Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ
5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.
8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).
– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;
– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;
– адекватность использованных методов задачам исследования;
– завершённый характер выполненного исследования;
– корректность использования литературных источников, их количество;
– оформление работы в соответствии с требованиями;
– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;
– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;
– владение навыками публичного выступления.
Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации
На начальном этапе работы над темой ВКР решаются две основные задачи: формирование эмпирической базы исследования и изучение теоретической литературы по теме.
Основными источниками сбора практического материала являются:
– словари и справочники русского языка, двуязычные словари;
– корпус русского языка (ruscorpora) и другие машинные базы данных, интернет-источники;
– разножанровые устные и письменные тексты;
– учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному и литературе, программы, сертификационные требования, типовые тесты системы тестирования по русскому языку как иностранному;
– результаты лингвистических экспериментов и др.
Для формирования методологической основы исследования следует изучить теоретические источники по теме исследования следующих видов:
– научные монографии и статьи;
– диссертации и авторефераты диссертаций, в том числе, магистерских;
– материалы научных конференций и т.п., опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях.
Для того чтобы определить круг теоретических работ по теме выпускного исследования, можно использовать:
– базу данных электронной библиотеки РИНЦ (elibrary);
– поисковые системы Яндекс, Гугл и т.п.;
– библиографические указатели.
Изучение теоретической литературы (опубликованной как в России, так и за рубежом) следует начинать с работ, изданных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям. Квалифицированную консультацию об имеющейся литературе могут дать сотрудники научно-библиографического отдела научной библиотеки КФУ.
После изучения теоретической литературы по теме студент самостоятельно составляет рабочий план исследования и согласовывает его с научным руководителем.
Основные разделы ВКР:
– титульный лист (см. Приложение 1), который должен подписываться научным руководителем и заведующим выпускающей кафедрой;
– оглавление, которое включает в себя порядок расположения отдельных частей ВКР с указанием страниц, на которых соответствующая часть начинается;
– основной текст ВКР, в состав которого входят: введение, основная часть и заключение;
– список литературы;
– приложения (при необходимости).
ВКР начинается с титульного листа, в котором указываются форма выпускной квалификационной работы (дипломная работа), её тема и автор, должность, научная степень и ученое звание научного руководителя, а также заведующего кафедрой; в шапке титульного листа указываются названия министерства, университета и кафедры, на которой выполнялась работа, шифр и название образовательной программы; внизу по центру пишется город и год (Казань 2019) (см. Приложение 1). Номер страницы на титульном листе НЕ проставляется.
Далее следует Оглавление, в котором указываются названия всех структурных частей диссертации и их начальные страницы: введение, главы, параграфы и их подразделы, заключение, список использованных источников, приложения и т. п. (см. Приложение 2).
Собственно текст работы состоит из следующих частей: введение, две главы, содержащие 2-3 параграфа каждая, заключение, список литературы. Рекомендуемый объем дипломной работы не менее 50 страниц печатного текста, включая список литературы, но без учета Приложений, которые в текст работы не входят.
Введение, в котором излагается научный аппарат исследования (основные методологические характеристики) и Заключение, содержащее основные результаты выполненного исследования, не должны по своему объему превышать 1/10 часть основного текста, т.е. быть не более 4 страниц каждое.
Основная часть работы объемом около 40 страниц обычно включает 2 главы, которые делятся на параграфы и подпараграфы. Как правило, глава содержит не менее 2 параграфов, названия которых не могут совпадать с темой диссертации, а также с названием главы. Главы должны быть примерно одинаковыми по объему, т.е. примерно по 20 страниц. Каждая глава должна заканчиваться выводами.
Список литературы филологической диссертации обычно состоит из перечня теоретической литературы (монографии, научные статьи, сборники докладов) и перечня источников практического материала (словари, литературные произведения, сборники текстов, электронные базы данных). В список литературы включаются только те источники, на которые в тексте обозначены прямые или косвенные ссылки. Примерный объем списка литературы – не менее 50 наименований. Желательно, чтобы в списке литературы было не менее 20 первои
сточников, изданных за последние пять лет.
Приложения приводятся в конце диссертации после списка использованной литературы. Это последний раздел, включающий материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования. Приложения не входят в объем диссертации. В качестве приложений приводятся сложные схемы, графики и диаграммы, таблицы большого объема, анкеты и результаты проведенных экспериментов, словник, словарь (образцы словарных статей) и т.д.
Таблица 2 – Объем и структура ВКР (дипломной работы)
Структурные элементы диссертации | Кол-во стр. |
1. Титульный лист | 1 |
2. Оглавление | 1-2 |
3. Введение | 3-4 |
4. Основная часть (2-3 главы) | 40 |
5. Заключение | 2-4 |
6. Литература | 6-8 |
Всего: | 50-60 |
7. Список сокращений (при необходимости) | 1-2 |
8. Приложение (-ия) (при наличии) | |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ
ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
3.1 ВВЕДЕНИЕ
Введение к ВКР содержит основные элементы методологического аппарата проведенного исследования, которые представляются в строгой последовательности:
-
Актуальность темы исследования и степень разработанности научной проблемы. -
Объект и предмет исследования. -
Цель и задачи исследования. -
Материал и источники исследования. -
Методология и методы исследования. -
Научная новизна. -
Теоретическая и практическая значимость. -
Структура исследования.
9. Апробация результатов.
1. Актуальность темы исследования и степень разработанности научной проблемы. Формулируя актуальность исследования, ответьте на вопрос: почему данную проблему в настоящее время необходимо исследовать? Исследование является актуальным, если оно отвечает потребностям современной жизни и восполняет пробелы в определенной области науки. Чтобы сформулировать актуальность, необходимо обосновать научный интерес к данной проблеме, дать краткую информацию об изученности отдельных аспектов темы, сделав вывод о недостаточной изученности темы.
2. Объект и предмет исследования
. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это то, что изучается, а предмет – это свойство объекта, научная проблема, которая изучается.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы. Объект исследования коррелирует с материалом, но это более узкое понятие, чем материал. Например, если материалом исследования являются стихотворные тексты, то в качестве объекта выступают отобранные из этого материала языковые единицы, контексты и т.п.
Предмет исследования – это научная проблема, связанная с познанием свойств объекта, которая обозначена на титульном листе как тема.
3. Цель и задачи исследования. Цель – это предполагаемый научный результат, который должен быть получен в ходе исследования. Она формулируется четко и кратко, как правило, в одном предложении.
При формулировании цели исследования возможно использовать два грамматических варианта:
– отглагольные существительные (целью работы является выявление особенностей …)
– инфинитив (цель работы – выявить особенности…).
Распространенной ошибкой при формулировании цели исследования является использование слов анализ /проанализировать, описание / описать, сравнение / сравнить, сопоставление / сопоставить, исследование / исследовать, изучение /изучить. Обратите внимание: анализ, описание, сравнение и сопоставление – это методы исследования, а не его цель (как проводится исследование – это совсем не то, для чего, с какой целью оно проводится). Недопустимы также слова исследование / исследовать, изучение / изучить, потому что они обозначают процесс, а не его результат (целью исследования не может быть сам процесс исследования!!!).
Сформулированная цель логически определяет задачи, которые конкретизируют цель. Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее. Каждая задача соотносится с содержанием определенной главы (параграфа) исследования, поэтому одной из задач, как правило, бывает анализ достижений /обзор теоретической литературы по теме исследования. Не рекомендуется заявлять слишком много задач. Формулировать задачи лучше посредством грамматической формы инфинитива (
дать, выявить, определить…).
4. Эмпирическая база исследования (материал и его источники). В данном разделе указывается, на каком конкретном материале выполнена работа и что послужило источником для сбора данного материала. В качестве источников лингвистических исследований выступают, как правило, всевозможные книги: словари, справочники, сборники текстов, различные базы данных и т.п. Материалом для исследования являются содержащиеся в них тексты. Например, если материалом исследования являются русские пословицы, то его источниками – сборники пословиц, а объектом исследования являются некоторые из пословиц (к примеру, пословицы о возрасте).
5. Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования могут выступать концепции, теории, научные идеи ученых-теоретиков, методологов отечественной и зарубежной науки, которые составляют фундамент любого исследования.
Методы – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности, являющиеся орудием получения научных фактов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:
– необходимо использование разнообразных методов исследования и такого их сочетания, которое позволяет получить разносторонние сведения об изучаемом явлении;
– методы должны отражать динамику развития определенных качеств предмета исследования;
– методы должны быть направлены не только на анализ результатов, но и условий, при которых они были получены.
Методы исследования должны быть использованы с учетом специфики лингвистики. Общенаучные методы (анализ, синтез, наблюдение, описание, количественная обработка данных) могут быть реализованы в качестве вспомогательных.
В лингвистике могут использоваться методы и приемы непосредственного наблюдения и аналитического описания языковых и речевых фактов; метод компонентного анализа значения слова, методы стилистического и ассоциативного эксперимента; метод опроса (анкетирование и интервью) и др.