ П = 100,
где – потери рабочего времени, выявленные фотографией рабочего дня, ч; Т – длительность смены.
Понятие «производительность труда» является более узким с экономической точки зрения, чем понятие «эффективность труда» (Слайд 11). По сравнению с производительностью труда эффективность труда отражает не только количественные показатели труда, но и качественные результаты.
Важнейшая цель социально ориентированной экономики – обеспечение эффективного ее функционирования, достижение устойчивого экономического роста и повышение его качественной характеристики, что создает необходимые условия и предпосылки для совершенствования распределительных отношений и ускорения социального развития общества.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ дается определение оплаты труда (Слайд 12).
Заработная плата – это категория, служащая важным побудительным мотивом к труду, поскольку она:
- стимулирует трудовую активность и жизнедеятельность людей;
- обеспечивает воспроизводство рабочей силы;
- служит основным источником доходов для создания определенных накоплений, фонда жизненных благ населения и др.
Существуют две основные системы оплаты труда – тарифная и нетарифная.
Применение различных систем заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различных выплат может внедряться предприятиями самостоятельно (за исключением организаций, финансируемых за счет бюджета) и закрепляться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Тема 4. Доходы и уровень жизни населения
Доходы населения и их дифференциация. Уровень и качество жизни населения. Прожиточный минимум и нормативные потребительские бюджеты.
Лекция
Активное участие людей в экономической жизни страны и общества выражается в качестве размера дохода населения.
Доходы населения предназначены для удовлетворения его потребностей и поддержания физических, моральных, экономических и интеллектуальных возможностей.
Формирование доходов может определяться трудом, собственностью, способностями, потребностями, должностями, оплатой труда и др.
Перечислим источники личных доходов:
- от трудовой деятельности населения, работающего по найму;
- от трудовой деятельности лиц свободной профессии;
- от предпринимательской деятельности;
- от собственности;
- от средств государства и предприятий;
- от личных подсобных хозяйств.
Классификация доходов достаточно многообразна, например, различают:
- доходы в зависимости от экономической природы;
- доходы по экономическому содержанию;
- доходы по степени использования.
По рекомендациям ООН целесообразно рассматривать такие виды доходов, как:
- первичные доходы на кормильца в текущих и неизменных ценах;
- располагаемые факторные доходы на душу населения в текущих и неизменных ценах;
- совокупные доходы на душу населения и домохозяйство.
Распределение доходов
Личное распределение доходов – деление денежных доходов общества между участниками производственного процесса
Функциональное распределение доходов – деление денежных доходов общества в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода
распределяется между группами семей, работниками, служащими и т.д.
Совокупный доход, распределяется на заработную плату, ренту, процент и прибыль
Основные причины неравенства доходов
-
различия в интеллектуальных и физических способностях; -
различия по уровню полученного образования и профессиональной подготовки; -
различия в готовности рисковать; -
неравенство владения собственностью; -
удача, связи, несчастья, дискриминация.
Современная экономика создает условия для увеличения и многообразия доходов населения, расширяет их дифференциацию и усиливает тенденцию к их усложнению. Однако ещё наблюдается снижение реальных доходов населения, что ограничивает развитие производства и уровня качества жизни.
Одной из самых важных социально-экономических категорий является уровень жизни населения. Российские экономисты обобщают этот показатель в обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами.
Предполагается четыре уровня жизни населения (Слайд 13).
3. Литература
-
Киселева В. А. Экономика труда: учебное пособие / В. А. Киселева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 286 с. -
Одегов Ю. Г. Экономика труда: учебник и практикум / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 386 с. -
Рофе А. И. Экономика труда: учебник / А. И. Рофе. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с. -
Экономика труда: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю. И. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. – М.: Магистр, 2010. – 868 с.
(все источники в папке Литература)
4. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине
Форма контроля | Виды оценочных материалов |
Зачет | зачет в форме теста |
Критерии оценивания:
-
от 30 до 60 % правильных ответов теста – оценка «удовлетворительно»; -
от 60 до 90 % правильных ответов теста – оценка «хорошо»;
- от 90 % правильных ответов теста – оценка «отлично».