Файл: Курсовой проект по дисциплине Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортнотехнологических машин и оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

Институт машиностроения, материаловедения и транспорта

Кафедра «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей»

Курсовой проект

по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования»

Выполнил:

студент гр. б1-ЭТТК31

Воронин Никита Константинович

Проверил:

асс. каф. ОПБС

Кожинская А. В.


Саратов 2023

Содержание


1. Задание на проектирование 3

2. Исходные данные 4

3. Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя 5

4. Расчёт тяговой динамики 7

5. Расчёт графика времени разгона 12

6. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности 15

7. Анализ результатов расчёта 17

Список используемой литературы 18



1. Задание на проектирование


1. Номер задания – 6;

2. Модель автомобиля - Skoda Fabia;

3. Тип КПП – механическая;

4. Коэффициент сопротивления качению ᵮ = 0,012;

По указанному заданию выполнить тяговый расчет и расчет топливной экономичности автомобиля.

2. Исходные данные


Грузоподъемность: mгр = 460 кг;

Полная масса: ma= 1540 кг ;

Габаритная высота: Нг = 1,498 м;

Габаритная ширина: Bг= 1,642 м;

Максимальная скорость: Vamax = 174 км/ч;

Двигатель CGGB BXV 1,4;

Nemax = 63 кВт, при nN = 5 000 об/мин;

Memaх, = 126 Н·м, при nM = 3 800 об/мин;

gemin, = 250 г/ (кВт·ч);

Передаточное число КП на передачах:

и1 = 3,77;

и2 = 2,10;

и3 = 1,39;

и4 = 1,03;

и5 = 0,81;

Передаточное число главной передачи иo = 3,882;

Шины 185/60/R14;

Коэффициент сопротивления дороги на горизонтальной дороге = f =0,012;

3. Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя


Скорость вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости автомобиля считаем по формуле:

ωv= , (1)

где Vamax = 48,33 м/с (Vamax = 174 км/ч, что соответствует 48,33 м/с).

Величину радиуса качения rk принимаем равным статическому радиусу:

0,5d + , (2)

где d – диаметр обода колеса, м ;

- коэффициент смятия шины под нагрузкой ( = 0,8….0,9);

- высота профиля шины, м;

d= 14 дюймов = 0,3556 м;

= ;

0,5d + = 0,5 + = 0,26 м;



Коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту:



где - максимальный крутящий момент, Н·м;

- максимальная мощности двигателя, кВт;



Коэффициент приспосабливаемости двигателя по скорости вращения коленчатого вала:






где - скорость вращения выходного вала двигателя при максимальном крутящем моменте, рад/с;



Коэффициенты а, b, с рассчитываются по формулам:







Внешнюю скоростную характеристику двигателя рассчитывают по формуле С.Р. Лейдермана:

; (9)

Крутящий момент:



При :





Расчет ведется от рад/с до рад/с.

Результаты расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики

двигателя CGGB BXW 1,4

№ точки

Скорость вращения коленчатого вала wе, рад/с

Мощность кВт

Крутящий момент Н*м

1

90

8,275

91,946

2

180

19,609

108,938

3

270

32,431

120,114

4

360

45,171

125,474

5

397,94

50,136

126

6

523,60

63

120,321

7

569,89

65,751

115,375





Рисунок 1. Результаты расчета внешней скоростной характеристики

двигателя CGGB BXW 1,4

4. Расчёт тяговой динамики


Значения линейной скорости движения автомобиля Va (столбец 4) определяются по формуле:

, (11)

При на первой передаче:



Значения силы тяги PT в расчетных точках определяются по формуле:


Где - коэффициент полезного действия трансмиссии.

Значение коэффициента полезного действия трансмиссии без учета гидравлических потерь подсчитывается по формуле:

= 0,98 z ·0,97 k · 0,99n, (13)

где z, k и n - число пар соответственно цилиндрических, конических шестерен и число карданных шарниров, передающих крутящий момент от двигателя к колесам.

= 0,98 2 ·0,97 1 · 0,990 =0,96;

При PT на первой передаче:



Сила сопротивления воздушной среды Рb , Н определяется из уравнения:

Рb = kb · Fа · Va2, (14)

где kb =0,171 – коэффициент сопротивления воздуха, Н · с2/м4;

– поперечная (лобовая) площадь автомобиля, м/с.

Для ориентировочной оценки поперечной площади автомобиля Fа можно использовать зависимость:

Fа = а · Нr · Br, (15)

где Нr и Br - соответственно габаритная высота и габаритная ширина автомобиля, м;

а - поправочный коэффициент (а =0,78 – 0,81).

Fа = 0,8 · 1,498 · 1,642 = 1,968 м2;

При Pb на первой передаче:

Рb = 0,171 · 1,968 · 1,642 = 0,001 кН;

Сопротивление дороги Рд, на горизонтальном участке определяется уравнением:

Р